Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода1.Основы социальной педагогики. Социальная педагогика рассматривается как наука о воспитании и образовании в процессе включения подрастающего поколения в совместную жизнь в обществе. Задачи социальной педагогики: 1.Заложить основы социально-педагогического мировоззрения. 2.Опредеить место педагогики взаимоотношений личности, семьи и общества в современной концепции повышения качества жизни. 3.Вооружить будущих специалистов знанием фундаментальных педагогических закономерностей, умением принимать обоснованные, педагогически целесообразные решения в различных областях социальной практики. 4.Способствовать личностному развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации человека. 5.Способствовать укреплению нравственного и физического здоровья, созданию комфортной среды обитания в социуме. К группе социальных задач в области физической культуры относятся: 1.Укрепление здоровья. 2.Содействие нормальному физическому развитию. 3.Воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями и применять их в целях отдыха. 4.Укрепление здоровья и повышение работоспособности. Методы социальной педагогики: -методы исследования; -методы воспитания; -методы социально-психологической помощи. Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи личности в процессе социализации, освоению ею социокультурного опыта и создание условий для самореализации в обществе. Отличительными особенностями профессиональной социально-педагогической деятельности являются: -передача социокультурного опыта, помощь в социализации личности; -адресный и локальный характер деятельности; -воздействие на личности, имеющие проблемы в социализации; -работа в образовательных, социально-педагогических учреждениях, социальных службах. Основные направления социально-педагогической деятельности: -профилактика дезадаптации (социальной, психологической, педагогической); -повышение уровня социальной адаптации; -социальная реабилитации личностей, имеющих те или иные отклонения от нормы. По содержанию социально-педагогическая деятельность включает работу: -с детьми (социальная защита детства; -с молодежью; -с пожилыми людьми; -с малообеспеченными гражданами; -с инвалидами; -с семьей; -в сфере занятости. 2.Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Девиантное поведение – нестандартное, отклоняющееся от норм поведение (преступность и аморальное поведение). Девиантное поведение подразделяют на две группы: -к первой относят людей с явной или скрытой психопатологией (астеники, шизоиды, эпилептики, а также лица с акцентуированным характером); -ко второй группе относятся люди, чье поведение отклоняется от морально-нравственных норм и проявляется в социальной патологии (пьянство, наркомания, проституция). В основе девиантного поведения данной группы лежит социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, бездуховность, отчуждение личности, морально-этическая деградация, неблагоприятные условия жизни в семье, неудачи в учебе. Социальные педагоги в своей практической деятельности независимо от направленности работы осуществляют социальное воспитание. Социальное воспитание – целенаправленный процесс формирования социально-значимых качеств личности, необходимых ей для успешной социализации. Цели социального воспитания: -направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и творческого становления индивидуальности личности в конкретном обществе; -содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути и в разны жизненных пространствах ее социального взаимодействия (в семье, школе, группе общения, трудовом коллективе); -конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека (полоролевой, семейно-бытовой, профессиональной, досуготворческой, социально-правовой, гражданской, физической психической, нравственно-этической, эмоциональной). Социальное обучение – целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений, способствующих социализации личности. 3.Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация (отклонение). Девиации включают в себя: девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных). Это антидисциплинарный тип поведения. Основные типы девиантного поведения: демонстрация, вызов (вызывающее поведение), отклонение от учебы, уходы из дома, пьянство, агрессивность, наркомания, суицид). Делинквентное поведение характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или не достижении ребенком определенного возраста (когда подросток может быть привлечен к уголовной ответственности). Основные типы делинквентного поведения подростков: оскорбления, побои, садистские действия, поджоги, кражи, угоны автотранспорта, распространение и продажа наркотиков. Оно выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции. Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста, с которого наступает уголовная ответственность служит основанием для возбуждения уголовного дела. Ему, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения. Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста, с которого наступает уголовная ответственность, служит основанием для возбуждения уголовного дела. Ему, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения. Основные методы воздействия на педагогически запущенных детей: -воздействие через ученический коллектив; -вовлечение в различные виды учебной и внеклассной деятельности; -индивидуальный подход. Классификация групп подростков, склонных к девиациям: Первая группа – характеризуется наличием примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представление. Они озлоблены, эгоистичны, осознанно совершают правонарушения. Педагогу необходимо вовлекать их в общественно-полезную трудовую деятельность, используя присущее им упорство в достижении цели, стремление к первенству. Особую роль в этом играет спорт. Вторая группа – подростки с деформированными потребностями. Подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. В работе с ними важно изменить обстановку и привычные формы поведения, выказывать доверие к ним, поощрять в них умение не только подчиняться, но и командовать. Третья группа – характеризуется наличием деформированных и позитивных потребностей и взглядов, но последние не становятся регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться. Четвертая группа – подростки, не верящие в себя, в свои силы, легко внушаемые, заискивающие перед сильными, случайные правонарушители. Они слабовольны, неустойчивы перед дурным влиянием. Для педагога важно пробудить у них интерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести к включению в полезную трудовую, спортивную деятельность. Им необходимы постоянная коллективная работа, систематический контроль и оценка их деятельности, личная ответственность и активное участие в соревновании. При организации индивидуальной работы с подростками необходимо работать с мотивацией: -закреплять преобладание стремления к успеху; -развивать самоанализ; -развивать тактику целеполагания в конкретных видах деятельности; -организовывать межличностную поддержку.
Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы: 1.Раскройте понятие «социальная педагогика». 2.В чем состоят особенности задач социальной педагогики? 3.Дайте характеристику методам социально-педагогического исследования. 4.Какое значение имеет изучение социальной педагогики для педагога по физической культуре? 5.Раскройте понятия «девиации», «делинквентное» и «криминальное поведение. 6.Назовите различные виды девиаций. 7.Раскройте особенности групп подростков, склонных к девиациям. 8.В чем заключается индивидуальный подход в общении с различными группами подростков, склонных к девиациям?
|