Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
До Ачинска 32 версты… В Чернореченской я много кричал и прочее ( по поводу почтовых лошадей и соблюдения очереди и т.п. )».Стр 1 из 40Следующая ⇒ История поселка Новочернореченский
Посёлок Новочернореченский, как и любой другой даже небольшой населённый пункт, имеет свою историю, которая очень тесно связана с историей нашей Родины. … Во второй половине XVIII столетия через необъятную Сибирь из конца в конец прошёл знаменитый Московский тракт, оказавший решающее влияние на развитие хозяйства Восточной Сибири. Росли города и сёла. В это время и была основана и деревня Чёрная Речка. При царизме Сибирь была местом ссылки политических заключённых, тюрьмой и каторгой народов России. Мимо деревни Чёрная Речка, расположенной вдоль тракта, проходили ссыльные, звеня кандалами. Деревня повидала много великих людей России, боровшихся за свободу и счастье своего народа. Здесь останавливался великий русский писатель А.Н.Радищев, сосланный Екатериной II в Илимский острог. 2 марта 1797 года в своём «Дневнике путешествия по Сибири» он писал: «Дорога идёт всё березняками редкими и еланями до Чернореченской… около оной поля великие, но пашут мало. Посельщики иные богаты, продают овёс, сено. Они нанимаются гонять почту, а цена по дороге от 59 до 90 рублей за пару. Пьют довольно, в сей округе; в питейных домах сидят по выбору мещане, а не наёмные. До Ачинска 32 версты… В Чернореченской я много кричал и прочее (по поводу почтовых лошадей и соблюдения очереди и т.п.)». Великий демократ Н.Г. Чернышевский, сосланный на каторгу на Нерчинские рудники, также здесь останавливался на отдых. А ранней весной 1890 года, направляясь на Сахалин, проездом побывал писатель Антон Павлович Чехов. В конце прошлого века в России наблюдался бурный промышленный подъём, быстро росла сеть железных дорог. И по территории нашего края в том же направлении, что и Московский тракт. Протянулась железнодорожная магистраль – однопутка. Строили её в основном вольнонаёмные и каторжане. Строительство дороги изменило жизнь деревни Чёрная Речка. На месте непроходимой тайги, на землях, принадлежавших богачу Русанову, в 1894 году начали строить станцию Чернореченскую. Старожилы рассказывают, что он косил траву, засевал свободные от леса участки хлебными культурами, охотился. А однажды на землю Русанова приехал инженер- писатель Н.Г. Гарин-Михайловский с рабочими, стал вести изыскания для проекта железной дороги Обь-Красноярск. Работы велись два года подряд – 1891-1892 года. Как-то инженер спросил, как называется речушки, протекающие в этих местах? Русанов ответил: - Одну зовут Чёрной, другую – Татаркой. - Кто их так назвал, почему? Русанов не знал. Относительно Чёрной старик поведал небольшую легенду. Будто бы из Ачинска убежал чёрный бык. Нашли его в речке, вода которой была чёрной, как шерсть быка. С той поры прозвали речку Чёрной. О житье своём Русанов говорил сдержанно: - Места, сказать, красивые, а вот ходить по ним небезопасно. Чуть проморгаешь и попадёшь в лапы «Топтыгину». Он тут владыка всюду – и на речках, и в густых зарослях, и в Старо- Чернореческое жалует. Уже не одну корову придушил… Вскоре в эти дикие места пришли рабочие-строители. Они проложили железную дорогу и построили станцию. Когда зашла речь о названии станции, то её нарекли Чернореченской – по имени речки с чёрной водой и красивой легендой. В1894 году – 70 лет назад – Чернореченская вступила в строй действующих, начала принимать рабочие поезда и грузы. По словам старожила т. Булаха, в 1895году на станции насчитывалось 7 домов. В конце марта 1897 году по новой дороге в Красноярск проехал В.И.