Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методическая разработка
УЧЕБНЫЙ ПУНКТ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник учебного пункта
подполковник внутренней службы
А.В. Гришенков «_____»_______________20____ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения практического занятия по предмету «Пожарная тактика» со слушателями сборов профессиональной подготовки пожарных.
Тема № 5.9 «Ликвидация горения»
ЦЕЛЬ: формирование высокого профессионального уровня подготовки личного состава, максимального развития знаний и навыков, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
МЕТОД ПРОВИДЕНИЯ: практическое занятие
МЕСТО ПРОВИДЕНИЯ: учебный класс.
ВРЕМЯ: 4 часа
1. ЛИТЕРАТУРА:
- Приказ МЧС России от 31.03.2011г. № 156 «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1100н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях ГПС ФПС"
Тула
Конспект для проведения занятия по теме: «Ликвидация горения»
Наименование мероприятий
|
Порядок выполнения
| Методические указания
| Построение, развод на занятие. Доведение целей занятия.
| Командир группы строит личный состав в две шеренги, и докладывает руководителю занятий о готовности группы к занятию последующему образцу: «Группа - равняйсь! Смирно! Равнение на середину!... Товарищ подполковник личный состав группы к практическим занятиям по пожарной тактике готов! Командир группы сержант Сидоров!». Руководитель объявляет тему и цель занятия, проверяет внешний вид группы.
| Проверка состава группы, заполнение журнала.
| Выполнение упражнений на интерактивном тренажёре МКУ-04
| Интерактивный тренажер представляет собой комплекс, состоящий из сборной рамы (оборудована колесиками-фиксаторами), пожарного насоса ПН-40, стойки с оборудованием, стойки с проекционным экраном и беспроводного пульта дистанционного управления инструктора. Стойка с оборудованием включает в себя: модели огнетушителей, мультимедийный видеопроектор, системный блок с лицензионным программным обеспечением, акустическую систему.
Программное обеспечение предусматривает работу комплекса в режиме тестирования для проверки теоретических знаний обучаемого, а также в режиме просмотра технического видеофильма "Основы пожарной безопасности", содержащего информацию о способах прекращения горения, основных причинах возникновения возгорания и способах тушения, а также действиях при пожаре. В режиме практической работы программное обеспечение позволяет просмотреть ситуационные сценарии перед началом упражнения при помощи меню управления.
Тестовое программное обеспечение комплекса предусматривает возможность добавления, редактирования и изменения уже существующих тестов и ответов. Данная система адаптирована к изменениям в законодательстве по пожарной безопасности.
В комплект поставки входит беспроводная клавиатура, позволяющая осуществлять навигацию по программным меню комплекса и постановку учебных заданий.
Универсальный интерактивный учебно-тренировочный комплекс средств тушения пожара МКУ-04 включает в себя "Интерактивный тренажер огнетушителей" и "Интерактивный тренажер пожарного насоса":
1. "Интерактивный тренажер огнетушителей"
Тренажер имитирует звуковое сопровождение возгорания, шума пламени пожара, тушения, шума работающего огнетушителя. Система визуализации комплекса базируется на проецировании учебно-тренировочной виртуальной среды на проекционный экран (размер: 1800х1800 мм) при помощи мультимедийного видеопроектора, обеспечивая двухмерное изображение помещения и расположенных в нем объектов, очага пожара, задымления, огнетушащей струи, изменения площади пожара и задымления в зависимости от действий обучаемого.
Огнетушители: ОП(АВСЕ), ОП(Д), ОВП, ОУ, ОХ, ОВЭ вместимостью 4-5 л (насадка каждого огнетушителя снабжена датчиком пространственного позиционирования (лазер), ультразвуковым дальномером, индикатором уровня заряда батареи и камерой, установленной на стойке оборудования). Каждый из шести представленных имитаторов огнетушителей имеет те же органы управления, что и обычный огнетушитель:
1. Кольцо-фиксатор.
2. Сжимающаяся рукоятка запорно-пускового устройства.
3. Насадка огнетушителя.
Массогабаритные модели огнетушителей размещены на стойке в специальных отсеках, позволяющих хранить и подзаряжать огнетушители. Стойка оснащена роликами с фиксаторами для удобства при транспортировке внутри помещений и во время эксплуатации.
