Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль полиса в древнегреческой культуре ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Культура представляет собой упорядоченную систему, имеющую свою внутреннюю структуру, воплощающую систему духовных ценностей, мировоззрение, художественное и научное творчество каждого народа. Культура греческих полисов наиболее ярко проявилась в чувстве неразрывной связи каждого гражданина с его городом, в ощущении коллектива граждан как союза свободных, равноправных личностей, сопровождавшимся проявлением высокого самосознания и гражданской активности каждого члена полиса, в восприятии свободы как высшей нравственной категории. Важной особенностью новой греческой культуры было то, что она сформировалась, с одной стороны, на основе традиций крито-микенского и гомеровского обществ, с другой – с использованием опыта цивилизаций Древнего Востока. Греки сумели творчески осмыслить и переработать наследие «старого мира» и создать новую систему духовных ценностей. В первую очередь греческая культура базировалась на эффективной, рациональной экономике, которая обеспечивала определенный уровень богатства общества, сформировала прогрессивно мыслящий господствующий класс и активное среднее гражданство, составлявшее основу полиса. Эта динамичная и предприимчивая часть полиса была особо восприимчива к новым культурным ценностям. Политическое устройство греческих полисов, как-то: отсутствие бюрократии, создание ополчения и отсутствие наемников, концентрация власти в руках Народного собрания, контролируемый широкими массами аппарат управления – все это привело к реальной близости институтов государства и его граждан. Отсутствие жесткой жреческой организации (как в государствах Древнего Востока), простота религиозных обрядов, широкое участие граждан полиса в общественных праздниках и контроль за ними государства создавали больше возможностей для развития отдельных составляющих греческой культуры – философии и естествознания, драматургии и спорта, образования и воспитания. Важнейшим фактором развития греческой культуры стало широкое распространение грамотности среди греческого населения, что существенно подняло его уровень и сделало более подготов ленным к культурным достижениям своих государств. Несомненно, что на развитие греческой культуры повлияли благоприятные на тот период природные условия Балканской Греции. Равнины, пересекающие их невысокие горные хребты, образовывающие множество долин, море – все это способствовало развитию эстетических категорий, тонкого понимания природы, чувства прекрасного, соразмерности и гармонии, что было превосходно реализовано греками в различных областях культуры. Добыча полезных ископаемых, которыми были так богаты греческие недра, требовала специальных знаний и упорного труда. Большую роль в жизни греческих полисов играло море. Изрезанная береговая линия и множество островов способствовали развитию судоходства и морской торговли. Греки покорили морскую стихию, которая стала неотъемлемой частью их жизни. Греческая культура VIII — IV вв. до н.э. является одним из высших достижений эллинской цивилизации. Она включает в себя религию и театр, письменность и литературу, архитектуру и изобразительные искусства, философию и естествознание, образование и воспитание. Греческая религия была органичной частью культурной и общественной жизни полисов Древней Эллады. Она определяла мировоззрение и мироощущение греческих граждан, их нравственные и этические нормы, а также формировала образы и основные тенденции художественного творчества. Она стала основой для многих произведений литературы и философии, архитектуры и скульптуры. Пройдя все этапы развития, характерные для народов древних цивилизаций, греки создали свою собственную, оригинальную религиозную систему, соответствующую уровню их общественного сознания. Ранний этап развития греческой религии определялся формированием взаимоотношений между человеком и окружающим его миром. Различные природные явления представляли опасность для жизни человека и перед ними он чувствовал свое бессилие. Для адаптации в окружающем его мире человек обожествлял стихии и отдельные предметы. Первые божественные существа, представавшие часто в виде каких-либо животных или растений, руководили мировой природой и от их милости или гнева зависела жизнь человека. Чтобы добиться их расположения, человек приносил богам жертвы, обращался к ним с