Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование внутренней позиции будущего школьника
Психологи показатели готовности ребенка к школе распределяют по степени их значимости в таком порядке: социально-коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности. интеллектуальный, речевой [7, с. 114]. Выделяется три главных направления, по которым нужно вести подготовку детей к школе: развивать личность, воспитывать волевые качества, формировать мотивацию, направленную на желание добывать новые знания. При этом акцент делается на три компонента школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный [18, с. 125]. Интеллектуальная зрелость: умение выделять фигуры из реальной действительности; проводить синтез и анализ; логическая память [12, с. 23]; устойчивое внимание; умение воспроизводить образец, развитая тонкая моторика руки и сенсомоторную координацию [19, с. 122]. Эмоциональная зрелость в основном понимается как развитие волевых качеств, т. е. у детей должны быть сформированы нравственные мотивы поведения. Социально-психологическая зрелость ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию статуса школьника [10, с. 134]. К социально-психологической зрелости относятся: - учебная мотивация; - умение общаться со сверстниками и взрослыми; - умение принять учебную задачу. К началу обучения в школе дошкольник должен обладать следующими качествами: - развитая моторика руки [23, с. 54]; - хорошо ориентироваться в пространстве, иметь хорошую координацию движений; - уметь соотносить движения глаз-рука (правильно переносить в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру; из книг, с доски); - у него должно быть развито логическое мышление [9, с. 187]; - произвольное внимание; - произвольная память [11, с. 34]. Личностная и социально-психологическая готовность [1, с. 61-63] проявляется в том, как ребенок относится к школе, учителю и учебе, к одноклассникам, родным и близким, к самому себе. Если, названные компоненты хорошо развиты, то это поможет ребенку быстро адаптироваться к условиям школы. К моменту поступления в школу будущий школьник должен уметь: 1. понимать и принимать задачу, ее цель; 2. планировать свою деятельность; 3. находить средства для достижения цели; 4. преодолевать возникающие трудности для достижения результата; 5. оценивать результаты деятельности; 6. в случае необходимости не отказываться от помощи взрослого в процессе выполнения задания. У ребенка должно быть стремление к получению хорошего результата, т.е. выполнить задание как можно лучше. Если при выполнении задания появляются ошибки, то предложить ребенку самому найти их, это путь к развитию самоконтроля [21, с. 58]. Готовя ребенка к школе, необходимо развивать у него самостоятельность, особенно в познавательной деятельности. 6-7-летний ребенок должен уметь: 1. работать самостоятельно и тогда, когда рядом нет взрослого; 2. в процессе работы ориентироваться на получение хорошего результата; 3. активно стремиться к незнакомым видам деятельности. Личностно-мотивационная и волевая сферы - это единое целое, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), которые входят в структуру готовности к обучению в школе, имеют сложные взаимосвязи и не одинаково влияют на успешность школьного обучения. Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе являются: 1. мотивы учения; 2. зрительный анализ (образное мышление); 3. уровень обобщений (предпосылки логического мышления); 4. способность принимать учебную задачу; 5. вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения); 6. графический навык; 7. произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого); 8. обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи). Уровень развития некоторых качеств (не всех) оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Учебными ведущими качествами (УВК) являются: 1. мотивы учения; 2. зрительный анализ; 3. способность принимать учебную задачу; 4. вводные навыки; 5. графический навык; 6. произвольность регуляции деятельности; 7. обучаемость; 8. вербальная механическая память. Базовые и ведущие УВК практически одни и те же. Именно на развитие этих качеств следует обращать внимание при подготовке старших дошкольников к школе. Учебно-важные качества (Рисунок 1) имеют разный вес (цифра в круге обозначает вес УВК). Графически взаимосвязи учебно-важных качеств можно изобразить в виде условной схемы, на которой УВК обозначены в виде кружков, а их связи, соединяющими линиями (кружок со стрелочкой - ведущие УВК): ,
Рис. 1. Взаимодействие учебно-важных качеств в структуре психологической готовности к обучению в школе
Расшифровка схемы, изображенной на рис. 1 представлена в таблице 1 (см. ниже). Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе следует выделить еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Таблица 1
|