Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Половое различие и теоретическое безразличие
Иригари показывает, какие последствия существующее положение вещей имеет для женщин и их места в обществе. Например, женский пол и женский род определяются обычно через сравнение с мужским. Чаще всего они определяются по отрицательной, негативной аналогии. Здесь стоит вспомнить, что именно так и Фрейд, и Лакан подходили к женской субъектности, видя условием женского вхождения в культуру осознание и принятие отсутствия пениса и его символического выражения, фаллоса [21]. Женщина в традиционном психоанализе понимается как «кастрированный мужчина». Такому фаллоцентричному дискурсу Иригари ответила своим понятием двух губ, как метонимии женского опыта. Было бы ошибочно видеть в этом понятии биологические аналогии, как это часто делается. Комментаторы Иригари считают, что это скорее ироничный ответ Лакановой одержимости фаллосом, а не определение женской сущности. Вместо анатомических аналогий ее понятия, относящиеся к телесности, необходимо понимать морфологически*. Так как женщины определяются как «не мужчины», то в качестве независимых субъектов они не существуют, являясь фикцией, функцией, производной и продуктом мужского воображения и языка. Однако Иригари отказывается на призыв Будрияра полностью слиться с этой позицией «кажимости» [22], так как ее задача не состоит в принесении себя в жертву проекту постмодернизма, часто видящего в этом шаге единственную возможность для феминизма. Верно, что Иригари использует прием подражания, но при этом своей работой она также подразумевает позитивное утверждение и создание женского рода, не сводимое к критике модернистского проекта. Хорошим примером здесь служит развитие понятия женского родства и женской родословной, как «слова о роде» и летописи рода. Родословная обычно выстраивается по фамильному имени, как правило, по фамилии отца или мужа, которые передаются их детям и женам. Таким образом, «родовое дерево» — это линия имен мужского рода, выдаваемая за генеалогию человеческого рода вообще, при отсутствии артикуляции женской линии. Женский род, его своеобразие и различие, его генеалогия стираются из культурной памяти и общественного строя, что имеет свои последствия для общественных институтов и бессознательного, с его постоянными всплесками женоненавистничества. В частности, это выразилось в навязчивом отождествлении и использовании образов женщин для определений истины или смерти, что Иригари анализирует по текстам Ницше, Хайдеггера и Левинаса [18, 23, 24]. Иригари согласна с утверждением Лакана о том, что «Женщины нет», что женщина не существует в нашей культуре в качестве имени субъекта с большой буквы [21. С. 137-48]. Но если для Лакана и его последователей это является законом, необходимым и поэтому воспроизводимым, то для Иригари такое положение вещей наносит вред обоим полам, и его можно и важно изменить. На вопрос о том, почему она так критически подходит к психоанализу, Иригари отвечает: «Потому что при разработке теории сексуальности, Фрейд высветил то, что всегда действовало, но оставалось неявным, скрытым, неизвестным: половое безразличие, лежащее в основе любой науки и логики каждого дискурса. Это очевидно в том, как Фрейд определяет женскую сексуальность. Фактически, эта сексуальность никогда не определяется по-другому, чем в отношении мужского пола. Фрейд не видит двух полов, чьи различия проявляются в акте сношения, а более широко, в воображении и в символических процессах, регулирующих работу общества и культуры. «Женственное» всегда определяется через недостаточность или атропию, как другая сторона того пола, который один держит монополию на ценность: мужской пол. Иригари не заявляет, что Фрейд неправильно подходит к женской идентичности, что его описание женской сексуальности ложно, а ее — истинно. Она ставит под вопрос сам научный дискурс истинного/ложного, которому следует Фрейд: «Как «человек науки», он просто... описывает. Проблема же в том, что он не принимает во внимание исторические факторы, управляющие теми данными, с которыми он имеет дело. Например, он принимает женскую сексуальность за то, как видит ее, и принимает свое видение за норму. Он объясняет женские страдания, симптомы и неудовлетворенности только посредством индивидуальных историй, без рассмотрения взаимоотношения между индивидуальной «патологией» и определенным положением общества и культуры». Словами, только напоминающими критику института психоанализа у Фуко, Иригари заключает: «Если теория Фрейда и способствовала тому, чтобы расстроить философский порядок дискурса, эта же теория остается парадоксально подвержена этому же дискурсу, что касается определения полового различия» [16. С. 410-13]. Эта ситуация полового безразличия, принятая в научном дискурсе, не является простым упущением со стороны его авторов. Деррида также показал, что «женщина» и ее функция подражания лежит в основании этого дискурса, она поддерживает его, обеспечивает его воспроизводство и выживание [25, 26, 27]. Иригари понимает, что, отказываясь выполнять свою роль «благородной жертвы», отказываясь поддерживать здание дискурса либо своим молчанием, либо видимостью своей одинаковости и, следовательно, бесполости, она «рискует своим собственным разумом», так как возвращает культурно закрепленные страхи и беспокойства, и в ответ культура и общество не могут остаться безучастными к ее выбору. Именно это она видит в качестве одной из причин видимой негативной реакции на женское движение и его теорию.
|