Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть IIЕДИНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ И ВРЕМЕНИ НА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В МОРСКИХ ПОРТАХ ЧАСТЬ II
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 5 августа 1988 г. N 444/21-105 установлен срок их действия до 1995 г. С введением в действие Единых комплексных норм выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, утвержденных настоящим Постановлением, утрачивают силу: Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 2 сентября 1977 г. N 287 "Об утверждении Единых комплексных норм выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в морских портах", Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 8 мая 1986 г. N 161/10-44 "Об утверждении изменений и дополнений к Единым комплексным нормам выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в морских портах", а также Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 2 февраля 1988 г. N 42/3-59 "Об утверждении поправочных коэффициентов к действующим Единым комплексным нормам выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в морских портах". Единые комплексные нормы выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы вводятся в действие во всех морских портах независимо от их ведомственной подчиненности. Единые комплексные нормы выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы разработаны Центральным научно-исследовательским институтом морского флота Министерства морского флота СССР при участии научных и нормативно-исследовательских организаций и предприятий ряда министерств и ведомств под методическим руководством Центрального бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМ
1.1. Единые комплексные нормы выработки и времени (ЕКНВиВ) на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в морских портах, вводятся в действие на всех предприятиях и в организациях народного хозяйства СССР, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы в морских портах, одновременно с введением новых тарифных ставок, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115. 1.2. ЕКНВиВ установлены на судовые, вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в морских портах. Судовые погрузочно-разгрузочные работы включают следующие технологические схемы: судно - склад, склад - судно, судно - железнодорожный подвижной состав, железнодорожный подвижной состав - судно, судно - автотранспорт, автотранспорт - судно, судно - судно, судно - контейнер, контейнер - судно. Вагонные погрузочно-разгрузочные работы включают следующие технологические схемы: железнодорожный подвижной состав - склад, склад - железнодорожный подвижной состав, железнодорожный подвижной состав - автотранспорт, автотранспорт - железнодорожный подвижной состав, железнодорожный подвижной состав - контейнер, контейнер - железнодорожный подвижной состав. Автотранспортные погрузочно-разгрузочные работы включают следующие технологические схемы: автотранспорт - склад, склад - автотранспорт, автотранспорт - контейнер, контейнер - автотранспорт. Складские погрузочно-разгрузочные работы включают внутрипортовое перемещение груза из одного склада в другой и внутрискладское перемещение груза, а также взвешивание, перекладку, осмотр и прочие операции с грузом, выполняемые в складских помещениях, на территории и акватории порта, если эти работы не входят в состав операций другого перегрузочного процесса. 1.3. Комплексная норма на выполнение погрузочно-разгрузочных работ установлена для всех рабочих комплексной бригады, участвующих в технологической схеме на погрузочные (разгрузочные) работы, с учетом широкого применения средств комплексной механизации, взаимозаменяемости и совмещения профессий, а также использования наиболее прогрессивной организации труда, обеспечивающей его наиболее высокую производительность. 1.4. ЕКНВиВ на погрузочно-разгрузочные работы разработаны на рабочую смену продолжительностью 7 часов. 1.5. ЕКНВиВ установлены с учетом различий классов грузов, технологических схем погрузочно-разгрузочных работ, классов трюмов морских и речных судов, групп кранов, типов универсальных и специальных трюмных машин и внутрипортового транспорта, а также грузозахватных приспособлений и трудоемкости погрузки и выгрузки различных слоев навалочных грузов и лесоматериалов. 1.6. ЕКНВиВ предусмотрены на погрузку-выгрузку грузов в мешках, кипах, катно-бочковых грузов, грузов в ящиках и без упаковки, тяжеловесных грузов, металлов и металлических изделий, лесоматериалов и навалочных грузов. Классификация грузов произведена в зависимости от массы одного места, вида упаковки, погрузочного объема, угла естественного откоса и размера частиц (для навалочных грузов), а также с учетом особых свойств грузов (огнеопасность, химическая вредность, ядовитость, необходимость осторожного обращения при погрузке и выгрузке и др.). Классификационный список грузов приведен в Приложении 1. Для грузов, отсутствующих в классификационном списке, класс груза определяется по классификационным показателям, приведенным в соответствующих разделах сборника. 1.7. В таблицах норм по классам грузов и соответствующим технологическим схемам указаны: сменная комплексная норма выработки в тоннах (если иное не оговорено особо) - КНВ; комплексная норма времени в человеко-часах на 1 т (если иное не оговорено особо) - КНВр; расчетная сменная норма выработки на одного рабочего в тоннах (если иное не оговорено особо) - НВ (справочный показатель); расчетная норма времени на одного рабочего в человеко-часах на 1 т (если иное не оговорено особо) - НВр (справочный показатель); общее количество рабочих всех профессий в комплексной бригаде (звене) и расстановка их по операциям технологического процесса; количество и расстановка в технологической схеме машин, механизмов и транспортных средств. 