молитвами. Таким образом, первые сакральные отношения человека с окружающей средой были результатом удовлетворения его простых повседневных потребностей. Дорийское переселение привело к преобладанию в греческой религии местных племенных культов, которые впоследствии стали основой гомеровского пантеона. На новом этапе почитание богов было связано с целой системой сакральных обрядов – молитв, жертвоприношений, религиозных плясок и гимнов, погребальных игр. В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» боги предстали уже в антропоморфном облике. В новом пантеоне богов была сразу проведена четкая иерархия. Все божества были поделены на высшие и низшие. Низшие божества, демонические существа, олицетворяли собой все элементы природы – леса, горы, гроты, ручьи. Они сохранили получеловеческий, полуживотный облик. Высшие божества жили на горе Олимп, расположенной в фессалийской области. На ее снежной вершине в прекрасных дворцах обитали олимпийские боги. Характерной особенностью греческой религии было то, что олимпийцы не являлись существами изначальными. Им предшествовало еще два поколения богов, каждое из которых боролось за власть с предыдущим. Сначала были Хаос, Гея (земля), Тартар (подземный мир) и Эрос (любовь). Гея родила Урана (небо), вступила с ним в брак и они составили первую верховную пару божеств. Они породили второе поколение богов – титанов. Сын Урана Кронос стал во главе заговора титанов и, оскопив своего отца, лишил его власти. Кронос женился на титаниде Рее и они стали второй верховной парой богов. В страхе за свою власть Кронос проглатывал рожденных Реей детей, пока его младший сын Зевс, спрятанный матерью на о. Крит, в свою очередь, не сверг отца. Со своими братьями и сестрами Зевс стал править миром. Так появилось третье поколение богов – олимпийские боги. Свое превосходство олимпийцам пришлось долго отстаивать. После окончательной победы как над титанами, так и над гигантами вся власть была сосредоточена в руках Зевса и его семьи. Так сложилась группа, состоящая из 12 верховных олимпийцев. Все остальные боги, демоны, герои находились в подчинении у них. Повелитель грома и молний Зевс стал владыкой небесного пространства, а также царем богов и людей. Его братья Посейдон и Аид поделили между собой морское и подземное царства соответственно. Зевс женился на Гере, которая покровительствовала браку и материнству. Одна из их сестер, Деметра, стала богиней земледелия и плодородия, а другая, Гестия, богиней священного домашнего очага. В состав олимпийцев также вошли богиня мудрости и ремесла Афина, бог-кузнец Гефест, богиня любви и красоты Афродита, бог войны Арес, бог света и покровитель Муз Аполлон и его сестра богиня-охотница Артемида. Позднее к ним присоединились Дионис (бог виноградарства и виноделия) и Гермес (бог торговли и путешествий). Кроме 12 олимпийских богов каждый город почитал своих богов-покровителей. В Афинах поклонялись Афине, в Спарте – Аполлону и Артемиде, в Коринфе – Посейдону, в Аргосе и на о. Самос – Гере и т.д.[4] Развитие греческой цивилизации привело к изменению функций олимпийских богов. Если раньше боги олицетворяли собой силы природы, то теперь они становились покровителями различных занятий и сословий. Деметра опекала земледельцев, Афина и Гефест – художников и ремесленников, Гермес – торговцев и глашатаев. Кроме того, олимпийцы воплощали в себе идею прогресса и цивилизации. Афина познакомила людей с уздечкой, ткачеством и оливководством, Дионис – с виноградарством и виноделием, Гефест – с кузнечным и гончарным ремеслом, Посейдон – с коневодством, Гермес – с торговлей, Асклепий – с врачеванием. Театр был под покровительством Диониса, а литература и науки – Аполлона Мусагета и его девяти Муз. Помимо растений греки отождествляли богов с представителями животного мира. Афина некогда почиталась в виде змеи, Аполлон и Зевс в виде волка, Гермес в виде ягненка, а Посейдон в виде коня. Священной птицей Зевса считался орел, сова же принадлежала Афине. Особенностью греческой религии являлось отсутствие в ней строгих догм и влиятельного жречества. Исполнение всех религиозных актов контролировалось государством. Государство возводило храмы, устанавливало алтари и жертвенники богам, назначало жрецов, которых выбирали из представителей древних аристократических родов. Подготовка и проведение религиозных праздников была в руках особых исполнителей, избираемых Советом города. Отсутствие догм в религии выражалось еще и в том, что у греков не было специальных лиц, надзирающих за обязательным исполнением гражданами религиозных обрядов, а также строгих судов по делам религии. В результате греческая религия отличалась терпимостью и свободомыслием. До тех пор пока человек не нарушал законы (осквернение священных мест, похищение или повреждение священных предметов и даров, отступление от религиозных обрядов и форм почитания богов), его взгляды были его частным делом. Однако при нарушении вышеперечисленных положений граждане вступали в конфликт с государством и оно определяло меру их вины и степень наказания (смерть, изгнание и конфискация имущества).