Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности ресоциализации несовершеннолетних осужденных. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Специальные учебно-воспитательные учреждения для осужденных несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на следующие виды: - специальные общеобразовательные школы; - специальные профессиональные училища; - специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния. Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. Однако при наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек. Учреждения могут быть открытого и закрытого типа. Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитации, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования. Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков: – с устойчивым противоправным (девиантным) поведением; – подвергшихся любым формам психологического насилия; – отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями. Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным. Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т. е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным. На несовершеннолетних большое влияние оказывает начальный период пребывания в воспитательной колонии, адаптации к условиям жизни. Адаптация может быть положительной и отрицательной, но может иметь черты и той и другой. В течение этого периода идет борьба за достойное место, распределяются социальные роли, обусловленные статусом подростка, который он имел до осуждения или приобрел в следственном изоляторе. Данный период характеризуется возрастанием числа нарушений режима и преступлений. Условия изоляции значительно влияют на характер общения осужденных. Общение в режимных учреждениях делится на две сферы: официальную и неофициальную. Официальное общение регулируется режимом отбывания наказания и правилами внутреннего распорядка, неофициальное – нормами «другой жизни», разграничивающими осужденных на категории в соответствии с местом, занимаемым в системе неформальных отношений. Стратификация заключается в жестком делении несовершеннолетних осужденных на «своих и чужих», в определении статуса осужденного в своей группе. Более высокий статус занимают осужденные-рецидивисты, имеющие широкие преступные связи. Статус новичка в воспитательной колонии обычно определяется путем «прописки». Новенького проверяют на находчивость, сообразительность, умение постоять за себя. Часто эти испытания носят жестокий и изощренный характер, существует определенный риск для здоровья испытуемого. Существенное отличие несовершеннолетних осужденных от взрослых заключается в отсутствии у большинства подростков определенных жизненных планов, перспектив на будущее, что значительно осложняет воспитательную работу с ними. Составным элементом педагогической характеристики несовершеннолетних осужденных является их отношение к основным средствам воспитательной работы и к режиму отбывания наказания. Значительная часть из них соблюдает режим отбывания наказания, хорошо работает, учится, дисциплинирована. Однако другая часть ведет себя иначе. Эти осужденные не желают учиться и работать, отрицательно относятся к воспитательным мероприятиям, стремятся извлечь выгоду из различных своих действий, завоевать авторитет любым способом, вплоть до нарушений режима и совершения преступлений. Вместе с тем и эта категория осужденных неоднородна, в ней можно выделить три основных типа поведения, каждый из которых имеет свои особенности: - Для первого типа характерны недисциплинированность, проявление грубости, притеснение более слабых, участие в группировках, т. е. допущение мелких нарушений. - Второй тип характеризуется драками и избиением неугодных, тягой к «воровским традициям», допущением грубых нарушений. - Наиболее сложным является тип поведения, для которого характерны стремление к созданию группировок отрицательной направленности, злобность, цинизм, мстительность, враждебное отношение к администрации, склонность к нарушениям режима и преступлениям, внушение окружающим идеи о своей исключительности, превосходстве над другими осужденными. Особая категория несовершеннолетних осужденных – те, поведение которых только внешне соответствует режимным требованиям: они ведут скрытый образ жизни и при определенных условиях могут нарушать дисциплину и совершить преступление. Частыми нарушителями дисциплины являются и осужденные с отклонениями в психике, многие из которых до совершения преступления состояли на учете в психдиспансере. Очевидно, что необходимо отдельное содержание таких осужденных, однако в настоящее время они отбывают наказание в общих воспитательных колониях. Итак, характеристика личности и групп несовершеннолетних правонарушителей, как девиантной группы обусловлена следующими особенностями: 1. Возрастные особенности: бурное физическое развитие организма; нравственная неустойчивость; неадекватная самооценка (завышенная, заниженная); процесс интенсивного формирования воли; противоречивость мировоззрения. 2. Педагогическая и нравственная запущенность: наличие неорганизованного свободного времени; низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень. 3. Проблемы в семье: отсутствие родителей или неполная семья; антиобщественные проявления родителей, родственников; разрыв родственных связей. 4. Мотивы совершения преступлений: стремление иметь то, чего не может купить, продемонстрировать взрослость, получить одобрение группы; слабое осознание того, что совершает преступление. 5. Склонность к девиантному поведению. 6. Подчиненность взрослым преступникам. 7. Низкий уровень правовой культуры. 8. Отсутствие определенных жизненных планов.
Вопросы для самоконтроля 1. Преступность среди несовершеннолетних – явление, характерное только для нашей страны. Докажите. 2. В чем вы видите причины омоложения преступности в России? 3. Как вы относитесь к изоляции несовершеннолетних правонарушителей? Обоснуйте свой ответ. 4. Выделите основные характеристики личности и групп несовершеннолетних осужденных. 5. Назовите основные мотивы совершения преступлений несовершеннолетними. Литература 1. Дети улицы. Образование и социальная адаптация. / Под ред. А. П. Майорова. – М.: Инфра, 2001. – 316 с. 2. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. – М.: «Сфера», 2004. 3. Колесов, Д.П. Современный подросток: учеб. пособие. – М.: МПСИ Флинта, 2003. – 325 с. 4. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: учеб. пособие / В. Т. Кондрашенко., С. А. Игумнов. – М.: Аверсов, 2008. – 291 с. 5. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 797 с. 6. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан., Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2013. – 456 с. 7. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Учеб. пособие ля вузов / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. «ВЛАДОС», 2008.
[1] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015)//http://www.ug-kodeks.ru/
|