Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация М. И. Роговина и Г. В. Залевского ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 В качестве основного критерия выбрали взаимоотношение субъекта и объекта в процессе исследования. Выделяет 6 основных психологических методов. 1. Субъект и объект не противопоставлены (герменевтический) 2. Выделение целостного объекта познания в науке о психике, но при этом объект остается пассивным (биографический) 3. Объект активен, но не по отношению к субъекту (наблюдение) 4. Взаимодействие субъекта и объекта (самонаблюдение) 5. Переход от наблюдаемого внешне к внутренним механизмам, объект противопоставляется субъекту, но остается пассивным (клинический) 6. Активное противостояние субъекта познание объекту. Учитывается роль субъекта в процессе познания, при этом он влияет на жизнедеятельность объекта. В.Н. Дружинин является автором еще одного подхода к классификации эмпирических методов психологического исследования. Рассматривает всего 3 класса методов: Эмпирическое, при котором происходит внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Теоретическое, когда субъект взаимодействует с предметом исследования. Интерпретация и описание, где субъект взаимодействует с графиками, таблицами, схемами. Он располагает все психологические эмпирические методы в двумерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования: 1) наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Взаимодействие максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (когда исследователь и испытуемый – одно лицо); 2) объективированность и субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем, эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий. Эти два специфических признака, разделяющие психологические методы на типы, можно охарактеризовать следующим образом: первый признак образует ось «два субъекта – один субъект» или «внешний диалог – внутренний диалог», а второй образует ось «внешние средства – внутренние средства» или «измерение – интерпретация». В секторах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы.
|