[5] Важнейшей частью культуры Древней Греции были музыка и театр. Песни сопровождали главные события в жизни греков: рождение ребенка и оплакивание покойников, дружеское застолье и любовный союз; музыка сопровождала декламацию стихов и была частью культовых праздников и театральных представлений. Были обнаружены небольшие фрагменты музыкальных произведений, но обычно музыка не записывалась и о ее звучании существуют лишь догадки. Античная греческая музыка была одноголосой, преимущественно вокальной. Обучение музыке вошло в систему воспитания детей; игра на музыкальных инструментах и пение стали основной частью гимнастических и художественных (так называемых мусических) состязаний: олимпийских, нифийских и др. Часто греческие драматурги и поэты были еще и композиторами (Вакхлид, Пиндар, Сапфо, Эсхил, Софокл). В основу греческой драмы (буквально «действие») легли древние обрядовые игры, связанные с культом бога Диониса. Театрализованные шествия с пением посвященных этому богу гимнов (дифирамбов) дали развитие драматическому диалогу и сценическому движению. Согласно Аристотелю, из дифирамбов выросла греческая трагедия, а из веселых фаллических песен, исполняемых сельской процессией (комосом), - комедия. Растущая популярность драматических представлений привела к выделению их из религиозных церемоний и превращению в самостоятельный вид искусства, занявший важное место в общественной жизни древних греков. Главная особенность греческого театра состояла в том, что драматические представления устраивались в форме состязаний. Три трагических поэта оспаривали друг у друга пальму первенства в форме тетралогий (три трагедии и одна драма сатиров, объединенные единым сюжетом), а три комедиографа представляли по одной пьесе. Судейская коллегия из 10 человек выносила свое решение, которое затем в виде надписи на каменной плите (дидаскалии) выставляли у здания театра. Большая роль в постановке пьесы принадлежала хорегу – богатому гражданину, который в качестве общественной повинности (литургии) должен был раз в год на свои средства провести драматические состязания. Драматург же выступал в качестве режиссера, композитора, а иногда и актера. Все роли в греческом театре исполняли мужчины. Сначала был один актер, который вел диалог с хором. В ранней греческой драме большую роль играл хор певцов, тогда как значение актеров и диалогов между ними вырастало соответственно увеличению их количества. Эсхил добавил второго актера, а Софокл – третьего. Особое положение в театре занимал первый актер (протоагонист), исполнявший несколько главных ролей. Актеры выступали в специальных костюмах: трагические актеры были одеты в длинные роскошные одежды, тогда как комические – в повседневную одежду горожан и селян. На головы актеров надевали маски и парики. Маски помогали им исполнять сразу несколько ролей, так как соответствовали полу, возрасту и характеру действующих лиц. Первоначально театральные действия разыгрывались на временных деревянных площадках. Популярность драматических соревнований превратила их в периодически повторяемые зрелища, которые настоятельно требовали постоянного места для их проведения и специального здания. Таким местом стал юго-восточный склон афинского Акрополя, а зданием – театр Диониса, классический образец греческого театрального строения. Он состоял из трех частей: 1) театрона – мест для зрителей; 2) орхестры – круглой площадки, на которой выступал хор; 3) скены – небольшого помещения, примыкающего к орхестре. Театрон был трехъярусным и поднимался от орхестры в виде подковы вверх на 78 рядов. Скамьи театра были каменными, а первый ряд, предназначенный для почетных гостей, из мрамора. Скеной сначала называли небольшую палатку, где хранили реквизит и которую актеры использовали для переодевания. Позже