Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы экономического поведения личностиСтр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция 2. Личность в экономике 1.1. Человек и рыночная экономика: аспекты взаимосвязи Основы психологического поведения человека в сфере экономики Типы экономического поведения личности 1.1. Человек и рыночная экономика: аспекты взаимосвязи Анализ экономики может осуществляться различными путями на основе дифференцированных позиций. В работах классика английской политической экономии А. Смита, например, значительную роль играл подход, показывающий роль человеческой личности, ее психологической ориентации. Он считал, что эгоизм каждого - благодаря рынку - приводит к росту общего блага. Этот вариант анализа не получил, к сожалению, должного развития в нашей стране. Отклонив английскую концепцию и выбрав немецкую (теоретическую модель К. Маркса), отечественная наука стала оперировать преимущественно категориями социально-экономического и классового порядка. Интерес был обращен не к личности, а к рабочей силе, которая рассматривалась в обобщенном, кумулированном виде. Теория социализма строилась на демонстрации роли масс, а не отдельного человека. В марксистской политической экономии категория «производительные силы» (как единение совокупной рабочей силы и средств производства) стоит неизмеримо выше категории «личности». Психологические аспекты анализа проблемы считались малозначащими, искажающими реальную картину и потому практически не принимались в расчет. В научном плане роль субъективного фактора целесообразно рассматривать разносторонне, не ограничиваясь анализом его роли в совокупной рабочей силе. При изучении взаимодействия экономики и личности разумно обратить внимание на психологию человека. А это, в свою очередь, неизбежно выводит нас на биологическую природу его жизнедеятельности. Следует признать, что такой подход в экономическом анализе прежде вызывал у наших исследователей чувство неудобства (порой даже стыда). Сказывались традиции нашего воспитания, образования. Преобладала привычка больше думать о роли объективных обстоятельств, правил, норм. Однако ситуация настойчиво требует: пора подключать к экономическому анализу и фактор природной основы существования человека. Будем исходить из того, что человек вышел на авансцену, отделившись от мира животных. Его прародители обладали лишь совокупностью инстинктов и рефлексов. Формирование человеческого разума привело к качественному изменению в системе живой материи. Оказалось, что соединение мышления с природными функциями высшей нервной системы сделало человека резко отличным от других представителей живого мира. Для homo sapiens стала характерна не только повышенная гибкость и приспособляемость, но и экстремальность (т.е. контрастность) его поведения, которая проявляется в ориентации на предельно противоположные, крайние варианты самовыражения. По своему психическому настрою животные (в рамках одного вида) тоже бывают разными: более спокойными, контактными, а порой и весьма агрессивными. Однако в случае с человеком палитра психологического поведения сложилась в неизмеримо более обширном виде. Различия между крайними полюсами эмоциональных реакций несопоставимы с тем, что мы можем видеть у животных. Например, мягкие, контактные, приветливые стороны психики животных получили (благодаря разуму) воплощение в тяге человека к красивому, к искусству. Уже в первобытном существе возникло желание к изображению природы в виде наскальных рисунков. Позднее пришло разукрашивание своего тела, религиозных идолов. Спустя тысячелетия сложились школы искусства, появились величайшие творения. В данном случае интересно уточнить, какие природные основы усиливаются разумом при этом? Очевидно, сказываются заложенные природой инстинкты любви к своему потомству, встречная тяга сексуальных партнеров (выраженная, например, в ласковом, а порой и весьма красивом взаимном обхождении). Одновременно способности разума резко усилили проявление других, противоположных инстинктов. Прежде всего агрессии. Желание нападать связано в основном с борьбой за существование. Речь идет либо о захвате добычи, либо о защите своей жизни от нападения противника. Агрессия, в свою очередь, имеет разные формы. Захват тигром антилопы или поедание коровой мягкой травы — разновидности одной и той же реакции. Подходя к вопросу с философской позиции, следует признать: живая жизнь есть динамическое равновесие, выраженное во взаимном поглощении одной формы живого мира другою. В этом плане интересно взглянуть на одну из сфер экономики. Речь идет о сельском хозяйстве. Все растениеводство и животноводство представляет собой сферу рационально организованного поглощения человечеством другой части живого мира. В глубинном смысле слова население реализует этим свой инстинкт агрессии. При этом процесс ведется весьма разумно: происходит уничтожение не всего природного массива, а лишь того количества, которое человек может сознательно воспроизвести. Такой подход — своего рода мудрая эксплуатация живого мира. К сожалению, далеко не во всем человек смог придать инстинкту агрессии рациональные формы реализации. Кроме того, сама степень этого инстинкта стала чрезмерно завышенной по сравнению с реакциями тех животных, от которых ушел в свое время человек. Например, хорошо известно, что жизнь диких животных в стаях предусматривает заметные барьеры в проявлении инстинкта уничтожения. Отметим еще одну, более прискорбную закономерность, существующую в человеческом роде. Гипертрофированный (благодаря разуму) инстинкт уничтожения (агрессии) проявляется нередко сильнее осмысленного инстинкта любви. Причина данного несоответствия заключается в том, что исходные, первородные инстинкты тоже стоят не на равном уровне. В их иерархической структуре потребность в утолении голода (как правило, за счет уничтожения других форм живой жизни) стоит выше потребности в сексуальной и родительской любви. Поэтому проявляемые у человека потребности, как об этом хорошо свидетельствует знаменитая пирамида американского социального психолога А. Маслоу, не находятся на одной линии. Опасная форма гипертрофии инстинкта агрессии возникла не только из-за