1.8. Для всех классов грузов в соответствующих технологических схемах предусмотрено следующее количество рабочих: крановщик - один на каждый кран, независимо от типа крана, выполняющего погрузочно-разгрузочные работы (плавучий, железнодорожный и др.); водитель погрузчика или специальной трюмной, вагонной, складской машины - один на каждую машину (если иное не оговорено особо); водитель грузового автомобиля, буксира, контейнеровоза, тягача или др. автомобильной техники - один на каждую машину (если иное не оговорено особо); сигнальщик - один (дополнительный сигнальщик выделяется в случаях, предусмотренных действующими в портах рабочими технологическими картами, при этом комплексная норма выработки не изменяется); лебедчик - один (при погрузке-выгрузке судовыми стрелами) или два - при неспаренном управлении лебедками, а также при раздельном управлении, если расстояние между рычагами управления более 1 м, при этом число рабочих увеличивается на одного человека, а комплексная норма выработки не изменяется. 1.9. Кроме основных операций погрузочно-разгрузочного процесса (разд. 3.6) в настоящем сборнике ЕКНВиВ предусмотрено выполнение следующих работ, которые отдельно не оплачиваются: 1.9.1. Перемещение груза с применением простейших приспособлений или вручную по горизонтали на расстояние до 20 м. 1.9.2. Подъезд (отъезд) автотранспорта к месту погрузки, выгрузки. 1.9.3. Подкатка (откатка) груженого и порожнего железнодорожного подвижного состава вручную, лебедками и т.п. по фронту погрузки, выгрузки, сортировки, перегрузки на расстояние до 15 м с расцепкой вагонов. 1.9.4. Накладка и снятие закруток с дверей вагонов, открывание дверей и люков вагонов, бортов железнодорожных платформ и автотранспорта, открывание и закрывание контейнеров, дверей камер холодильников. 1.9.5. Обычное крепление и раскрепление грузов, выполняемое в процессе погрузочно-разгрузочных работ, не требующее специальной документации и предусмотренное типовыми технологическими картами, кроме случаев, оговоренных особо; подбивка клиньев в гнездах и скобах подвижного состава; укладка прокладок между рядами груза, снятие и уборка их после выгрузки в местах хранения. 1.9.6. Разравнивание (штивка) грузов в железнодорожных вагонах, сепарирование грузов в трюмах судов (кроме сплошного настила), на складах, причалах, в железнодорожном и автомобильном подвижном составе. 1.9.7. Зачистка "под метлу" железнодорожного и автомобильного подвижного состава от остатков выгружаемых грузов, за исключением грузов, требующих дополнительной обработки и промывки подвижного состава; уборка снега с контейнеров и железнодорожных платформ после выгрузки грузов; посыпка песком или другим материалом железнодорожных платформ, вагонов, кузовов автомобилей, трюмов судов перед погрузкой груза. 1.9.8. Подноска (подвозка) инструмента, инвентаря, простейших приспособлений и средств малой механизации (тележек, тачек, мостков, лестниц, аншпугов, слег), реквизита (стоек, подкладок, прокладок и т.п.), сепарационных материалов (брезента и др.) к местам работы и относка (отвозка) их после работы к месту хранения на расстояние до 200 м; подноска (подвозка) порожних поддонов к месту погрузки (выгрузки) в пределах фронта выполнения погрузочно-разгрузочных работ. 1.9.9. Укрытие (раскрытие) грузов брезентами на подвижном составе (судне, вагоне, автомобиле), подстилка брезентов под груз, а также их свертывание, кроме случаев, оговоренных особо. 1.9.10. Смена навесных грузозахватных приспособлений (кроме грейферов), передвижка транспортеров и других несамодвижущихся машин в пределах одного склада или рабочей зоны в радиусе до 20 м; установка или передвижка товарных весов в пределах отделения или секции склада при взвешивании груза; перевеска поддонов без груза в процессе грузовых операций с установкой их на весы погрузчиками; установка (снятие) реек, решеток и стеллажей в камерах хранения мяса и тарно-упаковочных грузов. 1.9.11. Надевание и снятие спецодежды, санодежды, респираторов и т.п., обработка лица и рук защитной пастой при выполнении работ с грузами, контакт с которыми может вызвать неблагоприятное воздействие на организм человека. 1.9.12. Уборка рабочего места на причале и складе после окончания погрузочно-разгрузочных работ. 1.9.13. Заправка погрузочно-разгрузочных машин и автотехники, перегружаемой "своим ходом", топливом, водой, смазочными материалами. 1.10. Выгрузка из железнодорожного подвижного состава производится с соблюдением габарита на расстояние не ближе 2 м от наружной грани головки крайнего рельса при высоте груза до 1,2 м и не ближе 2,5 м - при большей высоте груза. 1.11. Для технологических схем с перемещением груза внутрипортовым транспортом по дорогам с асфальтобетонным, цементобетонным, брусчатым, гудронированным или клинкерным покрытием нормами предусмотрено: 1.11.1. Перемещение груза аккумуляторными погрузчиками на расстояние до 100 м (грузового направления); на каждые последующие 100 м (грузового направления) к количеству машин, указанному в нормах, добавляется одна машина. 1.11.2. Перемещение груза (кроме тяжеловесных грузов и контейнеров) автомобильными погрузчиками, в том числе погрузчиками-лесовозами, на расстояние до 200 м грузового направления; на каждые последующие 200 м грузового направления к количеству машин, указанному в нормах, добавляется одна машина. 1.11.3. Перемещение тяжеловесных грузов, кроме тяжеловесных грузов "на ходу", автомобильным погрузчиком грузоподъемностью 3 т и более на расстояние до 100 м грузового направления; на каждые последующие 100 м грузового направления к количеству машин, указанному в нормах, добавляется одна машина. 1.11.4. Перемещение груза автомобильными погрузчиками грузоподъемностью 20 т и более (типа "Мидас", "Гермес" и др.), контейнеровозами, портовыми спецтягачами на расстояние до 500 м грузового направления; на каждые последующие 500 м грузового направления к количеству машин, указанному в нормах, добавляется одна машина. 1.11.5. Перемещение груза бортовыми автомобилями или автотягачами любой грузоподъемности или внутрипортовая буксировка автомобилем или автотягачом на расстояние 500 м грузового направления; на каждый последующий километр грузового направления к количеству машин, указанному в нормах, добавляется одна машина. 1.11.6. Перегон автотехники "на ходу" своим ходом на расстояние до 500 м грузового направления; на каждые последующие 500 м грузового направления к количеству рабочих комплексной бригады, указанному в нормах, добавляется один человек. Примечание. Расстояние отвозки (подвозки) считается полным, если отвозка (подвозка) превышает 50% установленного расстояния.