временную палатку сменило каменное помещение, приспособленное для декораций, изобретение которых приписывали Софоклу. В греческом театре использовали и специальные механизмы: эккиклему – деревянную выдвигающуюся платформу, показывающую внутренние покои дома; журавль – приспособление для комических полетов на сцене; айорему – машину, поднимающую в воздух богов и героев; «лестницу Харона», по которой призраки появлялись из-под земли. Драматические состязания были излюбленным развлечением греков. Зрителям театра Диониса на суд представлялись высокохудожественные пьесы лучших греческих драматургов, в которых поднимались важнейшие вопросы современной жизни. V в. до н.э. – это время расцвета греческой драмы, время творчества трех великих трагиков – Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана, чьи произведения вошли в сокровищницу мировой драматургии. Первым трагическим поэтом, драмы которого сохранились до наших дней был Эсхил (525 – 456 гг. до н.э.), которого прозвали отцом греческой трагедии. Эсхил начал свою карьеру в 30-летнем возрасте. Первую победу он одержал в 484 г. до н. э., после чего в течение почти двадцати лет оставался непревзойденным. Из 70 трагедий Эсхила сохранилось только 7. В автоэпитафии поэта нет ни слова о его блестящих театральных победах, зато отмечены три крупных сражения греко-персидских войн (Марафон, Саламин и Платеи), в которых он принимал участие. Теме саламинской битвы посвящена одна из ранних трагедий поэта – «Персы» (472г. до н.э.). Победу греков над персами Эсхил связывал с особенностью политического устройства двух народов. Полисная идеология, демократический дух и глубокий патриотизм греков были противопоставлены высокомерному безумию восточного деспота Ксеркса, от которого отвернулись даже боги. В «Орестее» поэт обращается к теме мести Ореста за смерть своего отца Агамемнона, трактуя ее с точки зрения полисной идеологии. Афинский Ареопаг был показан им как идеальный орган государственного управления, символ высшей и божественной справедливости.[6] После смерти Эсхила ведущее положение в афинском театре занял Софокл (496 – 405 гг. до н.э.). Он входил в интеллектуальный кружок Перикла, был дружен со многими художниками, историками и философами. Софокл провел ряд театральных реформ: ввел третьего актера, увеличил количество участников хора, нарушил принцип связной тетралогии. Дожив до 90 лет, Софокл умер, так и не узнав горечи поражения на сцене. Его творческое наследие составило 120 трагедий, из которых сохранилось только 7. Наибольшую известность в мировой литературе получили его драмы, основанные на фиванском мифологическом цикле – «Царь Эдип», «Антигона», «Эдип в Колоне», поднимавшие важнейшие моральные и этические проблемы. Судьба Эдипа, вознесенного до вершин счастья и в один миг сброшенного вниз, в бездну ужаса и отчаяния, стала воплощением неотвратимости рока и бессмысленных попыток человека бороться с ним. Высшая истина проявляется в воле богов, тогда как возможности человека в этом мире весьма ограниченны. Человек бессилен перед властью богов, так же как и перед силой рока. Герои Софокла – яркие, сильные личности, не испытывающие сомнений и колебаний в правильности их нравственного выбора. Проблема «место человека в обществе» благодаря Софоклу стала одной из ведущих в мировой литературе.[7] Тройку великих греческих трагиков замыкает Еврипид (480 – 406 гг. до н.э.), судьба которого была драматична. Расцвет творчества Еврипида попал на эпоху кризиса полисной идеологии, когда общественные взгляды и моральные устои подвергались пересмотру. Новые тенденции в обществе, сформировавшиеся под влиянием софистов, «философ на сцене» Еврипид отразил в своих трагедиях, однако успеха они ему не принесли. Однако через 100 лет Еврипид взял реванш у своих противников. Его трагедии с успехом шли на сцене эллинистического театра, благодаря чему из 90 пьес сохранилось 18. Аристотель писал, что Софокл показал людей такими, какими они должны быть, тогда как Еврипид – такими, какие они есть на самом деле. В этом состояла величайшая заслуга поэта. В трагедиях Еврипид раскрыл глубину истинных чувств и мыслей людей, показал сложный психологический образ человека, всю палитру его чувств: гнев и ярость, любовь и ревность, месть и зависть. Бушующие в душе человека страсти часто приводили его к нравственной или физической гибели: буйствующие вакханки во главе с Агавой разрывали на части Пенфея («Вакханки»), ослепленный безумием Геракл убивал свою семью («Геракл»), больная от ревности Медея приносила в жертву мести мужу собственных детей («Медея»).