В данном тренажере использован базовый набор сценариев. Каждое упражнение соответствует определенному классу пожара (А, А1, А2, В, В1... Д, Е). В задачи обучаемого входит не только правильное выполнение действий с огнетушителем, направленных на ликвидацию пожара, но и предварительная оценка обстановки. Перед тем как приступить к ликвидации очага возгорания, необходимо выполнить следующие действия:
1. Сообщить по телефону 01 или 112 в пожарную охрану (из телефонной трубки слышен ответ виртуального диспетчера пожарной охраны; обучаемый в течение 25 секунд прослушивает речь диспетчера, может отвечать на задаваемые вопросы).
2. Перекрыть газовый кран.
3. Отключить электроэнергию в электрическом шкафу (на экране после выполнения данного действия происходит уменьшение интенсивности освещения).
После выполнения всех вышеперечисленных действий необходимо выбрать огнетушитель в соответствии с классом пожара, представленного на экране, и приступить к тушению.
Оценка выполнения упражнения производится как "зачет" или "незачет".
| Разъяснение мер безопасности при использование тренажера.
Слушатели выполняют упражнения индивидуально.
При получении команды на выполнение задания, занимают позицию у экрана.
| Отработка навыков по тушению пожаров на интерактивном тренажерном комплексе «Брандсбойт»
| Интерактивный тренажерный комплекс представляет собой систему из макета пожарной мотопомпы с электрическим пуском, к которому присоединяются три рукава (1 всасывающий рукав и 2 рабочих напорных рукава с пожарными стволами). В стволах установлены лазерные излучатели и трехкоординатные виброизлучатели. В комплект поставки входят фотоэлектронные мишени со светодиодными шкалами, а также секундомер.
Тренажерный комплекс предназначен для проведения практических занятий по противопожарной подготовке в учреждениях среднего и среднего профессионального образования, добровольных пожарных дружинах и специализированных образовательных учреждениях МЧС, а также для приобретения знаний, умений и навыков управления и работы с ручным пожарным стволом и мотопомпой. Комплекс может применяться в помещениях, на открытых площадках, в том числе в условиях ограниченного искусственного задымления при проведении практических занятий, соревнований и зрелищных мероприятий в рамках программ противопожарной подготовки населения.
После начала упражнения на лицевой стороне мишени загорается имитатор очага возгорания в виде языков пламени. Попадание лазерного излучателя на мишень имитирует попадание струи воды на очаг возгорания. О степени затухания огня сообщает специальная светодиодная шкала, отражающая уменьшение яркости языков пламени с дискретностью 10 %. По завершении тушения цвет лицевой стороны мишени меняется на зеленый, и раздается звуковой сигнал, сообщающий о том, что пожар потушен.
Предусмотрено 3 режима эксплуатации: "Обучение", "Контроль" и "Соревнование".
В режиме "Обучение" учащиеся устанавливают и запускают мотопомпу, разворачивают и подсоединяют рукава и затем приступают к отработке навыков управления пожарным стволом и мотопомпой.
В режиме "Контроль" учащимся предоставляется возможность проверить и закрепить полученные знания. Отработка навыков в данном режиме производится на время. При помощи секундомера происходит подсчет всего времени, затраченного на тушение.
Режим "Соревнование" позволяет учащимся совершенствовать полученные знания, умения и навыки в напряженных условиях, что способствует повышению уровня психологической устойчивости. Для этого проводятся упражнения соревновательного характера между двумя учащимися.
Макет пожарной мотопомпы внешне повторяет классическую конструкцию мотопомпы с электрическим пуском с соответствующим размещением органов управления.
Внутри макета установлен воздушный компрессор среднего давления высокой производительности. Имитация наполнения рукавов осуществляется за счет сжатого воздуха среднего давления (до 2,5-3 атм).
В качестве водоразборного узла на макете установлена стандартная пожарная колонка, снабженная двумя соединительными головками ГЦН-50 для крепления напорных рукавов и одной соединительной головкой ГЦН-100 для крепления всасывающего рукава. Пуск воздуха для заполнения рукавов осуществляется открытием соответствующего крана колонки.