1.12. В технологических схемах вариантов перегрузочных работ судно - автомобиль, автомобиль - склад и обратных вариантах, предусматривающих вывоз (ввоз) груза на автомобилях из порта, количество автомобилей, необходимых для обеспечения выполнения комплексной нормы выработки, определяется в каждом отдельном случае с учетом расстояния и условий перевозки. При этом в общем составе комплексной бригады водители автомобилей не учитываются. 1.13. Для всех технологических схем погрузки и выгрузки груза в вагон, полувагон, на платформу нормами предусмотрена одновременная погрузка или выгрузка одного вагона, полувагона, платформы, если иное не оговорено особо. При одновременной погрузке (выгрузке) двух вагонов (полувагонов, платформ) численность вагонного звена, предусмотренная в соответствующих технологических схемах, может быть увеличена. При этом комплексная норма выработки пропорционально увеличивается. 1.14. ЕКНВиВ учтено время на подготовительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, а также время перерывов, обусловленных технологией и организацией погрузочно-разгрузочных работ, время на надевание и снятие спецодежды, санодежды, респираторов, обработку лица и рук защитной пастой в необходимых случаях. 1.15. Работы и условия, предусмотренные нормами и особо не оплачиваемые, относящиеся лишь к отдельным грузам, приводятся в соответствующих разделах настоящего сборника. 1.16. При выполнении дополнительных работ, не предусмотренных нормами сборника, применяются нормы времени на дополнительные работы, а также соответствующие поправочные коэффициенты к комплексным нормам времени. При этом соответствующие комплексные нормы времени увеличиваются на нормы времени дополнительных работ или пересчитываются с учетом поправочных коэффициентов. Для определения количественного состава бригады, обеспечивающей выполнение комплексной нормы выработки при условиях работы, не предусмотренных нормами, следует пользоваться нормами времени, которые приведены в соответствующих разделах сборника (по категориям грузов). 1.17. На дополнительные работы, не предусмотренные в настоящем сборнике ЕКНВиВ, устанавливаются следующие нормы времени: 1.17.1. На укрытие (снятие) груза брезентом, уложенного в бунты на складских площадках, вручную, с помощью кранов и погрузчиков нормы времени устанавливаются на один брезент (см. табл. 1.17.1).
Таблица 1.17.1
НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА УКРЫТИЕ ГРУЗА БРЕЗЕНТОМ
┌────────────────────┬─────────────────────────────────────┬─────┐ │Наименование работы │ Норма времени на 1 брезент, чел.-ч │ N │ │ ├──────────────────┬──────────────────┤нормы│ │ │Площадь брезента, │Площадь брезента, │ │ │ │ до 60 м │ более 60 м │ │ │ ├───────┬──────────┼───────┬──────────┤ │ │ │вручную│с примене-│вручную│с примене-│ │ │ │ │нием крана│ │нием крана│ │ │ │ │или пог- │ │или пог- │ │ │ │ │рузчика │ │рузчика │ │ ├────────────────────┼───────┼──────────┼───────┼──────────┼─────┤ │Укрытие груза │ │ │ │ │ │ │брезентом: │ │ │ │ │ │ │ с креплением │1,6 │1,28 │2,4 │1,92 │1 │ │ без крепления │0,8 │0,64 │1,2 │0,96 │2 │ │Снятие и свертывание│ │ │ │ │ │ │брезента: │ │ │ │ │ │ │ с раскреплением │0,6 │0,48 │0,9 │0,72 │3 │ │ без раскрепления │0,3 │0,24 │0,45 │0,36 │4 │ │Расстилка брезента │0,2 │0,16 │0,3 │0,24 │5 │ │под груз │ │ │ │ │ │ ├────────────────────┼───────┼──────────┼───────┼──────────┼─────┤ │ │ а │ б │ в │ г │ │ └────────────────────┴───────┴──────────┴───────┴──────────┴─────┘
1.17.2. На укладку (уборку) сепарационного материала в грузовых трюмах судов и на складах устанавливаются нормы времени, приведенные в табл. 1.17.2.
Таблица 1.17.2
НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА УКЛАДКУ (УБОРКУ) СЕПАРАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА
┌──────────────────┬───────────────────────────────────────┬─────┐ │ Наименование │ Норма времени на укладку 10 кв. м │ N │ │ работы │ сплошного настила, чел.-ч │нормы│ │ ├────────────────────┬──────────────────┤ │ │ │ Рогожи, мешков, │ Досок │ │ │ │ брезента и т.п. │ │ │ │ ├─────────┬──────────┼────────┬─────────┤ │ │ │ в трюме │на складе │в трюме │на складе│ │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────┤ │Укладка сепарации │0,10 │0,07 │0,20 │0,14 │1 │ │Уборка сепарации │0,05 │0,04 │0,10 │0,07 │2 │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼─────────┼─────┤ │ │ а │ б │ в │ г │ │ └──────────────────┴─────────┴──────────┴────────┴─────────┴─────┘
1.17.3. При перемещении груза на большее расстояние, чем предусмотрено нормами, устанавливается дополнительное время в человеко-часах на 1 т груза на каждые последующие 10 м расстояния перемещения (перекатывания) груза. Неполные 10 м приравниваются к полному десятку (см. табл. 1.17.3).
