Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел V. Философии о человеке и обществе
Тема 8. Природа и сущность человека. Человек и общество
Предмет философской антропологии ее место в структуре знания; науки о человеке – биология, археология, этнография и антропология.
Человек как предмет философской антропологии. Философско-исторические типы решения проблемы человека в античной философии. Религиозная антропология. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения. Философия разума Нового времени. Механистические трактовки человека в эпоху Просвещения. Объективно-идеалистическая концепция Г. Гегеля. Антропологизм Л. Фейербаха. Метафизика воли А.Шопенгауэра. Ф.Ницше: воля к власти. Антропологические идеи экзистенциализм.
Основные подходы во взглядах на происхождение человека. Философско-натуралистические идеи. Теологические концепции. Теория эволюции Ч.Дарвина. Человек как биосоциальное существо. Труд, общение, речь – основные факторы антропосоциогенеза, развития психики, сознания человека.
"Человек", "индивид", "личность" – категории, характеризующие различные уровни и стороны понимания человека.
Специфическая человеческая форма активности. Человек как субъект целеполагания и деятельности в системе общественных отношений. Проблемы типологии деятельности.
Смысл жизни человека. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации.
Объект и предмет социальной философии, специфика предметов общественных и гуманитарных наук.
Научный взгляд на условия возникновения общества. Первые формы социального. Существенные признаки общества. Общество в узком и широком смысле.
Типология общества; возможные основания классификации, виды и типы общества.
Структура общества, его элементы и компоненты. Типология общественных отношений. Их различение по видам действующих субъектов, целям, средствам, роли в функционировании общества, значению для прогресса человека и человечества.
Основные сферы общественной жизни, их сущность, содержание, отличительные черты и функции: экономическая, политическая, социальная, духовная. Основные критерии разделения населения на социальные группы. Взаимообусловленность сфер общественной жизни. Понятие социального института и их типология. Общество как совокупность индивидов, социальных групп, классов, слоев.
Основные формы и уровни общественного сознания.
Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и природа. Сущность культурной деятельности. Культура как процесс самопознания человека. Универсальность культуры в жизнедеятельности человека и общества. Многообразие форм, видов, типов культуры
Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Взгляды на источники, механизмы и цели общественного развития. Формационный и цивилизационный подходы, концепция технологического детерминизма.
Единство и противоречивость общества и природы. Эволюция взглядов на отношение общества и природы. Необходимость гармонии общества и природы.
Тема 9. Глобальные проблемы современной цивилизации
Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Актуальность проблемы направленности исторического процесса.
Признаки социального позитивного социального развития; научно-технический и технологический прогресс; усложнение структуры социальных систем; увеличение срока жизни людей; рост численности населения. Неоднозначности тенденций в обществе с точки зрения морали, психологии, биологии.
Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям.
Человечество перед лицом глобальных проблем.Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем "природа – общество", "общество – общество", "человек – общество".
Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Римский клуб и проблемы глобального моделирования. Концепции экологического пессимизма, научно-технического оптимизма. Теории "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Порочность войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем.
Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.
Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Таблица 6
Тематический план для студентов очной формы обучения
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
| лекции
| практические или семинарские занятия
| лабораторные занятия
|
| Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества
|
|
|
| -
|
|
| Тема 1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания
|
|
|
| -
| Лекция-беседа (в интерактивной форме), семинар-практикум (в интерактивной форме)
|
| Раздел II. История философии
|
|
|
| -
|
|
| Тема 2. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)
|
|
|
| -
| Традионная лекция, семинар-практикум
|
| Тема 3. От классики к постмодернизму (западная Философия 19-20 веков).
|
|
|
| -
| Традиционная лекция, семинар-практикум
|
| Тема 4. Основные этапы и особенности развития русской философии
|
|
|
| -
| Лекция-диалог (в интерактивной форме), семинар-ролевая игра (в интерактивной форме)
|
| Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии
|
|
|
| -
|
|
| Тема 5. Бытие, материя, сознание
|
|
|
| -
| Традиционная лекция, семинар-практикум
|
| Тема 6. Философия развития
|
|
|
|
| Традиционная лекция, семинар-практикум
|
| Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии
|
|
|
|
|
|
| Тема 7 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания.
|
|
|
|
| Традиционная лекция, семинар-практикум
|
| Раздел V. Философия о человеке и обществе
|
|
|
|
|
|
| Тема 8 Природа и сущность человека. Человек и общество (интерактивная форма проведения занятия)
|
|
|
|
| Лекция-диалог (в интерактивной форме), семинар-ролевая игра (в интерактивной форме)
|
| Тема 9. Глобальные проблемы современной цивилизации
|
|
|
|
| Традиционная лекция, семинар-практикум
|
| ВСЕГО
|
|
|
| -
|
|
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
| 30,00%
|
|
|
|
|
Таблица 7
Тематический план для студентов очной на базе СПО формы обучения
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
| лекции
| практические или семинарские занятия
| лабораторные занятия
|
| Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества
|
|
|
| -
|
|
| Тема 1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания
|
|
|
| -
| Лекция-беседа (в интерактивной форме), семинар-практикум (в интерактивной форме)
|
| Раздел II. История философии
|
|
|
| -
|
|
| Тема 2. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)
|
|
|
| -
| Традионная лекция, семинар-практикум
|
| Тема 3. От классики к постмодернизму (западная Философия 19-20 веков).
