Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цивилизация эпохи средневековья ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 За античной в мировом цивилизационном процессе следует средневековая цивилизация. Под средневековой цивилизацией обычно подразумевают Европу конца V – XV вв. Термин «средневековье» появился в эпоху Ренессанса. Гуманисты эпохи Возрождения свое время назвали "новым", а период, отделявший их от античности, - "средним веком". До недавних пор в отечественной науке преобладала другая датировка средневековья – конец V – начало XVII вв. Она была связана с господством формационного подхода в истории. Развитие стран Запада и Востока сильно различалось в эпоху средневековья, поэтому приведенные хронологические рамки верны только для Европы. История средних веков начинается с нашествия германских племен и с возникновения варварских королевств на обломках Западной Римской империи: королевства франков в Галлии, остготов на Аппенинском полуострове, вестготов на Пиренейском полуострове, англов, саксов, ютов на Британских островах, вандалов в Северной Африке. Средние века гуманисты назвали «темными веками», так как нашествие германских племен ознаменовалось упадком культуры в Европе. Неслучайно название племени вандалов стало впоследствии нарицательным. В 455 году вандалы во главе с королем Гейзерихом, захватив Рим, две недели бессмысленно разрушали город (в современном языке «вандализм» – символ бессмысленного разрушения и осквернения). Первые попытки восстановления культурных ценностей предпринимались еще в V-VI вв. правителем Остготского королевства Теодорихом (так называемое «Остготское возрождение»), но окончательно преодолен культурный кризис был лишь в конце VIII – начале IX вв. («Каролингское возрождение» в эпоху правителя империи франков Карла Великого). Средневековая культура неразрывно связана с христианством. Приобщение германских племен к христианской церкви, с одной стороны, способствовало развитию культуры; с другой стороны, господство церкви, принявшее тотальный характер, препятствовало на более позднем этапе развитию научных знаний (процессы над Галилеем и Коперником), способствовало процветанию суеверий и невежества в обществе. Мрачными страницами в истории христианского средневековья остаются инквизиция, крестовые походы (1096–1270), продажа индульгенций. Христианская церковь, обладая монополией в духовной жизни общества, претендовала на приоритетное положение и в политической жизни. Долгое время духовная власть признавалась выше светской, а римские папы вынашивали идею создания «вселенской» христианской империи с центром в Риме (показательны противостояния пап и королей, с отлучением последних от церкви). Кроме того, христианская церковь была крупнейшим феодалом средневековья. Феодализм – общественный строй, господствовавший в Средние века. Проявлялся он, в первую очередь, в существовании феодального землевладения и в системе вассалитета. Существовало три формы земельного владения: аллод – безусловное, феод – условное и бенефиций, буквально – пожалование, дар. Феодом сначала называли условное, а позже и безусловное наследственное земельное владение. Им жаловали за службу, так как при неразвитой финансовой системе иные формы вознаграждения были менее выгодны или вовсе невозможны. Владелец феода – феодал – был обязан нести военную, придворную службу, вносить платежи. Он имел право собирать налоги с населения, право суда и др. Основную массу населения феодальных поместий составляли крестьяне, которые за пользование наделом несли повинности: барщину и оброк. Феодальное хозяйство было натуральным, то есть производство было ориентированно на собственное потребление. Слой феодалов отличался неоднородностью, существовала строгая иерархия, так называемая феодальная лестница. Она была основана на системе вассалитета (сеньор – старший феодал, вассал – военный слуга) и выглядела следующим образом:
Сеньоры были обязаны давать вассалам в держание землю, оказывать защиту и покровительство. Вассал должен был выступать по приказу сеньора в поход, участвовать в суде сеньора, выкупать его из плена, помогать ему советом и деньгами. Вассал приносил сеньору присягу – оммаж. Во Франции действовало правило: «вассал моего вассала – не мой вассал». В Англии, наоборот, существовала прямая феодальная зависимость всех феодалов от короля. Большая часть феодалов одновременно являлась и сеньорами и вассалами. Исключение составляли безземельные рыцари (обычно младшие сыновья феодала). Существовала особая рыцарская система ценностей, которая включала в себя доблесть, благородство, учтивость, верность, щедрость, стремление к роскоши, служение прекрасной даме. Укрепление собственности феодалов на землю, а также господство натурального хозяйства стали основными причинами феодальной раздробленности – системы, при которой государство делилось на отдельные части, обладающие политической и хозяйственной самостоятельностью (точкой отсчета феодальной раздробленности считается Верденский раздел империи франков в 843 г.). Особенностями этого времени в истории Европы были слабая королевская власть и междоусобные войны. Со второй половины XI в. в Европе начинается процесс формирования централизованных государств. Начался он в Англии, c XII в. охватил и Францию. Первой ступенью в развитии централизованного государства была сословно-представительная монархия (XII-XIV вв.). Она закрепляла деление средневекового общества на сословия – замкнутые группы, обладающие передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословная организация была иерархической. Опираясь на пример Франции, Средневековое общество обычно делят на три сословия:
Власть монарха сочеталась с властными полномочиями органов сословного представительства (кортесы в Испании (XII в.), парламент в Англии (XIII в.), генеральные штаты во Франции (XIV в.), риксдаг в Швеции (XV в.), фолькетинг в Дании (XV в.), рейхстаг в Германии (XV в.)). Сословно-представительная монархия была впоследствии, на завершающем этапе феодальной эпохи и в новое время, заменена абсолютной. Важная роль в формировании централизованного государства принадлежала горожанам, которые поддерживали королевскую власть. Еще в XI в. начинается рост городов, в ходе которого разрушается натуральное хозяйство и на смену ему приходит товарно-денежное. Города активно боролись со своими сеньорами за самоуправление. Именно в городе сформировалась система ценностей, разрушившая впоследствии средневековую цивилизацию: принцип личной свободы, уважительное отношение к знаниям и к труду, поддержка личной инициативы, необходимость участия граждан в самоуправлении. Итак, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что цивилизация средневековой Европы характеризовалась: 1) в экономическом плане – преобладанием аграрного производства; господством феодального хозяйства, основной чертой которого был натуральный характер; феодальной собственностью на землю, медленным развитием техники; 2) в социальном плане – иерархическим разделением общества на сословия, корпоративностью внутри сословий, низкой социальной мобильностью, отсутствием личности как автономной единицы, преобладанием сельского населения над городским; 3) в политическом плане – наличием феодального государства и права (эволюция от раннефеодального государства через стадию феодальной раздробленности к сословно-представительной монархии); 4) в духовной сфере – приоритетом христианской церкви, служители которой обладали исключительным правом на образование, признанием верховенства веры по отношению к разуму, развитием теологии. Культура средних веков была неразрывно связана с христианством (романская и готическая храмовая архитектура, фресковая живопись, иконопись, церковная музыка и литература). В средневековом христианстве иногда выделяют три направления: официальное, народное, рыцарское. Особую роль в жизни играли христианские заповеди (отраженные в Нагорной проповеди Христа): добрые дела, правдивость, покаяние, прощение, смирение, воздаяние, христианская любовь и т.п. Были также сословные системы ценностей. Средневековая цивилизация была консервативной, для неё характерен приоритет традиций, преобладание общественных ценностей, отсутствие понятия индивидуальной свободы. Рождение и закат средневековой цивилизации событийно связаны с историей Рима: в 476 г. пала Западная Римская империя, в 1453 г. погибла вторая часть некогда единой империи – Византия (Восточная Римская империя). В XV в. «Рим вновь пал» – деятелями эпохи Возрождения была разрушена духовная монополия католической церкви во главе с папой римским. Под влиянием Великих географических открытий произошли изменения в менталитете европейцев, которые привели к Реформации XVI в. Значение средних веков оценивается исследователями по-разному: · гуманисты считали их мрачным, пустым тысячелетием, ничего не давшим человечеству; · современные историки и культурологи считают, что средневековая культура - неотъемлемая часть европейской культуры, основа последующего развития.
|