[8] Творчество Эсхила, Софокла и Еврипида стало величайшим достижением греческой литературы и во многом определило ее дальнейшее развитие. В 486 г. до н. э. на Великих Дионисиях была поставлена первая греческая комедия. Особенностью так называемой «древней» комедии была ее яркая политаческая направленность, способность мгновенно откликаться на события современной жизни, личная инвектива (насмешка), приемы балаганного шутовства. Во время сельских праздников проводился комос – веселое шествие гуляк, высмеивающих все и всех на своем пути. В условиях полисной демократии личные насмешки в рамках комедии превратились в описание злободневных событий и карикатуру на видных деятелей Афин. Смехом и шуткой комедия была призвана лечить и исправлять болезни общества. Подлинным мастером древней комедии был Аристофан (446 – 385 гг. до н.э.), сын богатого афинского гражданина. Полученное образование помогло ему великолепно ориентироваться в вопросах политики и права, философии и литературы. Из 40 комедий Аристофана сохранилось 11. Современник Пелопоннесской войны, Аристофан часто в своих комедиях обращался к теме мира, высмеивал глупых демагогов, трусливых полководцев, алчных магистратов («Ахарняне», «Мир»). Шедевром мировой драматургии признана его комедия «Лисистрата», в которой измученные тяготами многолетней войны афинские женщины приняли решение отказать своим мужьям в супружеских правах, если мужчины не сложат оружие и не заключат мир со Спартой. Аристофан часто критиковал отдельные стороны государственного устройства Афин, например деятельность Народного собрания («Ахарняне») или судебной ассамблеи («Осы»). Злобной критике в комедии «Облака» была подвергнута личность Сократа, школа которого представлялась Аристофану сборищем проходимцев и сумасшедших, а сам философ напоминал широко распространенный и по сей день тип ученого-шарлатана, за деньги готового исцелить любого от всех болезней. Настоящим шедевром стала комедия «Лягушки», в которой Аристофан обозначил вопросы смысла творчества, личности поэта и воспитательной роли театра. Итогом размышлений комедиографа стала сцена, где Дионис бросал на весы стихи Эсхила и Еврипида, выбирая между ними лучшего поэта. Герои Аристофана и по сей день вызывают симпатию своими решительными поступками и смех над тем, как они их воплощают в жизнь.[9] Греческая архитектура с точки зрения эстетических законов была уникальным явлением, так как каждое здание превращалось в настоящий шедевр. Греческие зодчие обогатили мировую культуру строениями нового типа, такими как театры и одеоны, ипподромы и стадионы, гимнасии и палестры, мавзолеи. Величайшим достижением греческого зодчества стала «ордерная система», предполагавшая определенный выбор места новой постройки, органическое включение здания в окружающую среду и близость архитектурных сооружений к человеку. Большую роль играло храмовое зодчество. Греки считали храм жилищем божества и при его сооружении исходили из главного помещения царского дворца – мегарона. Основной материал – мрамор. Некоторая суровость зодчества первой половины V в. (храм Посейдона в Пестуме) к середине века сменяется просветленностью и жизнерадостностью (храм Зевса в Олимпии). Вершина древнегреческого зодчества – ансамбль Афинского Акрополя. Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции – Фидия. Фидий с помощниками исполнил и скульптуру для Акрополя. Среди дошедших до нас памятников главное место занимает скульптура из бронзы и мрамора (в том числе богатая храмовая скульптура, скульптурные группы фронтонов, рельефы фризов) и вазопись. Со второй половины VI в. до н.э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистические целостные представления об образе человека, его живой красоте и героической добродетели. В период классики (V в. до н.э.) искусство проникается жизненной правдивостью и высокой художественной гармонией. Глубоко человечно творчество Фидия, главным произведением которого стали мраморные статуи и рельефы Парфенона и недошедшая до нас статуя Зевса Олимпийского, причисленная к одному из семи чудес Света и подробно описанная Павсанием. Дальнейшее развитие скульптура получила в творчестве таких выдающихся скульпторов, как Скопас, Пракситель, Кресилай, Алкмен, Леохар, Лисипп.