Таблица 1.17.3
НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ
┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐ │ Способ перемещения груза, │ Норма времени на перемещение │ │ (кроме навалочных грузов, │ груза массой места, чел.-ч │ │ лесоматериалов) ├──────────┬──────────┬───────────┤ │ │ до 30 кг │св. 30 до │свыше 50 кг│ │ │ │ 50 кг │ │ ├──────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤ │Вручную │0,15 │0,10 │0,07 │ │На тачках, тележках и по │0,08 │0,05 │0,03 │ │подвесным путям │ │ │ │ └──────────────────────────────┴──────────┴──────────┴───────────┘
Пример. Груз в мешках массой места 50 кг подносили на расстояние 29 м, т.е. с превышением на 9 м против предусмотренного нормами. Дополнительное расстояние 9 м приравнивается к 10 м и на 1 т груза добавляется 0,10 чел.-ч. 1.17.4. При укладке (снятии) груза на высоту свыше предусмотренной нормами время устанавливается в человеко-часах на 1 т груза на каждый последующий метр высоты (см. табл. 1.17.4).
Таблица 1.17.4
НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА УКЛАДКУ (СНЯТИЕ) ГРУЗА НА ВЫСОТУ СВЫШЕ ПРЕДУСМОТРЕННОЙ НОРМАМИ
┌──────────────────────────────────────────────────┬───────┬─────┐ │ Наименование работы │ Норма │ N │ │ │времени│нормы│ │ │на 1 т,│ │ │ │чел.-ч │ │ ├──────────────────────────────────────────────────┼───────┼─────┤ │Укладка вручную или с применением простейших │ │ │ │приспособлений: │ │ │ │а) навалочных при выгрузке, когда разгрузочная │0,15 │1 │ │площадка находится на одном уровне с полом │ │ │ │подвижного состава, - на высоту 1 м │ │ │ │б) рельсов, балок, труб, болванок, тонко- и │0,15 │2 │ │толстолистового металла, чушек - на высоту более │ │ │ │1,25 м │ │ │ │в) всех остальных металлов и металлических изделий│0,15 │3 │ │- на высоту более 1,5 │ │ │ │г) в мешках, пакетах, ящиках, кипах, тюках и т.п. │0,15 │4 │ │при складской переработке грузов (перекладка, │ │ │ │сортировка и т.п.), кирпича и стеновых материалов,│ │ │ │навалочных при разгрузке, когда разгрузочная │ │ │ │площадка находится на уровне головки рельсов, │ │ │ │зерновых и овощных при высыпке из тары - на высоту│ │ │ │более 1,6 м │ │ │ │д) катно-бочковых и мяса мороженого - на высоту │0,25 │5 │ │более 1,6 м │ │ │ │Снятие грузов (за исключением катно-бочковых и │0,07 │6 │ │мяса мороженого) со штабеля высотой свыше │ │ │ │указанной в пунктах "а", "б", "в", "г" │ │ │ │Снятие катно-бочковых грузов и мяса мороженого с │0,15 │7 │ │высоты более 1,6 м │ │ │ │Перевеска грузов (за исключением катно-бочковых и │0,18 │8 │ │мяса мороженого) с укладкой на весы и снятием с │ │ │ │весов вручную (вне процесса погрузки-выгрузки) │ │ │ │То же, катно-бочковых грузов и мяса мороженого │0,26 │9 │ └──────────────────────────────────────────────────┴───────┴─────┘
Примечания: 1. Дополнительное время на укладку или снятие груза со штабеля устанавливается на 1 т только на ту часть груза, которая фактически укладывается на высоту свыше предусмотренной в нормах. 2. При установлении дополнительного времени на укладку или снятие груза со штабеля следует принимать фактическую высоту, на которую груз укладывается, а не высоту, полученную после укладки груза. 3. Неполный метр приравнивается к полному метру.
1.17.5. При выгрузке навалочных грузов грейферами и зачистке полувагонов через люки норма времени на закрывание одного люка - 0,025 чел.-ч. 1.17.6. При подкатке и откатке вручную или лебедками железнодорожных вагонов по фронту работы (при погрузке, выгрузке, сортировке, перегрузке) на расстояние свыше 15 м за каждые последующие 10 м устанавливаются следующие нормы времени (в чел.-ч) на один вагон, независимо от осности и грузоподъемности вагона: с грузом - 0,20; без груза - 0,10. 1.17.7. При подноске (подвозке) такелажа, инструмента, инвентаря, простейших приспособлений, реквизитов к месту работы и обратно к месту хранения на расстояние свыше 200 м устанавливается дополнительное время за каждые последующие 50 м - 0,25 чел.-ч за одну подвозку полного комплекта такелажа, инструмента и т.п. Примечание. К простейшим приспособлениям относятся домкраты, роликовые и шарнирные ломы, тали, ручные лебедки и т.п.
1.17.8. При передвижении транспортеров на расстояние (по горизонтали) свыше предусмотренного нормами, т.е. более 10 м, на состав бригады устанавливается дополнительное время, равное 0,15 чел.-ч на один транспортер за каждые последующие 10 м. 1.18. При выполнении работ, не предусмотренных нормами, к комплексным нормам выработки и времени применяются поправочные коэффициенты, указанные в табл. 1.18.
