ЭТАПЫ
| ОБОСНОВАНИЕ
|
Подготовка к процедуре
|
- Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие
| - Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
|
- Подготовить необходимое оснащение
| - Обеспечение четкости выполнения процедуры
|
- Выписать направление в лабораторию
| |
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
| - Обеспечение инфекционной безопасности
|
- Усадить ребенка
| |
- Сделать первую метку на зонде, измерив зондом расстояние от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка
| - Определение расстояния до желудка
|
- Сделать вторую метку на зонде, измерив расстояние от конца мечевидного отростка до пупка + 2 см
| - Определение расстояния до 12-перстной кишки
|
Выполнение процедуры
|
- Взять зонд правой рукой на расстоянии 10-15 см от «слепого конца», а левой рукой поддерживать его свободный конец
| |
- Смочить «слепой конец» зонда кипяченой водой методом полива
| - Облегчение введения зонда
- Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка
|
- Попросить ребенка открыть рот и положить «слепой конец» зонда по средней линии на корень языка
| - Предупреждение возникновения рвотных движений
|
- Предложить ребенку закрыть рот, глубоко дышать и делать глотательные движения
| |
- Во время глотательных движений ввести зонд до первой метки.
Примечание: если ребенок во время введения зонда начал кашлять, задыхаться, немедленно извлечь зонд
| - Во время глотательных движений зонд легче продвигается в желудок
- Признаки попадания зонда в дыхательные пути
|
- Отсосать желудочное содержимое
| |
- Уложить ребенка на правый бок на грелку, обернутую полотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя.
Под область таза положить валик
| - Продвижение зонда в 12-перстную кишку происходит под действием силы тяжести оливы и с помощью перистальтики желудка.
Положение способствует прохождению оливы через привратник
|
- Предложить ребенку самостоятельно во время глотательных движений медленно в течение 20-30 минут продвинуть зонд до второй метки
| |
- Завести зонд за зубы указательным пальцем правой руки
| - Профилактика рвоты
|
- Попросить ребенка сжать зубы и не разжимать их до конца зондирования
| - Открытие рта ведет к попаданию зонда на корень языка и появлению рвотного рефлекса
|
- При появлении в емкости секрета светло-желтого цвета поместить свободный конец зонда в пробирку А и собрать кишечную порцию (до ее прекращения или изменения цвета).
Примечание: если в течение 30 минут желчь не будет получена, то рекомендуется ввести 20 мл 2% раствора соды и зажать зонд на 20 минут
| - Изменение цвета порции А происходит в случае очень слабого тонуса сфинктера Одди, когда без дополнительных мероприятий начинает истекать порция В из желчного пузыря
|
- С помощью шприца ввести через зонд 33% раствор сернокислой магнезии в количестве 0,5 мл/кг, температура – 37-38оС
| - 33% раствор сернокислой магнезии раздражает, способствует открытию сфинктера Одди и стимулирует сокращение желчного пузыря
|
- Зафиксировать время ее введения
| - Время введения сернокислой магнезии – это время отсчета для определения времени открытия сфинктера Одди
|
- Подняв свободный конец зонда вверх, зажать его на 2-3 минуты
| - Создание условий для прохождения и действия раствора сернокислой магнезии
|
- Разжать зонд и опустить его свободный конец в первую пробирку В
| - Отрезок времени, прошедший с момента введения магнезии до появления порции В, соответствует времени открытия сфинктера Одди
|
- Зафиксировать время появления порции В
| |
- Собирать «пузырную» порцию В по 5 минут в четыре пробирки, в пятой пробирке оставить зонд до изменения цвета желчи.
Примечание: при большом количестве порции В добавить для ее сбора резервные пробирки
| - Определение равномерности истечения по сравнению уровней желчи в пробирках
- Изменение цвета свидетельствует о появлении печеночной порции С
|
- Зафиксировать время появления порции С
| - Время, прошедшее с момента появления порции В до изменения ее цвета, равно времени истечения порции В
|
- Перенести зонд в пробирку С
| |
- Собрать 5-10 мл печеночной порции С
| - Достаточное количество для исследования
|
- Быстрым движением извлечь зонд через полотенце, дать прополоскать рот водой
| - Профилактика рвоты
|
- Поместить зонд в лоток с дезраствором
| - Механическая очистка зонда
|
Завершение процедуры
|
- Весь используемый инструментарий подвергнуть дезинфекции
| - Обеспечение инфекционной безопасности
|
- Снять перчатки
| - Обеспечение инфекционной безопасности
|
- Вымыть и осушить руки
| |
- Организовать транспортировку полученного материала в биксе в лабораторию в сопровождении направления
| - Получение результатов клинического исследования трех порций желчи
|
- Ребенка покормить
| |