Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные принципы физического воспитанияВ планомерном физическом воспитании детей систематические занятия разнообразными физическими упражнениями должны сочетаться с правильным режимом учебы и отдыха и нормальными санитарно-гигиеническими условиями. В режиме спортивно-оздоровительных групп физкультурным мероприятием отводится много времени, поэтому тренер-преподаватель должен иметь достаточные занятия в области физической культуры. Он не только организует и проводит работу по физическому воспитанию, но и удовлетворяет интерес к спорту, отвечая на вопросы, беседуя о спортивных событиях. Тренер-преподаватель знакомит детей с оздоровительным воздействием физической культуры. Одним из основных принципов системы физического воспитания является всестороннее гармоническое развитие личности, для осуществления которого необходимо сочетать физическую подготовку с умственной, нравственной, эстетической. Принцип оздоровительной направленности обязывает при подборе и применении разнообразных средств и методов занятий определять доступную нагрузку, учитывая состояние здоровья, пол и физическую подготовленность учащихся. Принцип воспитывающего обучения подразумевает проведение любых форм физических занятий в воспитательных целях. Обстановка, в которой проводятся физкультурные мероприятия, должна вызывать положительные эмоции у детей. Принцип сознательности и активности. Выполнение упражнения должно быть осознано, понятна польза и значение занятий для укрепления здоровья. Сознательное отношение к спортивной деятельности рождает активность, инициативу. Принцип доступности. При подборе упражнений их необходимо подбирать в зависимости от возраста, пола детей и состояния их здоровья. Принцип систематичности и последовательности. В процессе занятий следует предусматривать такой порядок прохождения учебного материала, при котором вновь изучаемые упражнения опираются на ранее сформированные навыки. Принцип прочности. На занятиях учащиеся приобретают знания, формируют двигательные навыки, которые должны сохраниться в течение детского возраста и, доведенные до определенного уровня, становятся основой его общей работоспособности. Принцип наглядности заключается в показе изучаемого упражнения. Для реализации этого принципа применяются словесные действия и имитационные упражнения ("прыгать, как мячик", "идти, как медведь" и т. д.) Принцип постепенного повышения требований. В практике физического воспитания этот принцип реализуется путем систематического усложнения структуры изучаемых упражнений и координационной сложности, повышения уровня физической нагрузки. Тренер-преподаватель, осуществляя работу по физическому воспитанию, руководствуется основными методами и принципами обучения и воспитания. В зависимости от задач предпочтение может быть отдано реализации того или иного принципа с учетом их органической взаимосвязи. Экзаменационный билет №9 1. Основные принципы физического воспитания и их характеристика. 2. Факторы, влияющие на проявление форм быстроты и скорости движения. Составить комплекс упражнений для развития скорости движения. 3. Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации учебно- тренировочного процесса. Работая в процессе обучения над ошибками, характерными для многих учащихся, учитель должен постоянно вести индивидуальную работу, необходимо также учитывать возрастные особенности девушек. Принцип систематичности и последовательности означает правильную последовательность в применении средств и методов физического воспитания. Необходимо располагать учебный материал в таком порядке, при котором каждое новое задание основывалось на предыдущем, и усиливало положительный эффект. Создание систематичности в учебном процессе способствует постепенно нарастающей трудности в учебных заданиях и определение системы в разученных упражнениях. А также за счет наращивания объема и интенсивности нагрузок, обеспечивающих развитие физических качеств. Обеспечение принципа систематичности и последовательности: - всю работу спланировать заранее, установить заблаговременно последовательность упражнений; - учитывать результаты предыдущего занятия; - обеспечить регулярность занятий; - правильно распределять упражнения по времени; - рационально чередовать нагрузку и отдых. Принцип прочности. Принцип прочности в физическом воспитании означает сохранение двигательного навыка в течение более длительного времени. Хорошо закрепленный навык усиленно проявляется в соревнованиях, а плохо закрепленный навык быстро разрушается. Чем осознаннее навык, тем он прочнее. Закреплению навыка способствует: - многократное повторение; - смена условий работы; - систематический и разнообразный учет знаний и умений учащихся. К специфическим принципам физического воспитания относятся: 1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания. 2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. 3. Принцип постепенного наращивания развивающе – тренирующих воздействий. 4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок. 5. Принцип циклического построения занятий. 