Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов
Как уже подчеркивалось выше, существует большое количество противоречивых взглядов на использование проективных рисуночных тестов. Даже если абстрагироваться от проблем теоретических основ проективных методик, встает много вопросов, связанных с пониманием проективных рисунков как психологического теста или оценочного инструмента. Многим исследователям даже и в голову не приходит относить проективные рисунки к разряду психологических тестов, поскольку они не имеют ничего общего с формальной процедурой конструирования теста и его стандартизацией. Критика сосредотачивалась на том, что процедура подсчета результатов является неопределенной, непостоянной. Нормы для интерпретации неясны, несистематичны, статические данные, которые должны помогать практикам, редки и разбросаны. Объективность в оценках минимальна. Характеристики надежности и валидности практически отсутствуют. Очень часто исследователю приходится использовать нечеткую экспериментальную гипотезу, сочетать ее с клиническим опытом или опираться на “мифы и предания”, как на основное руководство при интерпретации. Часто интерпретации основываются на предполагаемой изоформности между знаками-символами, представленными на рисунке, и здравым смыслом. Кроме того, исследователь, интерпретирующий проективный рисунок, подвергается большому риску спроецировать собственные личностные проблемы в интерпретацию, точно также, как испытуемый спроецировал свои — в рисунок. Таким образом, многие психологи чувствуют, что имеющиеся работы по данному вопросу можно рассматривать с позиций слишком общего руководства, и интерпретация рисуночных тестов должна проводиться с большой осторожностью. Несмотря на все эти ограничения, практики продолжают использовать рисуночные тесты для оценки личностных проблем. Рисуночные задания дают возможность человеку выразить в полной мере при минимальном влиянии состороныэкспериментатора. Рисунки просты в исполнении и не заставляют человека чувствовать угрозу при выполнении этого задания. Кроме того, они часто помогают “растопить лед” во взаимоотношениях и способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не всегда вполне понятно каким образом эти рисунки могут быть использованы, и какая информация может быть получена с их помощью. Очень сложно фальсифицировать рисунок и сознательно направить его в какое-то русло, определенное русло, бессознательный материал легко проявляется в обход защитных механизмов. Для людей, которые испытывают трудности в вербальном выражении своих чувств и мыслей, такого рода экспрессивная техника является чрезвычайно ценной. Многие практики используют рисуночные тесты в процессе психотерапии как метод, способствующий самовыражению, самопониманию и личностному росту. Для оценки личностных характеристик, рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов.
|