Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В музыкальном театре«Путешествие» в музыкальный театр продолжается при изучении материала В музыкальном театре разворота Учебника «Исходила младешенька». Здесь предлагается восприятие и исполнение фрагментов из оперы «Хованщина» М. Мусоргского. Вступление к опере — величественная музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке» — неоднократно звучало на уроках музыки как в IV классе, так и в предыдущие годы обучения. На с. 100 Учебника учащимся предлагается спеть и сравнить друг с другом две мелодии: первую — из вступления к опере, вторую — песню главной героини оперы Марфы («Исходила младешенька»). Учащиеся после вокализации мелодий приходят к выводу, что обе мелодии лирического плана, песенного характера, пронизаны интонациями русской народной песни. Восприятие живописного музыкального полотна «Рассвет на Москве-реке» дает возможность учащимся проследить за развитием главной темы, которая повторяется во вступлении к опере много раз, изменяясь благодаря появлению все новых и новых мелодических оборотов, новых ритмических рисунков, тембров различных инструментов симфонического оркестра и их сочетаний. При восприятии «Рассвета...» можно предложить школьникам рассматривание графической записи музыкального развития, которая есть на развороте Рабочей тетради «Рассвет на Москве-реке» (с. 30—31)'. Эта запись поможет услышать трехчастную форму вступления, контрасты динамики, кульминацию. Еще одним важным качеством развития образа наступающего утра является вариантность интонаций. Важен и тот факт, что школьники выделяют в этой музыке яркие, запоминающиеся изобразительные интонации: перекличку пастушеских рожков, крики петухов, звон церковного колокола. Информация для учителя. Приведем фрагмент из рассказа Д.Б. Кабалевского2: «...Есть великое множество музыкальных произведений, написанных самыми разными композиторами разных эпох и разных народов, произведений, которые были сочинены с расчетом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть... Ведь в оперном или балетном спектакле и в кинофильме мы всегда одновременно слушаем музыку и смотрим то, что происходит на сцене или экране. Вот слушаем мы, например, знаменитое вступление к опере Мусоргского «Хованщина», известное под названием «Рассвет на Москве-реке». Конечно, эта гениальная музыка превосходно звучит не только в оперном театре, но и в концертном зале, включенная в программу наряду с другими симфоническими произведениями. Она и в таком исполнении будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Эту условную схему можно нарисовать на доске. Нас бу дет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света от почти полной темноты до пусть не слишком еще яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности, мастерски уточняющие всю нарисованную им картину этого рассвета: сперва коротенькие, пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на утреннюю перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола, возвещающие о начале раннего утреннего богослужения». Знакомство с образом Марфы. Песня Марфы — ее главная характеристика в опере. Почему же Мусоргский выбрал жанр песни (а не традиционный оперный жанр — арию) для раскрытия этого образа? (Марфа — героиня из народа.) Прежде чем разучивать песню, можно спеть с учащимися ее главную мелодию (на с. 100 Учебника есть ее нотная запись) и прочитать стихотворный текст', а затем предложить составить исполнительский план песни, учитывая происходящие в ее сюжете события. Благодаря этой работе, учащиеся приходят к выводу, что мелодия песни не изменяется, а сюжет песни требует поиска таких средств исполнительской выразительности, которые помогут и слушателям, и исполнителям понять ее содержание (темп, штрихи, динамика, фразировка). Прослушивание песни Марфы из оперы «Хованщина» поможет четвероклассникам услышать развитие образа: изменения характера и настроения этой песни от куплета к куплету, изменение фактуры оркестрового аккомпанемента, динамики, темпа. Именно эти изменения определяют куплетно-вариационную форму этого фрагмента оперы. Песня Марфы выполняет в опере функцию полноценной арии главного персонажа (песня-ария). Созвучна лирико-драматическому образу Марфы картина М. Нестерова «В скиту». Одинокая женская фигура изображена на фоне сурового русского зимнего пейзажа: справа — березки, слева и впереди — горные склоны, покрытые снегом, темнеющий перелесок, небосвод. Все мягкие линии этой картины сродни незатейливой мелодии народной песни. В процессе разучивания народной песни «Исходила младешенька» рекомендуется сопоставлять ее мелодические обороты с уже знакомыми мелодиями: «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, тема «Прогулки» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского, русскими народными песнями «У зори-то, у зореньки», «Ты река ль, моя реченька» и др. Такого рода сопоставления (не умозрительные, а в процессе живого выразительного исполнения) укрепят в сознании учащихся мысль о родстве образов русской музыки, независимо от того, известны авторы этих мелодий или безымянны. Урок № 5 (21)
|