6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания Принцип непрерывности процесса физического воспитания раскрывается в следующих положениях: 1) Процесс физического воспитания – это целостная система, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. Реализация этого положения определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Закономерности воспитания физических качеств требуют строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие физического качества происходит в результате адаптационных функциональных и морфологических изменений в организме. Это предусматривает строгую последовательность в предъявлении повышенных требований к его функциям. Для этого используются физические нагрузки более высокие, чем те, к которым организм привык. В многолетнем плане последовательность заключается в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и узкой подготовке. 2) При построении системы занятий необходимо обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошло кумуляция (накопление, суммирование) этих эффектов. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Это положение, от которого в конечном счете зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями (ординарный или полный отдых обеспечивает восстановление работоспособности учащихся к началу следующего занятия; жесткий отдых предусматривает выполнение очередной нагрузки на фоне недовосстановления работоспособности учащихся; суперкомпенсаторный отдых обеспечивает повышенную работоспособность, наступающую при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более значительную, чем на предыдущей нагрузку), а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью. Учитывая разновременность восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно так построить систему занятий недельного цикла или одного дня, чтобы не было никаких отрицательных последствий и достигался положительный эффект. Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками организм может вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем может привести к перетренированности и глубоким патологическим явлением. Наилучшим интервалом отдыха будет такой промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании физических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться только оптимальными интервалами отдыха. Бывает полезными и ординарные, и укороченные «жесткие» интервалы. Специфическим для реализации этого принципа является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений. Этим определяется такие методические пути реализации этого принципа, как: - рациональная повторность заданий; - рациональное чередование нагрузок и отдыха; - повторность и вариативность заданий и нагрузок. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у учащихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок. Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития физических качеств лежат приспособительные функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине те, к которым организм приспособился. Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма. У начинающих спортсменов прирост силы происходит в одинаковой степени и при умеренно больших и при околопредельных отягощениях. В этом случае не имеет смысла применять околопредельные и предельные нагрузки во избежание перенапряжения тех систем организма, которые к ним не подготовлены. Повышенная нагрузка оказывает неодинаковое воздействие на различные системы органов. При этом функциональные перестройки протекают быстрее, морфологические – медленнее. Динамика повышения физических нагрузок должна согласовываться со степенью и с характером приспособительных перестроек отдельных систем организма. Для совершенствования двигательных действий в процессе обучения характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приема, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей учащихся. В основе совершенствования двигательных навыков лежит процесс образования различных функциональных систем, соответствующих каждый раз требованиям меняющихся условий осуществления навыков. Следовательно, основным условием для образования этих систем должно быть систематическое изменение и усложнение требований и заданий по повышению изученных двигательных действий. Успешное и длительное совершенствование двигательных навыков указанным путем невозможно без обеспечения известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов. Здесь мы сталкиваемся с диалектическим единством таких противоречивых тенденций, как изменчивость в целях совершенствования, сохранность и стабильность достигнутого для обеспечения надежности двигательного навыка в его использовании. В умении правильно разрешить это противоречие и заключается мастерство преподавателя. Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе-тренировочных воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок. Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания: - суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Это положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок; - по мере адаптации к применяемой нагрузки, то есть перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки; - использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предлагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение. В физическом воспитании используются две формы динамики суммарной нагрузки: ступенчато восходящую и волнообразно восходящую. Возможно использование и линейно восходящей формы. Однако ее можно использовать на очень коротких по временным показателям этапах. Принцип циклического построения занятий. Процесс физического воспитания – это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. Различают 3 вида циклов: - микроциклы (недельные), характеризуются повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; - мезоциклы (месячные), включающие в себя от 2 до 6 микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношения средств; - макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий. Данный принцип помогает осуществлять построение системы занятий с учетом и в рамках завершенных циклов, а также с учетом прогрессирования кумуляции эффекта занятий, общего хода физического воспитания и поступательного развития общей и специальной подготовленности занимающихся. Ответ2 1.