Конструкция макета снабжена роликами с тормозными устройствами для транспортировки внутри помещения.
Фотоэлектронная мишень представляет собой панель, изготовленную из органического стекла толщиной 5 мм, на металлическом каркасе. Внутри мишени установлен аналитический блок на базе 32-разрядного микроконтроллера и блок контроля состояния АКБ.
На задней стороне мишени размещен разъем для зарядки АКБ с трехцветной индикацией состояния, кнопка включения питания мишени, кнопка перезапуска, переключатель режимов "Тушение" и "Развертывание", переключатель режимов "S10(V10)" и "S100(V100)", где S – площадь пожара (м2), V – объем "бака" мишени (л).
Трехцветный индикатор состояния АКБ мишени (АКБ заряжена – зеленый индикатор питания, разряжена – красный, заряжается – желтый) установлен на задней стороне рядом с разъемом для зарядки АКБ.
Индикатор включения питания мишени установлен на задней стороне рядом с выключателем питания.
В режиме "Тушение" перед началом упражнения мишень устанавливают на необходимой дистанции (5-10 м) и высоте (0-1,8 м), затем выбирают режим и площадь возгорания (10/100м2). При включении мишени загорается индикатор питания зеленого цвета, и происходит включение имитатора горения, лицевая сторона мишени горит ярко красным светом. По мере тушения яркость имитации огня уменьшается с дискретностью 10 %. По окончании тушения (пожар ликвидирован, огонь потушен) цвет лицевой стороны мишени меняется на зеленый, и раздается звуковой сигнал.
В режиме "Боевое развертывание" перед началом упражнения мишень устанавливают на необходимой дистанции (6 м) и высоте (1,5 м), затем выбирают режим и объем заполнения емкости (10/100 л). При включении мишени загорается индикатор питания, мишень готова к работе. По мере выполнения упражнения индикатор заполнения емкости показывает результат с дискретностью 10 %. По окончании упражнения (емкость заполнена) лицевая сторона мишени загорается зеленым цветом, и раздается звуковой сигнал. В режиме "Соревнование" контроль времени выполнения упражнения производится инструктором по секундомеру. В зависимости от точности ствольщика аналитический блок мишени рассчитывает заполнение "бака" в % от максимального потока воды (3 л/с).
На лицевой стороне мишени установлен имитатор пламени, фотоэлектронный приемник и индикаторы заполнения емкости. Индикатор заполнения емкости установлен скрытно на лицевой стороне и постепенно гаснет по мере наполнения емкости или тушения пожара с дискретностью 10 %. Имитатор пламени имитирует возгорание, относящееся к пожару класса А.
Примечание: пожар класса A – горение твердых веществ: подкласса A1 – горение твердых веществ, сопровождаемое тлением (например, дерева, бумаги, соломы, угля, текстильных изделий); подкласса A2 – горение твердых веществ, не сопровождаемое тлением (например, пластмассы).
Питание мишени осуществляется от встроенной свинцово-гелиевой АКБ емкостью 4,5 А∙ч.
Устройство зарядки АКБ предназначено для зарядки АКБ мишеней и имеет на лицевой панели два фиксируемых разъема для подключения к потребителю и выключатель питания. На задней панели устройства расположена колодка предохранителя (0,5 А) и сетевой разъем. Устройство снабжено автоматическим контролем тока зарядки и блоком защиты от перезаряда АКБ.
| При отработке упражнения: Команда стоит на старте. Средства защиты рук надеты. Все люди выведены за линию рубежа и в возможном секторе попадания лазера людей нет. Руководитель занятияобъявляет старт и включает секундомер. Команда выполняет действия в соответствии с ролевыми обязанностями.
-подсоединить рукав.
-раскатать напорный рукав.
-подсоединить напорный рукав к соединительной головке выкидного патрубка.
- открыть вентиль выкидного патрубка.
-подсоединить ствол к рукаву, выдти на рубеж и направить ствол в сторону мишени.
-переключатель масса повернуть в сторону вкл.
-Тумблер стартера мотопомпы переключить в положение вкл.
| Подведение итогов занятия.
| Беседа со слушателями по правильности выполнения заданий.
| Ответы на вопросы слушателей.
|
РАЗРАБОТАЛ
|