Таблица 1.18
ПОПРАВОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ К КОМПЛЕКСНЫМ НОРМАМ ВЫРАБОТКИ И ВРЕМЕНИ
┌───┬────────────────────────────────────────────┬───────────────┐ │ N │ Наименование и условия выполнения работы │ Коэффициент к │ │п/п│ │ комплексной │ │ │ │ норме │ │ │ ├───────┬───────┤ │ │ │выра- │времени│ │ │ │ботки │ │ ├───┼────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │1 │При взвешивании грузов в процессе погрузки- │ │ │ │ │выгрузки: │ │ │ │ │с укладкой груза на весы и снятием с весов │0,72 │1,30 │ │ │вручную, а катно-бочковых грузов - с │ │ │ │ │установкой на упоры │ │ │ │ │с установкой на весы груза на тележках │0,83 │1,20 │ │ │(поддонах), а катно-бочковых грузов - без │ │ │ │ │установки на упоры │ │ │ │ │с установкой и снятием груза краном │0,91 │1,10 │ │ │с установкой и снятием груза погрузчиком или│0,93 │1,08 │ │ │с использованием аккумуляторной тележки │ │ │ │ │с установкой груза краном и снятием │0,91 │1,10 │ │ │погрузчиком │ │ │ │ │ │ Примечание. При взвешивании груза, уложенного на поддон│ │(площадку, тележку), в нормах учтено взвешивание порожних│ │поддонов (площадок, тележек). │ │ │ │2 │При погрузке (выгрузке) грузов в изотерми- │0,91 │1,10 │ │ │ческие вагоны, трюмы судов, кузова автомоби-│ │ │ │ │лей, а также камеры холодильников │ │ │ │3 │При погрузке-выгрузке или перемещении груза │0,93 │1,08 │ │ │внутри охлаждаемых камер │ │ │ │4 │При погрузке (выгрузке) в автомобили с │0,91 │1,10 │ │ │кузовом-фургоном грузоподъемностью до 8 т │ │ │ │ │(при грузоподъемности более 8 т применяются │ │ │ │ │нормы, установленные на погрузку-разгрузку в│ │ │ │ │крытые вагоны) │ │ │ │5 │При погрузке (выгрузке) одновременно двумя │0,85 │1,18 │ │ │кранами (или краном и судовыми стрелами) │ │ │ │ │через люк длиной менее 16 м │ │ │ │6 │При погрузке (выгрузке) грузов судовыми │0,8 │1,25 │ │ │стрелами применяются нормы для кранов 1 │ │ │ │ │группы с коэффициентом │ │ │ │7 │При погрузке (выгрузке) судов плавучими кра-│0,8 │1,25 │ │ │нами, если продолжительность технологических│ │ │ │ │перерывов, связанных с перестановкой судов и│ │ │ │ │кранов, превышает 30 мин. в смену │ │ │ │8 │При погрузке (выгрузке) на суда длинномерных│0,85 │1,18 │ │ │грузов (металлоконструкций, металлов, │ │ │ │ │лесоматериалов и т.п.), длина которых │ │ │ │ │превышает длину люка │ │ │ │9 │При погрузке (выгрузке) грузов, оплачиваемой│0,91 │1,10 │ │ │по повышенным тарифным ставкам в связи с │ │ │ │ │вредными условиями труда (Приложение 5) │ │ │ │10 │При частичной погрузке (выгрузке) сборных │0,8 │1,25 │ │ │грузов, а также разобщенных грузов, │ │ │ │ │размещенных в различных участках трюма, │ │ │ │ │подвижного состава │ │ │ └───┴────────────────────────────────────────────┴───────┴───────┘
Примечание. При одновременном применении к норме времени нескольких поправочных коэффициентов (кроме указанных в Приложении 4) окончательная норма времени для конкретного варианта работы определяется умножением основной нормы времени (без учета дополнительного времени) на произведение применяемых поправочных коэффициентов.
1.19. Коэффициенты к нормам времени при выполнении работ в зимнее время (Приложение 4) применяются к общему нормированному времени с учетом поправочных коэффициентов и дополнительного времени, предусмотренного для соответствующих условий работ. 1.20. При механизированной или ручной перегрузке грузов в бочках, не подлежащих перекатыванию, следует применять нормы времени для грузов в ящиках соответствующей весовой категории и технологической схемы с коэффициентом 1,10. 1.21. Нормы выработки (времени) на погрузочно-разгрузочные работы установлены при условии нормального состояния груза по физическим, химическим и другим свойствам и исправности тары. 1.22. При выгрузке слежавшихся, смерзшихся и окаменелых грузов, требующих дополнительных затрат времени на рыхление, киркование или отогрев груза, норма времени соответствующего варианта работ применяется с коэффициентом пропорционально проценту слежалости, смерзлости, окаменелости, если объем слежалости, смерзлости и окаменелости составляет не более 50% от общего объема груза. При превышении этого процента устанавливается разовая местная норма. Процент объема слежалости, смерзлости, окаменелости в каждом отдельном случае устанавливается комиссией в составе представителей администрации, профсоюзной организации и бригадира рабочих. 1.23. При работе по технологическим схемам с применением контейнера как складского помещения предусмотрено использование 20- и 40-футовых контейнеров. 1.24. Нормы выработки и времени рассчитаны на выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пределах одной рабочей зоны. В тех случаях, когда по условиям производства работ рабочие в течение смены вынуждены переходить из одной рабочей зоны в другую, находящуюся на расстоянии более 200 м, по согласованию с профсоюзной организацией, исходя из местных условий работы, устанавливаются местные нормы времени на дополнительные переходы рабочих. 1.25. Для случаев, когда при однородном грузе и однородной таре масса отдельных мест не одинакова, применяются нормы выработки из расчета средней массы места. Средняя масса места определяется путем деления общей массы груза в партии на количество мест груза. 1.26. В случаях, когда помимо кордонного крана, которым производится погрузка-выгрузка груза, для формирования или расформирования "подъема" груза в трюме используются судовые стрелы или второй кордонный кран, считается, что работает одна механизированная линия, и установленные комплексные нормы выработки и нормы выработки одного рабочего не изменяются. 1.27. При работе спаренными кранами комплексные нормы времени применяются с коэффициентом 1,25 относительно крана низшей группы, количество рабочих увеличивается на одного человека. 1.28. При работе спаренными погрузчиками количество рабочих увеличивается на одного человека, а комплексная норма выработки остается без изменений. 1.29. При расчете циклов кранов принята суммарная величина подъема и опускания груза - 20 м и угол поворота кранов - 130° с учетом совмещения движений. 1.30. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ в зимнее время на открытом воздухе и в неотапливаемом помещении к нормам времени применяются поправочные коэффициенты согласно Приложению 4. 1.31. Затраты времени, принятые при разработке норм для рабочей смены продолжительностью 7 часов, приведены в табл. 1.31.
