Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение в возрастную психологиюСтр 1 из 7Следующая ⇒ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Предметом возрастной психологии, как научной дисциплины, является изучение фактов и закономерностей психического развития в онтогенезе, объектом же выступают не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость. Главная задача возрастной психологии – раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения. Таким образом, возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека (от рождения до старости). В соответствии с данным определением выделяют детскую, подростковую, юношескую психологию, акмеологию и геронтопсихологию. Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии – это акцент на динамике развития. Поэтому ее еще называют генетической психологией (от греч. «генезис» - происхождение, становление). Тем не менее, возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Известно, что в общей психологии исследуются психические функции – восприятие, память, воображение, мышление, речь, внимание, а в возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. Если в психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как ценностные ориентации, мировоззрение, мотивация, самооценка и уровень притязаний, то возрастная психология должна найти ответы на вопросы, когда эти образования появляются и каковы их особенности на определенном возрастном этапе. Взаимосвязь возрастной и социальной психологии дает возможность отследить зависимость развития и поведения ребенка, а затем и взрослого человека от специфики тех групп, в которые он включен: от семьи, группы детского сада, школьного класса, компаний и т.д. Целенаправленное влияние взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в контексте педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология рассматривают процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных позиций: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая – с точки зрения воспитателя, педагога. Одно из основных понятий, используемых в возрастной психологии – «развитие». Термин «развитие» можно определить как изменение во времени. Изменения, происходящие в развитии, могут быть: - количественными /качественными; - непрерывными/дискретными, скачкообразными; - универсальными/индивидуальными; - обратимыми/необратимыми; - целенаправленными/ненаправленными; - изолированными/интегрированными; - прогрессивными (эволюционными)/регрессивными (инволюционными) Производя анализ процесса развития ребенка, возрастная психология опирается на такие понятия как «возраст» и «детство». Возраст – это конкретная, ограниченная во времени ступень психического развития. В психологии сложились следующие представления о возрасте: календарный (хронологический), биологический (физический), психологический и социальный. Календарный (хронологический) возраст – это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологические возраста разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие). В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Соответственно, если в данном возрасте у человека не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если же, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда принято считать, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст. Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. Все, указанные категории, подразумевают какое – то объективное внешнее измерение, но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту, он сам себя приписывает. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту. Необходимо отметить два момента: во–первых, психологический возраст может не совпадать с хронологическим, который засвидетельствован в свидетельстве о рождении, паспорте. Хронологические границы могут сдвигаться, и один человек вступает в новый возрастной период раньше, а другой – позже; во – вторых начальные возрастные этапы образуют детство – эпоху, которая по своей сути является подготовкой к взрослой жизни. Детство – явление историческое: его содержание, продолжительность изменялись на протяжении веков. Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше, а детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности – дети копируют в своих играх отношения взрослых, семейные и профессиональные, осваивают основы наук. Специфика детства определяется уровнем социально – экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок. В возрастной психологии детство определяется как термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства. Истории детства уделяли внимание многие ученые. Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно». Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда. Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией, скорее всего, встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы. Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. В чем специфика возрастной психологии? 2. С какими науками о человеке связана возрастная психология? 3. От чего зависит продолжительность детства?
|