Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общенаучная методологическая основа науки
Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества [4]. Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности: – разделение и кооперацию научного труда; – научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; – методология и методы научно-исследовательской работы; – понятийный и категориальный аппарат; – систему научной информации; – всю сумму накопленных ранее научных знаний. Науковедение – наука, изучающая науку. Выделяют следующую иерархию аспектов методологии, её структуру при восхождении от общего к частному [4]: – методологические основы; – методологические подходы; – методологические проблемы частной науки; – методологические постулаты (аксиомы) конкретной отрасли науки; – методологические постулаты (аксиомы) конкретной научной проблемы, которыми руководствуется исследователь. Основы (основания) – это общефилософские положения, положения диалектики и теории познания. Следствием этого основания являются пути, способы, условия решения поставленной в исследовании проблемы и доказательства гипотезы. Методологический подход – это методологическое направление, методологическая позиция, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения. Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. В методологическом аспекте это может быть противоречие между объектом познания и методом такого познания. Постулат (от греч. postulatum – требование) – положение, принимаемое в науке в качестве исходного без доказательств. Общенаучной методологической основой всякой науки является диалектика со своими законами и гносеология как учение о сущности, закономерностях и формах познания, логические законы и формы. Диалектика – наука о познании природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом их внутренними противоречиями. Наиболее общими и присущими всем процессам в природе, обществе и мышлении являются причинно-следственные связи. Всем этим связям присущи законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей, который раскрывает внутренние импульсы, причину развития. Он является ядром диалектики. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, характеризующий коренные изменения, затрагивающие внутренние свойства предметов. Закон отрицания отрицания, согласно которому развитие носит поступательный характер, идёт от простого к сложному, от низшего к высшему. Гносеология (от греч. g nosis – познание и logos – понятие, учение) – это теория познания и теория отражения. Теория познания определяется как учение о сущности, закономерностях и формах познания, а познание как общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека. В сознании действительность отражается с помощью различных форм познавательной деятельности: – форм чувственного познания (ощущения, восприятия, представления); – форм рационального познания (форм абстрактного мышления – понятия, суждения, умозаключения). От органов чувств (в формах чувственного познания) человек получает знания о предметах и явлениях внешнего мира. А в формах абстрактного мышления отражаются существенные связи между предметами, явлениями, закономерностями их развития. В неживой природе отражение – след в почве от камня. В растительном мире – раздражимость, реакция на свет, прикосновение и т.п. У высокоразвитых животных форма отражения – психика, способность иметь образы отдельных предметов и их свойств. В теории познания существуют такие направления: эмпиризм, рационализм, иррационализм, диалектический материализм. Теория (греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – форма обобщенного отражения действительности в мышлении. Выделяют четыре основных логических закона: закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания.
|