Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Я обязательно напишу эту книгу
Не одно поколение школьников зачитывалось книгами Крапи-
вина, Полонского, Тендряко-
ва, Щербаковой – романами при-
знанных мастеров советской подро-
стковой прозы. Эти авторы сумели
выразить все очарование, гармонию
и драматизм юношеской поры, ко-
гда все происходит впервые.
Такой же находкой для нынеш-
них школьников и выпускников ста-
нет и главная новинка этой весны –
роман Александра Юка «Четыре
четверти». Впрочем, и те, для кого
последний звонок прозвенел много
лет назад – сумеют оценить его по
достоинству. Одна из читательниц
назвала «Четыре четверти» библи-
ей любви и подростковой жизни це-
лого поколения, но можно брать и
шире – книга вполне может назы-
ваться библией всего юношества.
Неслучайно даже аннотация от-
сылает нас к монументальным тек-
стам – к Шекспиру, у которого не-
опытность тоже являет собой тра-
гедию и торжество. Это история от-
рочества, перерастающего в зре-
лость. Последний учебный год в
новой школе в новом городе – год,
перевернувший жизнь юных геро-
ев. «Четыре четверти пути» на фо-
не условных декораций, первое
столкновение с жестокостью и от-
чуждением – сверстников и даже
близких, первое большое чувство.
Вместе с вдумчивой созерца-
тельностью автор пробуждает в
нас почти болезненное сопережи-
вание – молодости, дерзости, го-
рячности и страсти:
«Молодые побеги тянулись к
свободе сквозь строгую арифмети-
ку решетки, и вопрос заключался
лишь в одном: выдержат ли сталь-
ные прутья этот натиск до того мо-
мента, как откроются двери этой
выстроенной в совсем иные време-
на и для иных воспитанников тем-
ницы знаний? Ребята начинали
| ощущать в себе силы и стремления
к переменам, но никто не представ-
лял, в какие формы могут вылиться
эти слабоуправляемые процессы».
Юк погружает нас в мир, где
все чувства оголены и обострены.
Первые испытания, какие бы то ни
было, – враждой или интриганст-
вом, дружбой или влечением, –
предстают на его страницах не в
виде циничного опыта, а в виде ис-
ключительного дара – единствен-
ного и неповторимого.
Все поэтично в этом возрасте,
все утонченно и все возвышенно –
тут время словно замирает в од-
ном кратком мгновении, как в
Женькиной мраморной копии «Веч-
ной весны»:
«К ее безусловно приятному,
может, чуть зауженному личику
придавались большущие черные
глаза и, чтобы добить окончатель-
но, толстенная тугая черная же ко-
са, не знавшая в своей жизни нож-
ниц. «Отпад» – характеристика бы-
ла дана Громилой, а с ним редко
кто спорил. Можно ли обвинять
Машу, что она не в силах была
здесь что-либо сделать? И уж сов-
|
сем бесполезно требовать от маль-
чишек невнимания к таким нетри-
виальным явлениям в жизни клас-
са. С тем же успехом можно бо-
роться с весной, которая морочит
голову поэтам и художникам.
Правда, пока на город упрямо над-
вигалась осень, но в шестнадцать
лет весна не покидает души двена-
дцать месяцев в году».
И неслучайно важное место в
жизни главного героя занимает
именно скульптура – пространст-
венно-изобразительное искусство,
осваивающее мир в пластических
образах:
Помнишь знаменитую фразу
Микеланджело по этому поводу:
«Я беру камень и отсекаю все лиш-
нее». Это же так просто. Самое
простое – механическое копирова-
ние. Клонирование. Повторение
«овечек Долли» – того, что было
уже создано кем-то до тебя. Самое
сложное – найти свою идею и по-
том ее воплотить. Я – скульптор».
В этих героях несложно узнать
себя: в Женьке Мартове – увидеть
свой вчерашний юношеский макси-
мализм и вчерашние надежды, а в
Маше Барышевой – разглядеть соб-
ственную хрупкость и наивность.
Они пока еще умеют мечтать и
жить в полную силу: умеют любить,
узнавать, рисковать. Жить так,
словно завтра все их несбывшиеся
мечты обязательно подвергнутся
уценке. Им еще только предстоит
этот путь: от первого поцелуя до
тайного венчания, от сентименталь-
ного романтизма до зрелой любви –
путь ошибок и горьких уроков.
Надо сказать, Юк знает об этом
не понаслышке. Путь самого автора
был не менее долгим и тернистым.
Он стал физиком, хотя мечтал быть
писателем. И стал писателем, пере-
став быть физиком. Роман «Четыре
четверти» был задуман им еще в
школе, а издан лишь двадцать пять
|
лет спустя. В одном из своих интер-
вью автор вспоминает, как на всту-
пительном сочинении в институт,
выбрав в качестве темы роман о
потрясающей истории любви своих
сверстников, – «забыл» указать на-
звание и автора произведения. И
только в последней строке признал-
ся: «Эта книга существует пока
лишь в единственном экземпляре в
моей голове. Но когда-нибудь я ее
обязательно напишу».
Эта юношеская вера, юношеское
умение жить «здесь и сейчас» и ста-
вят Юка на особый пьедестал. Неда-
ром на вечные темы он, как и его
подростки – всегда разговаривает
живым и современным языком:
«Маша задумалась:
– О, кругом столько вопросов...
Например, о чем плачет туча, или
куда ведет радуга? Что успевает
передумать сорвавшийся осенний
лист, прежде чем коснется земли?
Зачем мы рождены и теперь жи-
вем в этом мире и что надо приду-
мать, чтобы не умирать?.. Я могу
продолжать долго.
– Ты задаешь вопросы, на кото-
рые нет ответов.
– Ответы есть на все вопросы.
Но на эти вопросы ответов слиш-
ком много. А хочется услышать
тот, что найдет отзвук в твоей ду-
ше. Ты меня понимаешь?»
Именно благодаря такой досто-
верности универсальная, казалось
бы, «школьная история первой люб-
ви» – зазвучала у Александра Юка
по-новому. Впрочем, как зазвучали
и вечные, вневременные вопросы
юности, которые ментально прони-
зывают все повествование романа
«Четыре четверти». Ответить на
них может только опыт, самая до-
рогостоящая вещь на свете. И это,
пожалуй, главное, о чем с носталь-
гической грустью может вспомнить
лишь взрослый читатель.
Наталья ДМИТРИЕВА
|
|