И.п.:партнеры стоятдруг к другу на расстоянии 3м. Выполнение: быстрая передача и ловлямяча на месте. 2.И.п.: наклонвперед,руки в стороны,ноги на ширине плеч. Выполнение:вращение прямыхрукв вертикальной плоскости сфиксациейпрямой головы. 3.И.п.:высокий старт. Выполнение:челночный бег с ускорением 10м. 4. И. п.: лежа на животе ползание по-пластунски под препятствием (высота ворот 30 – 40см) с максимальной скоростью. 5.И.п.: упор присев. Выполнение:в быстром темпе выпрыгивание вверх со взмахом рук. 6. И.п.: высокий старт. Выполнение: бег с максимальной скоростью по кругу на расстояние от 100 до 120м. Ответ 3
Экзаменационный билет №10 1. Источники и этапы развития ТФВ. 2. Методы воспитания скоростных способностей. 3. Средства спортивной тренировки Ответ1 - практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях родила стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе построить систему управления физическим совершенствованием человека; - практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методики физического воспитания к разработке новых положений; - прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных стран и разных эпох; - постановления Правительства о состоянии и путях совершенствования ФК в нашей стране. В своем развитии ТМФВ прошли несколько этапов: Первый этап – этап эмпирических знаний о влиянии двигательных действий на организм. Человек получал их в результате повседневной деятельности. Накопление эмпирических знаний привело человека к осознанию эффекта «упражняемости» и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений, а с ними и физического воспитания (метание дротиков в цель перед охотой – культовый характер упражнений). Второй этап - этап создания первых методик физического воспитания – охватывает периоды рабовладельческих государств, античности и средних веков. Создавались эти методики опытным путем. Философы, педагоги и врачи еще не знали закономерностей деятельности организма человека, не могли объяснить механизм воздействия физических упражнений, поэтому судили об эффективности занятий физическими упражнениями по «внешним» результатам (человек становился выносливее, сильнее, приобретал новые для себя умения). Пример, система Древней Греции, которая объединяла в единую систему определенные средства, а так же методы обучения и развития силы, выносливости и др. В средние века количество методик возрастает и появляются первые пособия по гимнастике, плаванию, играм, стрельбе из лука, верховой езде, фехтованию. Третий этап – интенсивного накопления теоретических знаний о физическом воспитании – охватывает период с эпохи Возрождения (XIII век) до конца XIX века. Развитие науки о человеке о его воспитании и обучении, о его лечении побуждало философов, педагогов и врачей обращать внимание на проблемы физического воспитания. Происходит накопление философских, педагогических и медицинских сведений о сущности человеческого воспитания. Правда, сведения эти были еще разрозненными, ибо рождались внутри самостоятельных наук (философии, педагогики, медицины), так сказать, попутно. Попутно, но по необходимости, т.к. представители этих научных дисциплин понимали, что многие «собственные» проблемы невозможно решить без учета роли физического воспитания в жизни человека. Уже в эпоху Возрождения педагоги-гуманисты и социалисты-утописты рассматривали физическое воспитание как обязательную часть воспитания в целом. Примером разработки системы физических упражнений внутри общепедагогической системы служит «Суставная гимнастика», созданная для развития двигательных способностей у детей швейцарским педагогом-демократом И.Г. Песталоцци (1746-1827г.г.). В XVIII веке анатомами проводятся исследования в области биомеханики физических упражнений, а в XIX веке появляются работы о физическом воспитании. Именно на этом этапе была заложена основа теории физического воспитания, которая стала оформляться как самостоятельная область научных знаний с конца XIX века. Четвертый этап – этап создания теории и методик физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в нашей стране – охватывает период с конца XIX века и до 30-40-х годов XX века. Он характеризуется интенсивным развитием специальных исследований проблем физического воспитания, что объяснялось возросшим влиянием физической культуры на многие области общественной жизни. Наиболее ярким представителем ученых в области физического воспитания был П.Ф. Лесгафт (1837-1909г.г Метод - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации. Иными словами методический прием - это способ реализации метода, в соответствии с конкретной задачей обучения. Основными методами воспитания скоростных способностей являются: 1. Метод строго регламентированного упражнения. 2. Соревновательный метод. 3. Игровой метод. Метод строго регламентированного упражнения включает в себя: а) Методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения. б) Методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорения по заданной программе в специально созданных условиях. При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 секунд) и движения с меньшей интенсивностью - в начале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд. Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Соревновательный метод может применяться в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высока, поскольку спортсменам разной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия. Широко используется в процессе спортивной тренировки игровой метод. Он предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью, в условиях проведения подвижных и спортивных игр. Данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующий образованию скоростного барьера. Игровой метод применяется: а) При начальном обучении движения, б) Для комплексного совершенствования двигательного действия. в) Для совершенствования двигательных качеств и способностей. г) В качестве активного отдыха. Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные. Избранные соревновательные упражнения — это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта. Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. В зависимости от преимущественной направленности специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны. Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по особенностям своего воздействия к специально подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные). При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования: 1) на ранних этапах спортивного пути общая физическая подготовка спортсмена должна включать средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития; 2) на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования она должна являться фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и физических способностей, определяющих спортивный результат: - при воспитании неспецифической, т.е. общей, выносливости длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание; - при воспитании собственно силовых способностей — упражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с различного рода отягощениями и сопротивлением; - при воспитании быстроты движений и двигательной реакции — спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры; - при воспитании координационных способностей — элементы спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими требованиями к координации движений. Экзаменационный билет №11 1. Характеристика быстроты, методика ее воспитания и возрастные особенности проявления. Составить комплекс упражнений на воспитание быстроты реагирования. 2. Методика оценки уровня физической подготовленности школьников. 3. Формы спортивной тренировки. При оценивании физического качества "быстрота" возникают определенные трудности. По логике вещей физическое качество "быстрота" нужно измерять в единицах скорости (м/с или рад/с). Но достижение предельной скорости в любом движении зависит не от одного, а от нескольких факторов: от силы работающих мышц, от осевого момента инерции разгоняемого звена (совокупности звеньев) тела, от степени релаксации мышц-антагонистов, от координации работы мышц. К тому же из четырех так называемых элементарных проявлений физического качества "быстрота", по которым принято его оценивать, только одно (причем далеко не самое информативное) - предельная скорость свободного движения - измеряется в единицах скорости. Остальные три: "градиент силы" - в кгс/с, латентное время простой сенсомоторной реакции - в с, частота малоамплитудных возвратных движений - в Гц или разах/с. То есть физическое качество "быстрота" определяют косвенным путем, используя корреляционные зависимости. Естественно, проблема учета локализации физического качества отнюдь не снимается. Трудности, сопряженные с измерением физического качества "быстрота" изолированно от физического качества "сила", вызвали появление понятия "скоростно-силовые качества", недопустимого в рамках концепции физического качества хотя бы уже потому, что не имеет единой единицы измерения и отражает не одну, а две качественно особые базовые стороны моторики. Понимая это, иногда говорят о скоростно-силовых возможностях либо способностях, тем самым формально выводя эти стороны моторики за рамки концепции физического качества, но оставляя в то же время в ее рамках физического качества "выносливость", "гибкость", "ловкость". 1) упражнения должны соответствовать биомеханическим параметрам тренируемого движения; 2) техника движения должна быть проста или хорошо изучена; 3) темп выполнения движений – максимальный, время – минимальное, до наступления утомления; 4) с уменьшением темпа (скорости) занятие следует прекращать; 5) время отдыха между упражнениями должно обеспечивать практически полное восстановление организма. Для этого используются сходные по структуре движения малой интенсивности, способствующие более быстрой ликвидации кислородного долга. Выбор средств тренировки для развития различных форм быстроты, по мнению В.А.Романенко, не является принципиальным. В зависимости от доминирующей цели применяют самые разные упражнения (бег 10 – 30 м с ходу и 60 м со старта, бег на месте, бег с горы, наклоны, повороты, выпады и т.п.), которые выполняются с максимальной скоростью 5 – 10 с. Для спортсменов это время увеличивается до 15 с и зависит от специализации, уровня подготовленности и функционального состоянии организма в конкретный момент времени. Ответ2 Скорость – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Систематические упражнения развивают быстроту реакции и мышления, ловкость и координацию, смекалку и находчивость.
|