Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обобщение и абстракция при классификации объектов…Особенности обобщений у умственно отсталых школьников пока мало изучены. Для того чтобы дать общую характеристику обобщений умственно отсталых школьников, воспользуемся материалом наблюдений за тем, как они производят классификацию изображений знакомых им объектов: посуды, одежды, мебели, игрушек, различных овощей, диких и домашних животных, видов транспорта и т. д. Такие наблюдения проводятся в медико-педатогических консультациях, в приемных комиссиях при отборе детей во вспомогательную школу (В. Я. Василевская, 1956, 1960; С. Я. Рубинштейн, 1959). Имеются также данные о выполнении классификаций детьми-олигофренами, подвергшимися длительному клиническому изучению (М. С. Певзнер, 1959; М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, 1962). Дети, поступающие во вспомогательную школу или начинающие там обучаться, рассмотрев набор картинок, перебирают их, нередко перекладывают без всякой системы с места на место. Но иногда у них встречаются небольшие по объему ситуационные объединения: стол и стул, чулки и ботинки, чашка и блюдце. У детей, обучавшихся во вспомогательной школе год-два, ситуационные объединения довольно широки по объему. Так, они объединяют парту, книгу, тетрадь, карандаш, чернильницу, потому что учебные предметы «лежат на парте»; со столом объединяют тарелку, ложку, чашку; к изображению мальчика подкладывают кепку, пояс, ботинки, так как эти предметы он может носить, и т. д. Такой принцип объединения картинок свидетельствует о некотором продвижении в развитии мышления детей-олигофренов, так как, выполняя подобную классификацию, ребенок отражает связи между предметами, которые наблюдает. И вместе с тем он уже абстрагируется от величины изображенных объектов: размер нарисованной парты немногим больше размера тетради и карандаша, а кепка намного больше, чем голова мальчика. Уже во II, чаще в III классе наряду с ситуационными группировками появляются обобщения по категориям, опирающиеся на заученные детьми «родовые» названия (посуда, одежда, мебель, игрушки, домашние животные, дикие животные). Заученные обобщения постепенно начинают преобладать в деятельности умственно отсталых детей и оттесняют собой ситуационные. Однако заученные обобщения долго остаются неустойчивыми. Так, например, когда ученику III класса предложили укрупнить правильно составленные им группы объектов, то он не объединил домашних животных с дикими, но к диким животным присоединил деревья и цветы, мотивируя тем, что звери живут в лесу. На вопрос о том, почему он не соединил диких животных с домашними, мальчик ответил, что дикие животные съедят их (М. С. Певзнер, 1962). Этот факт (а таких наблюдений много) показывает, что обобщения, которыми школьники овладевают в процессе учения и успешно пользуются в условиях, близких к учебной деятельности, лишь медленно и постепенно перестраивают установившиеся у них способы осмышления действительности. В обобщениях умственно отсталых школьников проявляются своеобразные черты, резко отличающие их от нормально развивающихся детей. Ученикам вспомогательной школы доступно ситуационное объединение предметов, отражающее пространственно-временные связи. Этого рода обобщения устойчивы и довольно широки по объему. Перестройка их трудна. Классификации предметов по категориям на основе существенных признаков отражают опосредствованный характер мышления. Это учебные классификации, которые дети заучивают в школе. Опосредствованное словом «учебное» обобщение не пронизывает их жизненный опыт в целом; оно сосуществует с ситуационным обобщением. В этом отличие олигофренов от учащихся массовой школы, от-носительно легко овладевающих категориальными обобщениями и успешно ими пользующихся.
|