Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комплексный и системный подходы в отечественной психологии.1. В этот период существовали следующие особенности: Особенности взаимоотношений власти и интеллигенции: -запрет на инокомыслие, на высказывание своей точки зрения. -большинство психологов заняло оппозиционную позицию по отношению к власти. -некоторое время власть мирилась с позициями науки по 2 причинам: *необходимо было создать видимость перед мировой общественностью, видимость сотр-ва с разными слоями населения *государство главным образом было настроено на укрепление власти, поэтому на оппозицию внимание не обращили. -против оппозиции начинают гонения (высылаются Бердяев, Корсавин, Лопатин, Сорокин). -Бехтерев поддерживал революционные изменения Возникновение объективных предпосылок для развития психологии в СССР. 1) запросы общественной практики в адрес псих. знания (рассматривалась на повестке дня проблема активации и интенсивности использования потенциала человека) 2) потребности самой психологичсекой науки (психологии нужен был новый подход в русле марксисткой философии) - Психология, как наука начинает получать поддержку со стороны государства 2. Советск Yгия зародилась в новых соц-экон усл-х, в ответ на трудности, с кот отеч Yгич наука вступила в 20 век. Её отличит чертой яв-ся методологическ ориентация на марксизм. Задача: созд-е системы марксистской Yгии, т.е. науки, построенн на основе марксистской философии, применяющей диалектический м-д к разреш-ю Yпроблем. История развития Yгии в советск период свидет-т о том, что она не была однородной. Осуществлялись иссл-я в обл психофизиологии. Учёные добивались крупных успехов в обл теории и практич прикладных иссл-ях. Именно в послеоктябрьский период в отеч Yгии были разработаны: культурно – историч теория Л.С.Выготского, субъектно – деятельностная Yгия С.Л.Рубинштейна, Yгия деят-ти А.Н.Леонтьева, теория установки Д.Н.Узнадзе. В 20х –н 30х г.г. – интенсивное развитие в России психотехники (1922 рук-ль 1 лаборатории Шпильрейн)). 3. Психотехника – это ранний этап развития псих-гии труда, гл проблемой кот. яв-ся НОТ (научная орг-ция труда). Предмет психотехники – транспорт, производство, школа, биржа труда, воинское подразделение. Осн. направления психотехнич иссл-й: 1) изучение профессий; 2) профотбор и профконс-е; 3) психогигиеническ и психотерапевтич возд-е на производстве; 4) повышение эфф-ти пропагандистской работы. Гл цель гос-ва: управление чел ресурсами. Вклад психотехники в развитие психологии дала толчок д/развития диффер. психологии, положила основу д/возникн. деятельностного подхода, исследована обл профессиографии (не только проф методы, но и сод-е профессий), усовершенствованы методы профотбора, делан вывод о взаимосвязи утомления с соц ситуацией. 4. В этот период также активно развивается советская педология (27-28 гг.) Начало педологического движения в России связано с открытием в 1904г при основанной А.П. Нечаевым лаборатории экспериментальной пед психологии педологических курсов для учителей, родителей. В России педологию развивали А.Ф.Лазурский, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, М.Я.Басов. В дореволюц период России гл задачей было изуч реб. Новое общ-во ставило задачу: сформировать нового чел. (чел – строитель социализма) Педология приобретает хар-р комплексного знания о чел. (изучением реб заним-ся не только психологи, но и спец-ты др профилей). Отрабатывался п-п инд подхода к реб. Педологическ интерпретации психич мира реб: 1. признание биосоц природы реб, 2. среда – усл соц – биологич эволюции реб, 3. необходимость изучения реб всесторонне на разн онтогенетических стадиях. Вывод: в 20е г.г. педология накопила значительную научн фактологию, необходим для построения психол науки и обрела чрезвычайно полезн опыт взаимод с практикой. 5. Осн псих школы: С.Л.Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского. С.Л.Рубинштейн составил основу деятельностного подхода. Выделил принцип единства сознания и д-ти. Книга «Основы общей психологии» 1940. Л.С.Выготский заложил методологические основы советской психологии. Создал культ-историч концепцию. Ввел понятие ВПФ. Разработал учение о развитии ВПФ. Леонтьев сделал деят-ть предметом и методом псих иссл-я. Сформулировал представления о след категориях: деят-ть, сознание, лч. Ананьев счит-л центр задачей психологии изучение инд развития чел. Указал на важность обучения как одного из детерминант, влияющего на развитие психики чел. Вырабатывал п-п междисциплин подхода к проблеме чел. Теплов разработал проблему инд различий, разделил понятия: задатки, способности и раскрыл различия м/у ними. Дал определ-е одарённости – такое сочетание сп-тей, кот способ-т успешности к-л деят-ти. 6. Итоги развития Yгии в России к началу 20 в в канун Окт революции: 1. Завершилось оформление психологии в самост научн дисц-ну. 2. Возрос авторитет психологии в научн сообщ-ве. 3. Усилилось влияние психологии на все аспекты культ жизни русского общ-ва. 7. Итоги развития советской Yгии в предвоенный период: 1.Наряду с общепсихол пр-матикой проводились иссл-я в обл возр и пед психол, психол труда, сравнительной псих-гии. 2. Подход к марксизму как к системе теоретич воззрений позволил достигнуть значит успехов след советск учёных: Ананьев, Басов, Выготский, Леонтьев, Лурия, Рубинштейн, Теплов, Узнадзе, Блонский. 3. Выросло число псих публикаций, псих иссл-й. 4. Созданы теоретико – методологич основы советск психологии: а)психика, как ф-ция, cв-во высокоорганизованной материи – ГМ. б) эволюционно – стадиальный хар-р развития психики в) признание чел в кач-ве активного деятеля в окр его среде (Басов) г) признание культурно–историч обусловл-ти процесса разв психики (культ-истор теор Выготского) Основные вехи: возникновение 1х Yфизиол лабораторий Бехтерева (1885), марксистская Yгия, н 90х г.г. 20в пересмотр п-пов советск Yгии, ориентация на западн теории. В наст время российская психология стала актуальной наукой. Она представляет реальный интерес для различных видов совр соц практики – для политики, экономики, права, медицины, военн дела, образования. После 90х Yгия стала практико – ориентированной (консульт-е, групп тренинг общения, псих служба в школе).
|