[10] В период эллинизма образ идеального героя стал вытесняться более индивидуализированными образами, где подчеркнутое героическое начало соседствовало с утратой душевного равновесия и самообладания. Возник интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и будничным сторонам жизни. Среди произведений монументальной скульптуры эллистической Греции одними из замечательных памятников стали «Ника Самофракийская» (190 г. до н. э.) и «Венера Милосская» (120 г. до н. э., скульптор Агесандр или Александр), возвращающие нас к классическим традициям.[11] Культура Греции VIII —IV вв. до н.э. стала важным этапом как в развитии греческой цивилизации, так и в судьбе мировой культуры. Она подарила миру множество открытий и идей, художественных образов и изобразительных шедевров, которые обогатили сокровищницу мировой культуры и заложили основы для дальнейшего развития.
Заключение. Великая эллинская цивилизация за длительный период своего существования (свыше двух тысяч лет) прошла сложный путь становления и расцвета. Во II тыс. до н.э. раннеклассовое греческое общество и первичная государственность развивались в целом по пути, которым шли страны и общества Древнего Востока. Однако этот путь развития для греческого общества оказался тупиковым. В конце II тыс. до н. э. ранние цивилизационные центры, сложившиеся на Крите и на материковой Греции, распались, и Эллада вернулась к примитивному родовому устройству. В начале I тыс. до н.э. наметился иной путь исторического развития древних греков через формирование нового типа общества и государства-полиса, т.е. небольшого по территории и численности населения города-государства. Греческий полис как новая форма общества и государственности способствовал созданию благоприятных условий для становления динамичной экономики гражданского общества, республиканского строя и создания высокоразвитой культуры. В этих условиях возникла новая этническая общность – эллинская народность, обладающая большим творческим потенциалом, предприимчивостью, свободолюбием, верой в свои собственные силы. Древние греки внесли огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Наибольшие достижения греков проявились организации городского образа жизни с высоким уровнем благоустройства как одного из условий цивилизованного существования человека. Была сформирована демократия как форма государственного устройства, позволяющая человеку полностью проявить свои творческие возможности в создании культурных ценностей. Одним из важных достижений политической философии древних греков стал институт гражданства. Положение греческого гражданина как равноправного члена полисного коллектива существенно отличалось от положения древневосточного бесправного подданного. Он был наделен рядом неотъемлемых юридических прав: личной свободой, собственностью на земельный участок, правом участия в Народном собрании и управления государством. Четкое определение этих прав и их осознанная реализация обогащали самосознание, расширяли кругозор, стимулировали творческие способности гражданина. Высокий уровень греческой культуры, глубина и многообразие ее направлений, создание выдающихся шедевров, вошедших в сокровищницу мировой культуры, сделали эллинскую культуру уникальным явлением, оплодотворившим и обогатившим развитие мирового исторического процесса.
Список литературы
1. Зелинский, Ф.Ф. История античной культуры/ Ф.Ф. Зелинский. – СПб.: Марс, 1995. – 380с. 2. История Древней Греции/ В.И. Кузищин [и др.]. – М.: Академия, 2006. – 480с. 3. Сапронов, П.А. Культурология/ П.А. Сапронов. – СПб.: Союз, 2003. – 560с. 4. Столяренко, Л.Д. Культурология/ Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352с. [1] История Древней Греции / В.И.Кузищин [и др.]. - М.: Академия, 2006. [2] Сапронов, П.А. Культурология / П.А.Сапронов. – СПб.: Союз, 2003. [3] История Древней Греции / В.И.Кузищин [и др.]. - М.: Академия, 2006. [4] Зелинский, Ф.Ф. История античной культуры/ Ф.Ф. Зелинский. – СПб.: Марс, 1995. [5] История Древней Греции/ В.И. Кузищин [и др.]. – М.: Академия, 2006. [6] История Древней Греции/ В.И. Кузищин [и др.]. – М.: Академия, 2006. [7] Там же. С. 219 – 220. [8] История Древней Греции/ В.И. Кузищин [и др.]. – М.: Академия, 2006. [9] История Древней Греции/ В.И. Кузищин [и др.]. – М.: Академия, 2006. [10] Столяренко, Л.Д. Культурология/ Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. [11] Столяренко, Л.Д. Культурология/ Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
|