![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Мерчандайзинг в брендинге: взаимодействие и роль
Мерчандайзинг - искусство размещения продукта в таком месте, где он будет куплен с наибольшей вероятностью. В настоящее время наиболее популярными являются собственные программы магазина по стимулированию покупателей и поощрению своих постоянных клиентов. Количество лояльных к магазину покупателей составляет около 35% [13, с.138]. Покупательская лояльность означает, что потребители предпочитают совершать покупки в определенном магазине, предпочитая его соседнему. Чаще всего средством стимулирования таких покупателей становятся пластиковые карточки по обслуживанию, клубные карты, где предоставляются скидки, в том числе и накопительные. Среди владельцев карточек проводят также лотереи, дарят подарки, рассылают каталоги. Основной смысл карточки - персонифицировать покупателя, чтобы иметь возможность с ним общаться и предлагать целевые программы. Главное в целевых программах - не только скидка, а сам товар, который они могут купить. Специалисты показывают, что можно сделать с этим продуктом, как приготовить, как подать. Например, английская торговая сеть Tesco выдает карточки формально дисконтные, так как на них написано - 1% скидки. На такой дисконт подписались 2 млн. семей Великобритании, так как кроме этого дисконта Tesco предлагает массу других параметров и выгод. В частности, мелкие знаки внимания, которыми магазин может поделиться со своими покупателями, чтобы поблагодарить их за лояльность к магазину. Большинство покупателей скидкам предпочитает подарки. Необходимо подчеркнуть, что эти подарки могут быть не только от магазина, но и от партнеров магазина в совместных маркетинговых программах. Например, торговая сеть Tesco ежегодно скупает два миллиона билетов в Диснейленд в Париже по невысоким ценам, стимулируя своих постоянных покупателей. В то же время, Диснейленд во Франции получил большой приток клиентов из Tesco, увеличивая посещаемость и объем продаж. Для поощрения лояльных покупателей при определенных объемах закупок магазины на кассе могут дарить различные подарки в виде сувениров. Другой популярный ход - введение скидок на какой-то промежуток времени, например в течение часа (для кафе и ресторанов), скидок на определенный вид товара в конкретный день недели (рыбные дни, куриные, мясные), специально уменьшенная цена на некоторые виды товара, программы для пенсионеров (например, снижение цены в утренние часы для пенсионеров). Добиться устойчивого конкурентного преимущества с помощью цен и ассортимента достаточно трудно, поскольку они могут быть скопированы и внедрены конкурентами достаточно быстро. Устойчивым конкурентным преимуществом становятся комплексные программы мерчандайзинга, разрабатываемые совместно владельцами магазинов и представителями торговых марок (брендов) [13, с.140]. Ценовое стимулирование является одним из наиболее эффективных приемов магазинов по внедрению собственных программ стимулирования покупателей. Остановимся на наиболее часто используемых. Товарная премия - пример поощрения конкретным товаром, а не абстрактной денежной суммой. Например, человек покупает товар, получая дополнительный объем: вторую пачку бесплатно, две по цене одной и т.д. Это традиционный способ стимулирования торговли. Для убедительности выгоды покупки может быть указано конкретное преимущество: «8 по цене 6», соусы Heinz - две штуки плюс томатный кетчуп в качестве подарка. При продажах сложной бытовой техники, например, нередко выдают какой-либо подарок: сковородку от Tefal - за приобретенный блендер или миксер этой торговой марки, шесть килограммов стирального порошка Ariel - за стиральную машину Zanussi. Например, в 2014 году Hewlett-Packard проводил акцию: покупателям принтера - часы в подарок [13, с.141]. Обмен старого товара на новый. Так, например, существовала возможность обменять с небольшой доплатой отслужившие свой срок сковородки Tefal на новые, а также получить компенсацию за старые ножи при покупке терок Borner. Премией является упаковка либо другой вещественный