Ленин, которого царь сослал в сибирскую ссылку в село Шушенское. В следующем году линия Обь- Красноярск была сдана в эксплуатацию. В 1909 году на станции открылась железнодорожная школа (сейчас интернат №1). Учили в ней сёстры Болдины: Екатерина Ивановна, Валентина Ивановна и Ольга Ивановна. Их отец имел кабак и славу обиралы. Тут же богатели купцы Степанов, Сафронов, Балуев, Гудкин, Вяткин, Баженов. Строительство посёлка при станции усилилось в 1911 году, когда стали прокладывать второй путь. Труд на строительстве был в основном ручной. Правда, кроме тачек на одном колесе, работал землеройный экскаватор, привезённый из-за границы. Но он часто стоял из-за поломок, а направить его в кузнице было не так просто. В 1913 году при станции открылась деревянная Троицкая церковь. По словам бывшей учительницы Е.Н.Мальцевой, дети попа Рождественского стали революционерам, а сам он предавал партизан. Троицкая церковь Разрасталась и станция. В 1914 году уже было две улицы, возводилась третья. Появились кабачок, почтовая станция и другие учреждения. 80-летний старожил здешних мест Василий Кузьмич Емельянов вспоминает: Безрадостной была жизнь рабочих. Звериный закон капиталистического общества: «человек человеку – зверь» на всё накладывал свой отпечаток. Рабочие и крестьяне были сплошь неграмотными. А ими на станции Чернореченской были владельцы лавок – Степанов, Балуев, Григорьев, Гудкин, Болдин, подрядчик Дуванов да ещё священник Рождественский». На маленькой сибирской станции жизнь текла серо и однообразно. И только Великий Октябрь всколыхнул её сонную дремоту. К власти пришли рабочие и крестьяне. Жить бы да строить счастливую, свободную жизнь. Но вскоре над Сибирью нависли чёрной тучей колчаковцы, запылал мятеж белого чехословацкого корпуса. С первых дней гражданской войны многие чернореченцы взялись за оружие. В 1918 году в посёлке организовался отряд Красной гвардии, которым командовал рабочий службы пути Сергей Прокопчук. Карп Петрович Ефременко организовал группу партизан – добровольцев, в которую вошли Тимофей Огородников, братья Ефим, Фёдор и Сидор Амосовы, Павел Воронцов. Группа влилась в отряд П.Е. Щетинкина и геройски дралась с беляками. Ефременко оказался талантливым организатором и храбрым партизаном. Впоследствии он командовал батальоном красных партизан. В тяжёлых боях с колчаковцами погибли Огородников и Воронцов. А через много лет на фронте Великой Отечественной войны немецкие пули оборвали жизнь замечательного партизанского командира Карпа Ефременко и его старого боевого товарища Ефима Амосова. Чернореченцы и жители окрестных деревень постоянно оказывали действенную помощь красным партизанам в борьбе с врагами. Группа рабочих под руководством Конторина помогала партизанам П.Е. Щетинкина в сборе оружия. В деревне Конторка было создано тайное общество помощи партизанам, членом которого был и Яков Андреевич Фроленков. В 1919 году почти два месяца в его доме стоял штаб отряда Щетинкина. Жена Фроленкова также помогала партизанам, много раз перевозила патроны из Чернореченской в село Ольховка. В период колчаковщины некоторые рабочие станции собирали оружие и отправляли в отряд Щетинкина. От сборщика т. Корнюка, как сообщил Я.А.Фроленко, оружие и боеприпасы увозила жена Фроленко. Сама она рассказала об этом следующее: «Ехала я однажды на лошади. Белые остановили меня и хотели обыскать сани. Я обмерла от страха. А лошадь была диковатая, спасла меня. Она рванулась и побежала. Сколько я ни кричала «тпру», она не остановилась. Так и не удалось белым обыскать мои сани. А на них был мешок с патронами». Многие жители посёлка помнят пытку, которой колчаковцы подвергли машиниста станции Якова Дегеля. Однако не добились ничего. Дегель был сыном ссыльного и умер как большевик.
1919 год. На станции Чернореченской разворачивались кровавые события. 26 июня в версте от станции колчаковцами были расстреляны одиннадцать членов Ачинского совдепа: Василий Слабодчук, Фёдор Цунский, Лев Потехин, Николай Жабинов, Гавриил Манкевич, Август Поляк, Даниил Карпенко, Иван Канфель, Терентий Тарасовский, Иван Ракевич, Станислав Гловаль. Кузнецу Цукунфту, удалось бежать из-под расстрела. Позднее Цукунфт строил Ачинский мелькомбинат. Пятерым большевикам Канфель, Тарасовский, Ракевич, Гловаль и ещё один человек, имя которого до сегодняшнего дня не установлено, похоронены на станции Чернореченской, в сквере около аптеки поставлен памятник на месте расстрела.
|