Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бюджетный механизм
Бюджетный механизм – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена: 1) механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; 2) механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; 3) механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов. В каждом звене есть такие элементы, как конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений. Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции и т. п. – это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику. В структуре бюджетного механизма выделяются отдельные блоки. При функционально‑управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют блоки: 1) бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования; 2) исполнения бюджета; 3) бюджетного контроля. Каждому из блоков свойственны специфические методы, с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. С помощью особых приемов, используемых в блоке бюджетного планирования, составляются финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходование бюджетных средств на уровне Федерации, регионов, муниципальных образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральный, региональные и местные бюджеты используются для оперативного управления бюджетными отношениями и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регионах, муниципальных образованиях. Через бюджетные показатели можно следить за экономическими и социальными процессами, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как сигналы для принятия оперативных правительственных решений. На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Так, в федеральных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования: 1) федеральный бюджет; 2) региональные бюджеты; 3) местные бюджеты. Содержание звеньев, частей и блоков бюджетного механизма на каждом из уровней управления характеризуется спецификой, обусловленной совокупностью бюджетных прав, закрепленных за федеральными, региональными и муниципальными органами и отражающихся в бюджетном законодательстве. Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени, исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны. Бюджетное планирование
Бюджетное планирование позволяет определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления бюджетной системы РФ и является необходимым компонентом обоснованного функционирования бюджетной системы и неотъемлемой частью бюджетного процесса. С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, основными направлениями социально‑экономического развития страны и прогнозными расчетами для соответствующих территорий. Бюджетное планирование включает: 1) определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральных, региональных и муниципальных уровнях; 2) формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; 3) установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов‑прогнозов социально‑экономического развития страны и приводящих к росту эффективности общественного производства, экономики материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает макроэкономические прогнозы о бюджетных доходах с предложениями по государственным расходам. С учетом принципов бюджетного федерализма в ходе бюджетного планирования: 1) распределяются доходы и расходы между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений; 2) в целях достижения баланса в каждом бюджете определяются объем федеральных, региональных и муниципальных заимствований, размеры бюджетных резервов; 3) устанавливаются величина и источники покрытия дефицита бюджета; 4) осуществляется разносторонний бюджетный контроль за процессами, протекающими в реальном секторе экономики и на финансовых рынках. К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят: 1) метод экономического анализа; 2) метод экстраполяции; 3) метод математического моделирования; 4) индексный метод; 5) балансовый метод и др. Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: 1) составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; 2) рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; 3) рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; 4) поквартальное распределение финансовыми органами федерального, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей. Составление проектов бюджетов финансовыми органами состоит из двух стадий: 1) подготовительной, т. е. проводятся организационно‑методические мероприятия, определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы; 2) конкретно‑адресной, т. е. планируются виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления расходования бюджетных средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению. Вся дальнейшая организационная и методическая работа по составлению проектов бюджетов разных уровней также проводится соответствующими финансовыми органами, к которым относятся: 1) департаменты бюджетной политики; 2) Министерство финансов Российской Федерации и министерства финансов республик в составе Российской Федерации; 3) бюджетные комитеты; 4) управления и отделы исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они направляют, координируют и организуют многогранную деятельность финансового аппарата по составлению проектов бюджетов.
|