Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
XIV. Гипнотизм и высшая школаПостулят, приведенный в конце последней главы, доказывает самым наглядным образом,— даже если предыдущие главы в том еще не убедили читателя,—-что врачу необходимо изучить и уразуметь внушение. К сожалению, в этом отношении дело обстоит еще плохо. В вопросах, касающихся внушения, врачи большей частью сами еще профаны и невежды. Этим и объясняется бесчисленное количество грубейших ошибок со стороны многочисленных наших специалистов, ищущих в периферии тела причины центральных страданий, ибо психофизиологический механизм им непонятен. Одного указания на этот пробел достаточно, чтобы понять, что восполнение его стало настоятельной потребностью. Изучение новейшей психологии, психофизиологии, учения о внушении и психоанализа, последних двух с небольшой клиникой или поликлиникой, должно быть введено в программу каждого медицинского факультета. Лишь тогда станет возможна успешная борьба с суеверием и медицинским шарлатанством, лишь тогда врачи сумеют избегнуть тех неприятных для сословия посрамлений, которые ныне уготовляются им профанами. При этом я разумею только успехи эмпириков, а не те посрамления, которые врачи ежедневно испытывают со стороны неврачей, обладающих психо- Так, в Zeller'овском учреждении (Mannedorfe, кантон Цюрих), Zeller возлагает свою руку (правую или левую,' на обнаженную больную часть тела (возложение рук по Библии) и, повторяя эту процедуру, устраняет, смотря по надобности,— боли, параличи и т. д. Второй употребляемый там способ возложения рук—„помазание маслом" (равным образом по Библии). Руку смазывают холодным прованским маслом и возлагают, как упомянуто, на больную часть тела. На возражение, „не есть ли это магнетизм", г-н Zeller,— сам сообщивший мне этот прием и наибольшее значение приписывающий связанной с ним молитве,— отвечает ссылкою на то, что он не применяет никаких пассов (поглаживаний). Но и Нансийская школа не применяет пассов. Из всех вышеизложенных объяснений до очевидности ясно, что на своих пациентов г н Ze!ler действует, хоть и не отдавая себе в том отчета, лишь интенсивным внушением, как словесным, так и чрез прикосновение к больной части тела. Независимо от объяснения, совершенно отличного от нашего, лечебный метод Целлера очень походит на метод суггестивной терапии Liebeault, разница состоит только в том, что им большей частью применяется внушение на яву. Высокая этическая и культурная прерогатива центров образования и науки издревле состояла в том, чтобы факелом знания освещать мрак предрассудков и невежества. Грустно поэтому видеть, как в тех же самых центрах к учению о внушении и к новейшей психологии все еще проявляется отношение колеблющееся, боязливое и зачастую даже отрицательное, хотя никакая другая наука не способна в такой мере осветить современные наши предрассудки. Вот почему недавно был создан интернациональный Союз Медицинской психологии и психотерапии, ставящий себе задачей разработку этих дисциплин и введение их в преподавание в высшей школе.
|