Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Степень выраженности составляющих психологического состояния после получения творческого решения
Происходит то же, что и при восприятии картинок тематического апперцептивного теста: сложная и неопределенная реальность воспринимается в соответствии с ожиданиями воспринимающего. Слегка переставляются акценты, меняется соотношение значимостей, что-то выдвигается вперед, что-то отодвигается или игнорируется, в итоге наблюдаемое преобразуется, «ретушируется», причем произвольно; воспринимающему может казаться реальным лишь то, что видит он. Радость в сочетании с самоуважением может восприниматься как проявление эгоизма (остальные составляющие состояния не замечаются). Возникает «ответ»: «Ты радуешься себе и тому, что есть у тебя, а чем я хуже? Я тоже могу выставлять себя вперед, как и ты!» В итоге у наблюдателя обостряются эгоцентрические чувства, он постоянно подчеркивает: «я. я, я». 185 Чувство свободы с соединением утверждения нового, уверенности в себе, ощущением перспектив творчества может восприниматься людьми властолюбивыми как стремление к власти. «Ни с кем не считается, смел, верит в себя, дает это почувствовать другим, егце и надеется на неограниченность своих возможностей'.» «В ответ» властолюбивый говорит о повышенных амбициях творческой личности или начинает подавлять того, кто будто бы «рвется к власти». Если воспринимающий выделяет радость, прилив энергии и обращает внимание на одно возбуждение, то он (или она) может оценивать состояние человека после Вдохновения так: «он какой-то восторженный», при этом подразумевается что-то похожее на «блаженный» или «не совсем нормальный». В некоторых случаях состояние радости нравится кому-то из окружающих и в ответ он с таким же энтузиазмом начинает нести любую околесицу. Возникает ответ на уровне подражания эмоциям, при этом то, что высказываемое даже не обдумано, не учитывается. Многие люди не учились одному и тому же психологическому явлению давать разные оценки, соотносить эти оценки между собою, выделять одни или другие по степени реалистичности, правдоподобности. Их часто это не интересует или для таких оценок у них нет времени. Импульсивное мышление порождает импульсивное восприятие. Аналитическое мышление порождает аналитическое восприятие. Способности синтеза знаний развиваются по мере овладения творчеством. В ряде случаев многие мгновенно узнают свои состояния в окружающих людях. Их восприятие частично, случайно, оно быстро порождает идею, как будто от объекта восприятия, идея проецируется на реальность и ограничивает ее восприятие. Все происходит очень быстро и не контролируется сознанием. Пристрастные эмоции и даже стереотипы интерпретации легко искажают видение объекта восприятия, он в меру ошибочно, в меру правильно интерпретируется воспринимающим. Многогранность состояния Радости после вдохновения позволяет проецировать на него различные «аспектные», аналитичные, узкие чувства и «узнавать» их в переживании. воспринимающий может полагать, что этими чувствами все и ограничивается. Из сказанного можно сделать следующий вывод: многим людям можно показывать результаты творчества, но не следует показывать процесс творчества со всеми его специфичными состояниями. Они часто не сопереживают состояниям творчества, не знают процесс творчества в целом и, следовательно, не могут понять его, у многих мышление узко, поэтому они не могут «вместить» в голову то, что происходит, оценить это с достаточной степенью многогранности. Выхватывая из того, что происходит, одну или другую часть, они в большей или меньшей степени ошибаются. Общение синтетика и аналитика, рассогласованное постоянно, может проявляться и другими гранями. Для иллюстрации можно провести аналогию между поиском идей и изготовлением досок. Изготавливать доски можно двумя способами. Один: валить деревья в лесу, обрубать сучья, резать на бревна, везти на пилораму, пилить бревна на доски, строгать их. Другой способ: брать готовую мебель и разбирать ее на доски. Что проще? Быстрее? Легче? Чтобы сделать первое, надо многое знать и уметь, иметь хорошую материальную базу, выполнять огромную работу. Второе может делать и ребенок. Когда аналитик общается с образником, он создает мысль от исходного уровня, делая всю работу, подобно первому изготовлению досок,
|