Таблица 1.31
┌────────────┬───────────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ Способ │ Варианты работ │ Время, мин. │ │производства│ ├──────┬──────────┬───────────┬──────┤ │ работ │ │опера-│обслужива-│технологи- │пере- │ │ │ │тивное│ния │ческих │рывов │ │ │ │ │рабочего │перерывов │для │ │ │ │ │места и │(не совме- │отдыха│ │ │ │ │выполнения│щенных с │ │ │ │ │ │подгото- │перерывами │ │ │ │ │ │вительно- │для отдыха)│ │ │ │ │ │заключи- │ │ │ │ │ │ │тельных │ │ │ │ │ │ │работ │ │ │ ├────────────┼───────────────────────┼──────┼──────────┼───────────┼──────┤ │Механизиро- │Все варианты, за │368 │16 │- │36 │ │ванный пол- │исключением выделенных │ │ │ │ │ │ностью │особо │ │ │ │ │ │ │Судно - вагон или │338 │16 │30 │36 │ │ │обратно, судно - судно,│ │ │ │ │ │ │вагон - склад или │ │ │ │ │ │ │обратно, судно - │ │ │ │ │ │ │автомобиль (тягач) или │ │ │ │ │ │ │обратно │ │ │ │ │ │Механизиро- │Все варианты, за │360 │24 │ │36 │ │ванный │исключением выделенных │ │ │ │ │ │неполностью │особо │ │ │ │ │ │ │Судно - вагон или │330 │24 │30 │36 │ │ │обратно, судно - │ │ │ │ │ │ │автомобиль (тягач) │ │ │ │ │ │ │или обратно │ │ │ │ │ └────────────┴───────────────────────┴──────┴──────────┴───────────┴──────┘
Примечания: 1. Общая продолжительность технологических перерывов в связи с перетяжкой судов и подачей-уборкой вагонов рассчитана на основе четырех переподач <*>: первая - в межсменный перерыв, вторая - до обеденного перерыва, третья - во время обеденного перерыва, четвертая - после обеденного перерыва. -------------------------------- <*> Переподача - уборка загруженного и подача под загрузку порожнего железнодорожного подвижного состава.
При определении продолжительности оперативного времени исключено время, необходимое для переподачи до и после обеденного перерыва, составляющее 66 мин. и включающее перерывы для отдыха. 2. Оперативное время, уменьшенное в связи с технологическими перерывами, принято при расчете норм на погрузку-выгрузку всех грузов, за исключением навалочных. 3. Технологические перерывы на перетяжку судов при производстве погрузочно-разгрузочных работ по варианту судно - судно установлены для случаев обработки судов у причала.
1.32. Приведенные в сборнике предельные числовые значения расстояния перемещения груза, высоты укладки, массы, грузоподъемности, емкости и др. следует считать включительно. 1.33. Указания по применению норм, относящихся к отдельным грузам, приводятся в соответствующих разделах сборника. 1.34. На погрузочно-разгрузочные работы, не предусмотренные настоящими нормами, могут устанавливаться бассейновые и местные технически обоснованные нормы выработки (времени). При разработке этих норм следует руководствоваться положениями, изложенными в общей части настоящего сборника, в его соответствующих разделах и приложениях.
2. ПРИМЕНЯЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И УСЛОВИЯ РАБОТ
2.1. ЕКНВиВ рассчитаны на выполнение погрузочно-разгрузочных работ следующим оборудованием: портальными, полупортальными, судовыми, плавучими, гусеничными, железнодорожными и автомобильными кранами, в том числе установленными на баржах и понтонах, грузоподъемностью 2 т и более, а также контейнерными перегружателями. В зависимости от типа крана и технических данных (типа стрелового устройства, скорости подъема-опускания груза и скорости поворота) перегрузочные краны подразделены на пять групп, кордонные контейнерные перегружатели - на четыре группы. При определении группы крана или кордонного контейнерного перегружателя должны учитываться технические усовершенствования, влияющие на рабочие скорости. В случае каких-либо изменений, даже временных (например, увеличения или уменьшения числа пересечений полиспаста), соответственно изменяется и группа крана. Краны, имеющие основной и вспомогательные крюки, классифицируются по разным группам в зависимости от скорости подъема крюка, которым производится работа. Если масса "подъема" груза не превышает грузоподъемности вспомогательного крюка, то группа крана устанавливается в соответствии со скоростью подъема вспомогательного крюка. Группа перегрузочного крана и кордонного контейнерного перегружателя определяется на основании классификационных показателей, приведенных в справочном Приложении 2, и оформляется приказом по порту. Перечень основных перегрузочных кранов дается в справочном Приложении 3. 2.2. Для нормирования погрузочно-разгрузочных работ грузовые помещения морских и речных судов подразделены на семь классов в зависимости от размеров люка и протяженности (плеча) подпалубного пространства (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
┌─────────┬───────────────────────┬──────────────────────────────┐ │ Класс │ Размер люка │ Расстояние от комингса люка │ │грузового│ (длина х ширину), м │ до ближайшей поперечной │ │помещения│ │ переборки или бортов │ │ │ │ (учитывается большее │ │ │ │ по длине плечо), м │ ├─────────┼───────────────────────┼──────────────────────────────┤ │1 │9 х 6 и более │До 2,0 (до 2,5, если средне- │ │ │ │арифметическое всех плеч │ │ │ │подпалубного пространства │ │ │ │меньше или равно 2) │ │2 │9 х 6 и более │От 2,3 до 8 │ │3 │От 5 х 4 до 8 х 6 │До 4 │ │4 │От 5 х 4 до 8 х 6 │От 4,5 до 8 │ │5 │От 2,5 х 2,5 до 4,5 х 4│До 4 │ │6 │От 2,5 х 2,5 до 4,5 х 4│4,5 и более │ │7 │До 2,4 х 2,4 │Любое │ └─────────┴───────────────────────┴──────────────────────────────┘
Примечания: 1. Размеры грузовых помещений и протяженность подпалубных пространств указаны в "Грузовых свидетельствах судов". 2. В случае если расстояние от комингса люка до ближайшей поперечной переборки или бортов превышает 8 м, класс грузового помещения снижается на один. 3. При определении класса грузового помещения допускается отклонение отдельных размеров люка (длины, ширины) или площади люка, а также наибольшего плеча подпалубного пространства от указанных в табл. до 10%. 4. При погрузке (выгрузке) навалочных грузов и лесоматериалов нормы дифференцированы с учетом количества палуб в грузовом помещении судна.