подарок. Например, коробку от конфет выполняют в виде шкатулки, а упаковку стирального порошка в виде хозяйственного ведра. Например, акция бренда Nescafe «Собери баллы! Получи подарки». Условия следующие: покупая кофе Nescafe, в зависимости от объема банки получаешь баллы, которые потом отсылаешь в компанию. Четыре балла - ложка, 20 баллов - электрический чайник. Предоставление бесплатно особой услуги: отбеливание зубов в стоматологической клинике, консультация косметолога в отделе парфюмерии или окулиста при продаже очков (линз). Например, компания Danone проводила акцию: при покупке йогуртов Vitalinea выигравшие участницы получали сертификат на обслуживание в течение года в салоне красоты «Персона-Lab». Есть и более простая форма - свободное распространение купонов, которые и являются сертификатом на бонус или на право экономить при покупке определенного товара (скидка, подарок или беспроигрышная лотерея). Их рассылают, раздают на улице, распространяют через печатные СМИ. Подобная форма стимулирования очень популярна за границей. Известен случай, когда сеть супермаркетов в США отказалась от купонов, решив просто снизить цены. Это вызвало волну недовольств, более того - общество потребителей призывало бойкотировать магазины сети. Оказалось, что, собирая купоны, потребители не просто экономят, но еще и морально поощряют себя за бережливость и аккуратность. Передача во временное пользование. Прием используют при продаже дорогостоящей техники. Стало довольно популярно осуществлять пробную уборку дорогим пылесосом или испытательную поездку на автомобиле. Дополнительные услуги. Часто розничную цену устанавливают с учетом стоимости подарочной упаковки, доставки, установки, сервиса, кредита, консультации специалиста (врача-офтальмолога, косметолога, стилиста, дизайнера). Включение игры. В данном случае покупатель должен что-то сделать - поучаствовать в лотерее, конкурсе, викторине. Это более трудоемкий способ, требующий времени и людских ресурсов, зато он эффективен, поскольку усиливается личное переживание клиента от первого общения с торговой маркой. Использование приема мгновенной распродажи (fair sales) - по радио объявляют, что на 20-30 мин. в конкретном отделе установлена скидка на все товары в размере определенного процента. Расчет на то, что покупатели задержатся в отделе дольше положенного времени. Установление цены «убыточного лидера». Цены на товары «убыточного лидера» устанавливаются на уровне себестоимости или даже ниже. Организация правильного мерчандайзинга в брендинге связана с эффективной работой как внутри (интерьер), так и вне (экстерьер) торгового помещения. Мерчандайзер должен оценить торговый зал и его составляющие, выкладку товара, упаковку, цветовое и звуковое оформление, рекламу [13, с.146]. Например, размещая товары (бренды) в торговом зале и планируя меры по стимулированию сбыта, менеджер торгового зала должен решить следующие задачи: 1) обеспечение брендированных товаров достаточной и удобной для эффективных продаж площадью. Для этого нужно соотнести объем продаж определенной группы товаров с общим объемом продаж данной торговой площадки. Полученный процент необходимо экстраполировать на торговую площадь; 2) размещение и представление товаров должно обеспечивать демонстрацию наиболее выгодных и привлекательных качеств товара. При этом менеджер должен знать, что красиво представленный товар - это необходимая составляющая успешного процесса торговли. Ведь если постоянно акцентировать внимание покупателя на определенных видах товара (брендах), то можно существенно поднять уровень их продаж. Этот эффект срабатывает при специальной выкладке - представлении товара, формирующей так называемые «импульсные покупки». Зоны импульсных покупок можно разделить на две категории: расположение товара на основных стеллажах с выделением зоны продвигаемого бренда и размещение товара на отдельно стоящих специальных стойках [13, с.146]. Особое место в современном мерчандайзинге занимают нетрадиционные приемы стимулирования продаж. Театрализация в местах продаж. Существует огромное разнообразие