простого наложения на него сознания. Сказалось и другое, о чем удивительно достоверно и шокирующе убедительно поведал человечеству выдающийся австрийский психолог Конрад Лоренц, один из основоположников этологии (науки о поведении животных). В своих исследованиях (в частности, в книге «Агрессия») Лоренц показал, что человечество сформировалось, отделившись от одной из групп животных. В природном комплексе существует несколько дифференцированных групп - в зависимости от стиля поведения. У хорошо вооруженных животных (зубы, когти, рога, масса тела, мощные лапы, быстрая скорость движения) природа заложила не только инстинкт агрессии, но и реакцию контроля за проявлением этого инстинкта. Цель — избежать ненужной опасности для жизни (при внутривидовых конфликтах) и сохранить род. (Вспомним пословицу: «Ворон ворону глаз не выклюет!»). К сожалению, изначально плохо вооруженного и относительно слабого физически человека природа наделила очень слабой реакцией на сдерживание внутривидовой агрессии. Для самовыживания человека его зубы и руки не представляли большой опасности. Появление же мышления, общественного образа жизни очень быстро и радикально вооружили человека (сначала камнем, луком и ножом, а позже — напалмом, ракетами и ядерными бомбами). Соотношение усиленных разумом инстинктов обусловило печальные последствия: борьба между представителями человеческого рода, группами, слоями, нациями стала типичным явлением. Историки подсчитали, что на 1 день мира в истории человечества приходится 4—5 дней войны. Итак, возникнув, человеческое общество приобрело достаточно агрессивные ориентиры. Усилив контрасты, человеческий разум создал таким образом опасную ситуацию и во всем живом мире. В то же время анализ развития событий показывает, что у человечества по мере его развития стал закладываться и проявляться некий коллективный, видовой инстинкт самосохранения. В нашу генную память его заложила на определенном этапе сама природа. Проявляется это не на уровне отдельного человеческого создания, а в масштабах всего нашего природного вида. Приведем небольшую иллюстрацию. В человеческом обществе мужчины и женщины рождаются в оптимальном соотношении, что никак не связано с инстинктами и поведением отдельных людей. Это говорит о вложенной в человеческий род программе на самосохранение. Основываясь на идее о введении природой корректирующих элементов, можно выдвинуть гипотезу о закономерном подходе человеческого общества к созданию форм жизни, определенных институтов, задача которых состоит в спасении человечества как рода. Данные институты не являются застывшими категориями, они могут меняться, количественно расти. К ним относятся: рыночная система, религия, культура, наука, военная сила. В совокупности все они составляют более общее понятие «цивилизация». Каждый институт является по существу методом самоспасения. При этом у любого варианта имеются определенные границы возможного. Кроме того, следует признать, что всякий метод, кроме пользы, несет и определенные издержки (благо всегда имеет цену). В рамках рассматриваемой темы нас интересует роль рыночной системы, которая является экономическим и психологическим взаимодействием людей. Обратимся к ней. Развитие исторических процессов показало, что рынок помогает сбалансировать агрессивный перевес в природе человека. Безусловно, зтот механизм далеко не всегда действует с полной гарантией. Как и в любом явлении здесь возможны отклонения. Войны не исчезли. Гипертрофированная агрессивность человеческой психики продолжает периодически выплескиваться наружу, главным образом из-за появления экстремистски настроенных лидеров, умеющих увлечь массы бредовой идеей покорения, освобождения, завоевания и т.д., а затем навязать диктат своей ноли всему обществу. Однако ясно одно: отсутствие системы рыночного кооперирования привело бы нации в состояние тотальной схватки между собой. Достаточно вспомнить историю: улучшение отношений между странами непременно вело к оживленному взаимному товарообмену, от которого выигрывали все. О многом говорит конкретный опыт Западной Европы. Настрадавшись в течение столетий от постоянных военных конфликтов, в середине XX в. европейцы пришли к окончательному выводу: нужно создавать единый рынок, всю направленность развития сосредоточить на интенсивнейшей торговой кооперации. Только это может погасить психологические реакции противостояния наций. Каков механизм данных явлений? Почему рыночный процесс «усмиряет» экстремизм человеческой натуры? Ответ заложен в самом принципе обменных операций. Для того чтобы удовлетворить свою потребность, человек должен прежде удовлетворить потребность другого. Приобретение благ требует средств, которые человек получает лишь после предоставления своего труда другому. Конечно, рыночные операции — не форма выражения или проявления каких-либо готовых инстинктов или реакций природы. (Сравним: даже высокоразвитые животные в процессе общения так и не пришли к обменным операциям, поскольку им этого не требовалось, у них не сформировалось сознание и не возникло дисбаланса психики). Однако товарные сделки людей в полной мере базируются на глубинных основах человеческой психики (в частности, на таких инстинктах, как хватание, инстинкт к еде и продолжению рода). Рыночный вариант общения - находка, к которой постепенно пришел человек, подстраивая свои интересы к интересам других. Обменные операции - компромисс между целями разных людей. Постепенно человечество поняло, что компромисс (т.е. достижение баланса между противостоящими устремлениями) - лучший метод решения большинства человеческих проблем, будь то в сфере экономики или политики. Таким образом, рынок научил человека компромиссу -азбуке взаимных уступок (что позже было уже воспринято и развито системой цивилизационных знаний, которые, к сожалению, длительное время не разрешено было «распространять» в нашем обществе). Следовательно, формирование рыночной системы принадлежит к величайшим открытиям человечества, позволившим найти одно из эффективных средств нейтрализации дисбаланса человеческой психики. Уместен даже определенный афоризм: человек обеспечивает функционирование рыночной экономики, а она — его самосохранение.
|