2.3. ЕКНВиВ на погрузку (выгрузку) навалочных грузов дифференцированы по слоям груза: при выгрузке всех навалочных грузов (за исключением песка) на три слоя - первый, второй, третий; при погрузке всех навалочных грузов (за исключением объемистых) на два слоя - первый и второй, при погрузке навалочных объемистых грузов (классы Н-КС, Н-КМ и Н-УГР) на три слоя - первый, второй и третий; при выгрузке и погрузке всех навалочных грузов из (в) речных судов на два слоя - первый и второй. Характеристика слоев груза приведена в разделе 8 "Навалочные грузы". 2.4. Термины, применяемые в технологических схемах: трюм - внутреннее грузовое помещение судна морского, речного, любого другого типа, состоящее из собственно трюма и твиндека (твиндеков); танк - грузовое помещение танкера или балкера; палуба - верхнее горизонтальное перекрытие судна морского, речного, любого другого типа, включая люковое закрытие; вагон - железнодорожный крытый любой осности и любой грузоподъемности, вагон с одной дверью с каждой стороны, рефрижераторный вагон любого типа; платформа - железнодорожный открытый низкобортный вагон любой грузоподъемности, тяжеловесный транспортер, специальная платформа для перевозки легковых автомобилей; полувагон - хоппер, гондола, собственно полувагон любой грузоподъемности; контейнер - грузовой контейнер любой грузоподъемности, если иное не оговорено особо (ГОСТ 20231-83); склад - любой этаж, балкон закрытого складского помещения, открытая складская площадь, рампа (эстакада) склада; причал - прикордонная площадь, на которой выполняется передаточная операция; бон (вода) - плавучее средство на акватории порта, используемое как складская площадь; автомобиль - грузовой бортовой автомобиль или автопоезд любой грузоподъемности; кран - любой портовый перегрузочный кран, если иное не оговорено особо; причальный контейнерный перегружатель - контейнерный кран с надводной консолью для перегрузки контейнеров на причалах морского и речного порта (ГОСТ 21390-83); контейнерный перегружатель - любой специальный перегружатель для большегрузных контейнеров; погрузчик (аккумуляторный или автомобильный) - машина, оборудованная рабочими органами для погрузки, разгрузки или штабелирования груза (ГОСТ 18501-73); портальный контейнерный погрузчик (контейнеровоз) - контейнерный погрузчик, оборудованный контейнерным захватом, размещенным в портале, применяемый для внутрипортовой транспортировки и установки грузовых контейнеров (ГОСТ 21390-83); тягач - собственно тягач, автомобиль, трактор на колесном ходу, трактор с прицепом; портовый спецтягач - тягач со специализированным сцепным устройством, предназначенный для буксировки ролл-трейлеров (ГОСТ 21390-83); ролл-трейлер - низкорамная прицепная тележка для перемещения с помощью тягача штучных грузов, контейнеров и транспортных пакетов (ГОСТ 21390-83); автопоезд - контейнеровоз (трейлер) - автомобиль-тягач или грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами или полуприцепами-контейнеровозами, предназначенный для перевозки грузовых контейнеров (ГОСТ 21390-83); буксир - любая модель грузового автомобиля, погрузчика или другой автотехники, применяемая для буксировки автотехники на ходу; "готовый пакет" - несколько мест груза, сформированных в "подъем" <1> на одном грузозахватном приспособлении и не требующих при выполнении перегрузочных операций формирования или расформирования; "или обратно" - выполнение операций технологического процесса в обратной последовательности. -------------------------------- <1> "Подъем" - груз (место или несколько мест), предназначенный для перемещения машиной за один цикл.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
3.1. ЕКНВиВ установлены для определенной численности исполнителей по технологической схеме, позволяющей обеспечить выполнение погрузочно-разгрузочных работ при рациональной организации рабочих мест в зонах выполнения работ и соблюдении необходимых санитарно-технических условий. 3.2. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ с применением средств комплексной механизации в морских портах осуществляется комплексными бригадами. Рабочие комплексных бригад осуществляют широкое совмещение профессий (машиниста крана, водителя погрузчика, стропальщика) с применением рациональных методов и приемов труда и выполняют весь комплекс операций технологии погрузки-выгрузки. 