способов повысить объемы продаж. Например, агенты компании Electrolux при продаже холодильников зажигают спички над ухом потенциального покупателя, чтобы подчеркнуть, насколько тихо работает холодильник. Фирма Chrysler ставит слонов на свои машины, чтобы продемонстрировать их прочность. Производители нового яда для крыс устраивают в витрине выставку с «участием» двух живых крыс. Выручка в магазине при этом повышается в пять раз. В основу этих приемов положен эффективный принцип наглядности, инсценирования потребительских свойств товара. Цель: предоставить покупателю возможность почувствовать и представить товар в его реальной, «нерыночной» жизни и вовлечь его в эту реальность, сделать его не наблюдателем, а соучастником товарного события. События в местах продаж изначально противоречивы и неоднозначны. Акт купли-продажи затрагивает как минимум две сферы социальных отношений с разными логиками. Во-первых, сферу экономических отношений, эгоцентричных по своей природе и основывающихся на ценностях пользы и выгоды. Во-вторых, сферу социального взаимодействия с преобладающими здесь ценностями справедливости, общения, порядка. Для избежания противоречий и объединения усилий необходимо предоставить покупателю возможность почувствовать и представить товар в его реальной, «нерыночной» жизни. А также вовлечь потребителя в эту реальность, сделать его не зрителем и не наблюдателем, а соучастником товарного события. Театрализация - это трансформирование торговой деятельности до состояния управляемой ситуации, в которой аудитория вовлекается в актерскую игру по пьесе, манипулятивной по своей природе. Это механизм, позволяющий подготавливать в людях необходимые рекламодателям чувства по отношению к товару. Презентация - один из наиболее распространенных способов продвижения компании (бренда). Все чаще предприятия начинают сталкиваться с довольно низкой отдачей от реализованных мероприятий. Для того чтобы не ошибиться и сделать удачный выбор места, предприятию необходимо четко осознавать задачи, которые оно ставит при проведении мероприятия. В зависимости от этих задач презентации можно разделить на два основных типа: 1. Стандартная презентация устраивается в том случае, если перед предприятием стоит задача распространить строгую деловую информацию о себе, например, о новых назначениях, о финансовых ситуациях в компании и так далее. 2. Концептуальная презентация организуется, когда необходимо усилить интерес со стороны постоянной аудитории, для которой часто проводятся подобные мероприятия. Использовать креативную (нетрадиционную) концепцию можно и для привлечения внимания новых потребителей, в том числе той «труднодоступной» части аудитории, которая не читает специализированную прессу и не посещает тематические выставки. И, наконец, если предприятие хочет приобрести дополнительные каналы коммуникации, например, непрофильные СМИ, то без нетрадиционных приемов здесь также не обойтись [13, с.149]. Особым видом презентации в торговом зале является дегустация (только для брендов продуктов питания). Цель - заставить попробовать новый товар с новым вкусом. Важно предусмотреть все вопросы санитарии (наличие медицинских книжек у сотрудников и одноразовой посуды, чистоту прилавка) и возможность запить еду или воспользоваться салфеткой. Конечно, для дегустации нельзя использовать продукты с сильными запахами лука или чеснока. Кроме того, промоутеры должны быть особенно деликатны, так как настойчивые уговоры, к примеру, вегетарианца попробовать кусочек колбасы может вызвать у него раздражение, которое перейдет на всю торговую марку. В рамках презентации в торговом зале особое место занимает раздача образцов (sampling). Метод подходит для реализации товаров массового спроса, предполагающих небольшие партии (дозы): жевательной резинки, одноразовой упаковки чая, сигарет, конфет, средств гигиены. Здесь важно, чтобы персонал правильно оценивал целевую группу и не навязывал, к примеру, предметы женской гигиены мужчинам, а сигареты - подросткам. Таким образом, мерчандайзинг и брендинг взаимообусловлены при продаже товаров.
|