Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Речевая деятельность как специфический вид деятельности человека





 

Речь – исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Отличительными признаками речевой деятельности: предметность деятельности; целенаправленность; мотивированность РД; иерархическая («вертикальная») организация речевой деятельности, включая иерархическую организацию ее единиц; фазы деятельности, на которой происходит осознание цели и выработка плана ее достижения.

На первом этапе или фазе идет сложный процесс взаимодействия потребностей, мотивов и целей речевой деятельности. Вторую фазу РД составляет ее ориентировочно-исследовательская (или аналитическая) часть. Одновременно это фаза планирования, программирования и внутренней – смысловой и языковой организации РД. Третья фаза – исполнительная и, одновременно, регулирующая.

Психологические механизмы осмысления речи через аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, анализ и синтез). Механизм и функции речевой памяти: а) актуализация знаний и представлений о способах реализации речевой деятельности (прежде всего, способах осуществления речевой коммуникации); б) знаний о социальных правилах («нормах») речевого общения в различных ситуациях; в) актуализация и использование традиционно сложившихся для данного языка норм и правил языкового оформления речевых высказываний, соответствующих понятию «языковой нормы»; г) «извлечение из памяти» речевых, языковых и социальных «эталонов», образцов речевой деятельности. Механизм речевого прогнозирования или прогнозирования речи. Для этого мозг должен иметь возможность конструировать модель будущей ситуации («модель желаемого будущего»).

Основные виды речевой деятельности (устное общение, говорение, слушание и письменное общение). В основе устного общения лежит наследственная предрасположенность осуществления психической интеллектуальной деятельности (продуктом которой и является РД), а именно – большие полушария коры головного мозга, а также особенности строения отдельных анатомических частей организма человека. Письменное общение формируется в процессе социокультурного воздействия, в в процессе специального целенаправленного обучения (системного образование по определенной программе). По характеру выполняемой в процессе общения роли, виды РД подразделяются на реактивные и инициальные. По направленности осуществляемой человеком речевой деятельности на прием или выдачу речевого сообщения виды РД определяются как: рецептивные (т. е. основанные на процессах восприятия, «рецепции») (слушание, чтение) осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения и продуктивные – (говорение, письмо) человек осуществляет создание и выдачу речевого сообщения. По форме организации речевого общения выделяются: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.

Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности. Язык или языковая система, речь (как психофизиологический процесс) является средством формирования и выражения мысли.

Операционная структура речевой деятельности включает в себя такие составляющие элементы, как действие, операция, навык и умение. Действие характеризуется уровнем исполнения, степенью обобщенности и сокращенности, а также степенью освоенности и «автоматизированности». По объему и структуре речевые высказывания (РВ) подразделяются на отдельные (или одиночные) высказывания и развернутые речевые высказывания (описание, повествование, рассуждение). Операция – это отдельные действия, доведенные до автоматизма, сознательный контроль за их выполнением уступил место подсознательному. Навык определяется в психологической теории деятельности как оптимальный качественный уровень выполнения действия или операции.

Специфические особенности речевой деятельности: биполярность, полноценная речевая коммуникация всех участников учебного процесса, социальный характер. Основными целями речевой деятельности являются: создание и формулирование мысли и адекватное воспроизведение «чужой» заданной, мысли (для рецептивных видов данной деятельности). Этот процесс может осуществляться в форме речевой коммуникации, речевого общения или в форме индивидуальной «внутренней» речевой деятельности.

Date: 2015-06-11; view: 1656; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию