Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классическое естествознание.Этап классической науки охватывает период с XVII до конца XIX века и связан, прежде всего, с деятельностью таких мыслителей как Г.Галилей, И. Коперник, И.Ньютон. Начало ее было положено в трудах Коперника, создавшего новую, по сравнению с аристотелевско-птолемеевской, гелиоцентрическую систему мира. Она обосновывала движение как естественное свойство земных и небесных объектов., показала ограниченность чувственного познания, неспособного отличить наши представления о действительности от реального положения дел. Была доказана неприемлемость изучения окружающей действительности только на основе наблюдения и необходимость критичности научного разума. Эта линия анализа была проложена Галилеем – метод теоретического или мысленного эксперимента. Истинное знание, по его мнению, достижимо только при помощи эксперимента и вооруженного математикой разума. В Новое время, т.о., происходит расширение понятия научной рациональности за счет введения стандартов опытно-экспериментальной апробации знания. Соединение математических методов с опытным исследованием привело к появлению экспериментально-теоретического естествознания. Ньютон продолжил и завершил начатое Галилеем дело создания классической механики. В его учении она приобрела окончательный характер, что положило начало длительному периоду господства механических представлений о мире в науке. Благодаря творчеству этих ученых сформировалась классическая наука, долгое время считающаяся идеальным типом научной рациональности. Прежде всего, она постулирует стабильность и универсальность порядка природы. Человеческий разум как активный источник рациональной деятельности проникает в сущность мирового порядка при помощи таких же устойчивых и универсальных категорий мышления. При этом предметом науки являются законы, общие положения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех. Полагалось, что эти законы допускают математическое выражение, которое и выступает идеалом точности. В Новое время существует убежденность в социальной нейтральности науки. Считается, что она ориентирована собственными автономными ценностями, связанными с поиском истины. Идеалом науки было построение абсолютно истинной картины природы. объективность и предметность познания достигаются лишь тогда, когда из их описания удаляется все, относящееся к субъекту и процедурам его познавательной деятельности, причем эти процедуры считались однажды данными и неизменными. Субъект познания трактовался как асоциальный и неисторичный. Поскольку ценностные характеристики относили не к самому знанию, а только к личности, доказывалась необходимость их элиминации с помощью специальных процедур. Строго означенная причинно-следтвенная связи возводилась в ранг объяснительно эталона. Объяснение понималось как поиск механических причин, а обоснование сводилось к редукции знаний о природе к фундаментальным принципам механики. Это укрепляло претензии на обнаружение единственно верного метода, гарантирующего построение истинной теории. Картина мира продуцировала образ линейного развития с жестко означенной детерминацией. Классическая картина мира осуществляла описание объектов так, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат. В философских знаниях доминирующую роль также играли принципы механицизма. Разум обладал статусом суверенности, не детерминированный ничем, кроме свойств изучаемых объектов. В основе научного исследования лежало требование элиминации из него человеческого фактора. Философы Просвещения полагали, что те принципы, пользу которых для познания наука уже установила, могут иметь не меньшее значение и в сфере общественных отношений. Определенные перемены оснований естествознания происходят в конце XVIII – первой половине XIX века, когда начинается переход к дисциплинарно организованной науке. Наряду с механико-математическим знанием выдвигаются опытные и описательные дисциплины: география, геология, биология, и т.д. механическая картина мира утрачивает статус общенаучной, в биологии и химии формируются специфические картины реальности. Одновременно происходит дифференциация междисциплинарных идеалов и норм, хотя общие познавательные установки классической науки остаются прежними. В биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает абстрагироваться от идеи развития. Требования рациональности касаются уже не только естественных наук, но и гуманитарных. С развитием науки отношение человека к природе превращается из созерцательного в практическое.
|