Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сельскохозяйственный календарь
Прежде всего индейцы были землепашцами. Обработка земли, посев и уборка урожая проходили по следующему календарному плану. Первый месяц года всегда начинался с 21 декабря по лунному календарю, о значении которого мы уже упоминали. Даже месяц назывался «луна» – килья на языке кечуа. Люди собирали картошку, маис и оку, очищали поля. Потом они отправлялись на рыбалку или, вооружившись пращами, помогали детям отгонять зверье от полей, как и женщины, стучащие в барабаны. Это время года – дождливое, и семьи были вынуждены проводить много времени в домах, где занимались починкой одежды и очищали душу молитвой, воздержанием и пожертвованиями. Это было время созерцания и подготовки. Питание обеспечивалось из запасов хранилищ и состояло из маиса и раннего картофеля, трав и фруктов, а также, по возможности, из рыбы. Второй месяц года, приблизительно февраль, был месяцем надежды на будущий урожай. Земля пропиталась дождем, и разбивать новые участки было проще. Каждый старался увеличить свой обрабатываемый участок земли с помощью соседей. Шла починка дорог и каналов. Третий месяц был месяцем созревания урожая. Маис уже взошел, и детям с трудом удавалось прогнать птиц с полей. На побережье рыба появлялась в большом количестве и в сушеном виде поступала по торговым путям в самое сердце сьерры. Апрель, четвертый месяц, приносил изобилие цветов и фруктов. В это же время устраивался праздник в честь императора. Пятый месяц, май, справедливо считался самым важным месяцем года. Крестьяне убирали маис, обдирали листья, вылущивали зерно, сортировали его и предусмотрительно откладывали часть на посев. Этот еще нежный маис с удовольствием ели, однако он не годился для производства чичи. Затем собирались и сушились травы и готовилась чарки, так как май был сезоном охоты. В июне приходила очередь картошки и оки. Урожай собирали и готовили из него чуньо. Вместе с этим крестьяне собирали кинуа, чинили свои жилища, дороги и каналы. Сновавшие повсюду инспекторы следили за тем, чтобы каждая семья сделала необходимые запасы продуктов, и подготавливали статистические данные по численности населения, скота и т. д. Уборка зерновых происходила в июле; индейцы работали на землях Инки и Солнца. Они разбрасывали навоз и вспахивали свои собственные клочки земли, сеяли на них маис. В это же время происходил передел общественных земель. В августе нужно было сеять маис и сажать картошку. С помощью молитв и жертвоприношений люди пытались задобрить богов и выпросить у них хороший урожай. Проходил сбор овощей, заготовка соли и перца. Посев семян продолжался и в сентябре, когда праздновался праздник императрицы. Если начиналась засуха, люди пытались бороться с ней посредством религиозных церемоний. Октябрь был месяцем подготовки: замачивались семена, собирался хворост, вились веревки и чинились соломенные крыши. Если дождь задерживался, молитвы становились интенсивнее, а жертвоприношения многочисленнее. В ноябре и декабре, посвященных соответственно мертвым и Солнцу, людям приходилось питаться запасенными ранее продуктами. Однако в декабре было уже много фруктов. Перед концом года вновь сажали картофель, овощи и оку. Земля, о работе на которой мы только что рассказали, принадлежала аграрной коммуне. Ее размеры мало‑помалу расширялись, чтобы соответствовать росту населения, сперва произвольно по индивидуальной инициативе, а во времена инков – под руководством государства. В обоих случаях процедура была одинаковой. Работы проводились сообща, и при этом использовались удобрения.
|