|
|
|
| -
| Традиционная лекция, семинар-практикум
|
| Тема 4. Основные этапы и особенности развития русской философии
|
|
|
| -
| Лекция-диалог (в интерактивной форме), семинар-ролевая игра (в интерактивной форме)
|
| Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии
|
|
|
| -
|
|
| Тема 5. Бытие, материя, сознание
|
|
|
| -
| Традиционная лекция, семинар-практикум
|
| Тема 6. Философия развития
|
|
| -
|
| Традиционная лекция, семинар-практикум
|
| Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии
|
|
|
|
|
|
| Тема 7 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания.
|
|
|
|
| Традиционная лекция, семинар-практикум
|
| Раздел V. Философия о человеке и обществе
|
|
|
|
|
|
| Тема 8 Природа и сущность человека. Человек и общество (интерактивная форма проведения занятия)
|
|
|
|
| Лекция-диалог (в интерактивной форме), семинар-ролевая игра (в интерактивной форме)
|
| Тема 9. Глобальные проблемы современной цивилизации
|
|
| -
|
| Традиционная лекция, семинар-практикум
|
| ВСЕГО
|
|
|
| -
|
|
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
| 30,00%
|
|
|
|
|
Таблица 8
Тематический пландля сдудентов заочной классической на базе среднего (полного) образования формы обучения
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
| лекции
| практические или семинарские занятия
| лабораторные занятия
|
| Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества
|
|
| -
| -
|
|
| Тема 1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания
|
|
| -
| -
| Лекция-беседа (в интерактивной форме)
|
| Раздел II. История философии
|
|
| | -
|
|
| Тема 2. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)
|
|
|
| -
| Традиционная лекция
|
| Тема 3. От классики к постмодернизму (западная Философия 19-20 веков).
|
|
|
| -
|
|
| Тема 4. Основные этапы и особенности развития русской философии
|
| -
|
| -
| семинар-практикум
|
| Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии
| | | | -
|
|
| Тема 5. Бытие, материя, сознание
|
|
|
| -
|
|
| Тема 6. Философия развития
|
|
|
|
|
|
| Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии
| | | |
|
|
| Тема 7 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания.
|
|
|
|
|
|
| Раздел V. Философия о человеке и обществе
|
| | |
|
|
| Тема 8 Природа и сущность человека. Человек и общество.
|
|
|
|
| Лекция-диалог (в интерактивной форме)
|
| Тема 9. Глобальные проблемы современной цивилизации
|
|
|
|
| Традиционная лекция
|
| ВСЕГО
|
|
|
| -
|
|
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
| 30,00%
|
|
|
|
|
Таблица 9
Тематический пландля студентов заочной на базе СПО формы обучения
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
| лекции
| практические или семинарские занятия
| лабораторные занятия
|
| Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества
|
|
| | -
|
|
| Тема 1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания
|
|
|
| -
| Лекция-беседа (в интерактивной форме),
|
| Раздел II. История философии
|
| | | -
|
|
| Тема 2. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)
|
|
|
| -
|
|
| Тема 3. От классики к постмодернизму (западная Философия 19-20 веков).
|
|
|
| -
|
|
| Тема 4. Основные этапы и особенности развития русской философии
|
|
|
| -
| семинар-практикум
|
| Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии
| | | | -
|
|
| Тема 5. Бытие, материя, сознание
|
|
|
| -
|
|
| Тема 6. Философия развития
|
|
|
|
|
|
| Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии
| | | |
|
|
| Тема 7 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания.
|
|
|
|
|
|
| Раздел V. Философия о человеке и обществе
| | | |
|
|
| Тема 8 Природа и сущность человека. Человек и общество (интерактивная форма проведения занятия)
|
|
|
|
|
|
| Тема 9. Глобальные проблемы современной цивилизации
|
|
|
|
|
|
| ВСЕГО
|
|
|
| -
|
|
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
| 50,00%
|
|
|
|
|
Таблица 10
Тематический пландля студентов заочной на базе ВО формы обучения
Тематический план для студентов очной формы обучения
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
| лекции
| практические или семинарские занятия
| лабораторные занятия
|
| Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества
| | | |
|
|
| Тема 1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания
|
|
|
|
|
|
| Раздел II. История философии
| | | |
|
|
| Тема 2. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. От классики к постмодернизму (западная Философия 19-20 веков).
|
|
|
|
|
|
| Тема 4. Основные этапы и особенности развития русской философии
|
|
|
|
|
|
| Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии
| | | |
|
|
| Тема 5. Бытие, материя, сознание
|
|
|
|
|
|
| Тема 6. Философия развития
|
|
|
|
|
|
| Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии
| | | |
|
|
| Тема 7 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания.
|
|
|
|
|
|
| Раздел V. Философия о человеке и обществе
| | | |
|
|
| Тема 8 Природа и сущность человека. Человек и общество (интерактивная форма проведения занятия)
|
|
|
|
|
|
| Тема 9. Глобальные проблемы современной цивилизации
|
|
|
|
|
|
| ВСЕГО
|
|
|
| -
|
|
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
|
|
|
|
|
|
|