3.3. Нормами предусмотрено следующее содержание работ основных операций погрузки-выгрузки: 3.3.1. Состав работ трюмного звена: активное наблюдение при опускании краном в трюм груза или порожнего грузозахватного приспособления (приспособлений) с момента появления его над просветом люка, активное наблюдение при подъеме краном из трюма груза или порожнего грузозахватного приспособления (приспособлений) до вынесения его на просвет люка; отцепка (отстропка) вручную от крюка крана "подъема" груза или отдельных мест груза (при погрузке грузозахватным приспособлением, постоянно подвешенным к крюку крана), отцепка (отстропка) вручную от крюка крана соответствующих грузозахватных приспособлений с установкой к месту загрузки; формирование "подъема" груза вручную: подготовка груза, взятие, перемещение и укладка груза на грузозахватное приспособление; при формировании "подъема" груза с помощью судовых стрел (кранов), кордонных кранов и погрузчиков - взятие груза с любой высоты и укладка его на любую высоту на грузозахватном приспособлении, обеспечивающую безопасность работ при любом расстоянии внутри трюмного перемещения груза; расформирование "подъема" груза вручную: взятие, перемещение и укладка груза в соответствии с правилами морской перевозки. Расстояние и условия внутритрюмного перемещения груза учтены особо при расчете норм в зависимости от класса грузового помещения. При расформировании "подъема" груза с помощью судовых стрел (кранов), кордонных кранов или погрузчиков - взятие груза с грузозахватного приспособления и укладка груза в соответствии с правилами морской перевозки независимо от высоты снятия-укладки и расстояния внутритрюмного перемещения; зацепка (застропка) вручную "подъема" груза на крюк крана или отдельных мест груза к грузозахватному приспособлению, постоянно подвешенному к крюку крана, зацепка (застропка) вручную грузозахватных приспособлений на крюк крана. Примечание. Технологическая схема трюм - кран - трюм предусматривает перегрузку груза на суда, стоящие лагом или вдоль причала.
3.3.2. Состав работы кордонного звена: перемещение краном груза и порожнего грузозахватного приспособления (приспособлений) из трюма (палубы) на склад (причал, бон, рампу или эстакаду), закрытое складское помещение, платформу, автомобиль, в полувагон, к вагону или в трюм (на палубу) другого судна в радиусе действия крана с установкой по указанию сигнальщика или в обратном направлении при погрузке; захват-отцепка (высыпка) при погрузке-выгрузке грейферами, электромагнитами и другими самозахватывающими (саморазгружающимися) приспособлениями. При применении других грузозахватных приспособлений участие в отцепке (отстропке) и зацепке (застропке) отдельных мест или "подъема" груза и порожних грузозахватных приспособлений; участие в необходимых случаях в формировании-расформировании "подъема" груза; передвижение крана в необходимых случаях по фронту работ в пределах рабочей зоны механизированной линии; перемещение груза и порожнего грузозахватного приспособления с установкой их к месту погрузки или выгрузки при производстве вагонных перегрузочных работ, а также при использовании крана для внутрипортового перемещения груза. Примечание. В состав кордонного звена входят двое рабочих, выполняющих функции: один - крановщика и один - сигнальщика.
3.3.3. Состав работы складского звена: активное наблюдение при опускании груза краном или при подходе машин внутрипортового транспорта с грузом (грузозахватным приспособлением или приспособлениями) в пределы рабочей зоны, активное наблюдение при подъеме груза краном или отходе машин внутрипортового транспорта с грузом (грузозахватным приспособлением или приспособлениями) за пределы рабочей зоны; отцепка (отстропка) вручную от крюка крана "подъема" груза или отдельных мест груза, подаваемых на грузозахватном приспособлении, постоянно подвешенном к крюку крана; отцепка (отстропка) вручную от крюка крана или снятие с машин внутрипортового транспорта грузозахватных приспособлений с установкой их к месту загрузки; расформирование "подъема" груза вручную: взятие, перемещение груза (раскатка бревен) от места отцепки до места укладки груза и соответствующее штабелирование груза. При подаче на склад готовых пакетов груза краном или погрузчиком - штабелирование на высоту, обеспечивающую сохранность груза и безопасность работы рабочих, подкладка прокладок и выравнивание пакетов груза без разборки и перемещения груза вручную. Для грузов, перегружаемых по технологической схеме трюм - кран - склад (готовыми пакетами), предусмотрена отстропка груза вручную и штабелирование его с выравниванием без перемещения; формирование "подъема" груза вручную, взятие груза с высоты, перемещение груза от места нахождения груза до места укладки груза на грузозахватное приспособление. При выгрузке со склада готовых пакетов груза краном или погрузчиком - выравнивание груза вручную на грузозахватном приспособлении, уборка прокладок без перемещения груза вручную. Для грузов, перегружаемых по технологической схеме склад (готовыми пакетами) - кран - трюм, предусмотрена застропка груза вручную на штабеле без перемещения; при штабелировании груза на складе с участием погрузчика высота укладки (снятия) груза считается от вил погрузчика, поднятых на полную высоту; зацепка (застропка) вручную "подъема" груза на крюк крана для отдельных мест груза к грузозахватному приспособлению, постоянно подвешенному к крюку крана, зацепка (застропка) вручную соответствующих грузозахватных приспособлений на крюк крана. 3.3.4. Состав работы вагонного звена: активное наблюдение при подаче груза или порожнего грузозахватного приспособления краном к вагону, в полувагон, на платформу или погрузчиком в вагон; активное наблюдение при вынесении к
|