Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка к основным упражнениям. 4 pageПосле принятия решения необходимо выбрать средства для его осуществления. Однако цели, как известно, можно достичь разными путями. Вряд ли следует придерживаться такого девиза, пришедшего к нам из средних веков: “Цель оправдывает средства”. Есть пути легкие, но не совсем честные, а есть трудные, но достойные, гуманные. Поэтому можно сказать, что человека характеризуют не только его цели сами по себе, но и средства, которые он использует для их достижения. Однако принять решение не означает выполнить его. Иногда намерение не может быть реализовано и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия лежит, конечно, не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в исполнении принятого решения. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей. Действительно, как бы ни мучился человек, принимая самое сложное решение, каким бы правильным это решение ни было, мы не будем считать его человеком с сильной волей до тех пор, пока это решение не будет выполнено. И, наоборот, тех, кто, выполняя даже чужое решение и зачастую жертвуя собой, стремится к цели, мы называем волевыми людьми. Исполнение волевого действия также имеет сложную внутреннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно связано с тем или иным временным отрезком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, говорят о намерении. Намерение — это внутренняя подготовка будущего действия. Фактически речь идет о воле, разве что акцент переносится с самого действия, его активности, на его удержание, на результат. Отметим, что с практической точки зрения говорить о намерении удобней, поскольку осознание в данном случае имеет дело с работающим эффектом силы, не вдаваясь в постижение сущности этой силы как таковой. Мы сталкивается здесь с принципом “черного ящика”: известны только предпосылки и условия включения “механизмов” воли и уже конечный результат как итог их действия, характер же самой работы этих “механизмов” остается непостижимым. Если воин правильно намеревается что-либо сделать, он автоматически получает необходимый результат. Попытки объяснения работы намерения остаются маловразумительными, поскольку подлинная природа намерения, как и самого человеческого существа - энергетична, что делает её необъяснимой для теоретической психологии. Вот, например, объяснение самого известного авторитета Толтекской традиции - дона Хуана: “Намерение - это вещь, о которой очень сложно сказать что-нибудь вразумительное. Если я или кто бы то ни было попытается объяснить, что такое намерение, его слова будут напоминать идиотический бред. Сейчас я попробую сформулировать. Маг формирует намерение совершить то, что он намерен совершить, просто за счет того, что он намеревается это совершить”. Эффективность всех наших действий полностью зависит от мотивации и намерения. Мотивация отвечает на вопрос ”зачем?”, а намерение отражает понимание “для чего?” Зачем мы занимаемся, что это нам даст, какая нам от этого польза, как это можно в дальнейшем использовать - все это вопросы к нашей мотивации. Можно перечислить, к примеру, целый ряд возможных мотивов утренних физических занятий: поправить здоровье, улучшить фигуру, увеличить мышечную массу или растяжку и т. п. В таком же духе можно привести множество вариантов мотивации, приводящий людей на Путь обретения Силы - нас много и каждый вправе иметь собственную мотивацию своих действий. Причем возможны самые различные варианты - от наиболее безобидных до таких экзотических, как, например, “стремление освоить другие линейности и параллельные реальности для осуществления планов мести своим врагам”. Заметим, что подобные мотивы опасны в первую очередь для самого желающего. Как и в любом другом действии, на этапе исполнения также можно выделить этап планирования достижения поставленной задачи. Планирование представляет собой сложную умственную деятельность. Во время нее мы ищем наиболее рациональные способы и доступные средства, позволяющие быстрее достичь принятого решения. План может быть представлен с разной степенью детализации, с разными подробностями. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг, в то время как другие довольствуются самой общей схемой или неясными представлениями. Обычно детальнее разрабатывается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечается исполнение действий отдаленных. Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо заставить себя это сделать, т.е. предпринять волевое усилие. Волевое усилие переживается как осознанное напряжение, находящее разрядку в волевом действии. В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, помогающего человеку преодолеть трудности. Задача волевого усилия — мобилизовать внутренние ресурсы человека и создать дополнительные мотивы к действию, к достижению цели. Немецкий врач Х. Линдеман, отправившись на надувной лодке через Атлантический океан, был твердо уверен в своих силах и в победе над стихией. В трудных ситуациях он поддерживал себя словами самовнушения: “Я справлюсь!” Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия и удержание от нежелательных поступков. Так, одному очень просто удержаться и не съесть лишнее пирожное на вечеринке, в то время как другому очень трудно удержаться от подобного искушения и он затрачивает много энергии, чтобы сдержать себя. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, начиная от осознания цели и заканчивая исполнением решения. В исполнительном звене, когда человек преодолевает не только внутренние, но и внешние трудности, оно становится доступнее для наблюдения. Волевое усилие качественно отличается от усилия мышечного. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным и даже разрушительным для организма. Например, боец, остающийся на посту, несмотря на интенсивный обстрел со стороны неприятеля, может испытать сильное нервное потрясение. Конечно, нельзя утверждать, что мышечное усилие отсутствует абсолютно — человек может напрягать мышцы лица, сжимать кулаки и т.д., однако качественно оно отличается от содержания волевого усилия. Исследованиями установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: 1) мировоззрения личности (так, например, совершенно различное отношение к смерти будет обусловливать различное поведение в бою японского самурая, русского солдата, американского наемника и воина, исповедующего ислам); 2) моральной устойчивости личности (ответственные люди преодолевают значительные препятствия для достижения цели, в то время как безответственный человек обычно не способен к напряжению воли); 3) степени общественной значимости поставленных целей (один и тот же спортсмен будет прилагать разную степень усилий, если он будет выступать на районных, республиканских или международных соревнованиях); 4) установки по отношению к деятельности (в зависимости от того, что скажет учитель, задавая урок ученикам: чтобы “они материал только прочитали” или чтобы “хорошенько подготовились к сочинению” — усилия, затраченные ими на подготовку, будут совершенно различны); 5) уровня самоуправления и самоорганизации личности (люди, потратившие много усилий для развития своей воли, например спортсмены, профессиональные военные, летчики-космонавты, полярники, путешественники и т.д., гораздо легче преодолевают препятствия, чем лица, не занимавшиеся самосовершенствованием). Однако одного лишь понимания значимости выполняемого действия или его соответствия моральным принципам недостаточно, чтобы заставить человека бороться с трудностями. Чтобы понимание породило стремление, подавляющее и подчиняющее себе многие другие желания, оно должно подкрепляться острыми переживаниями, внутренней необходимостью так поступить. Это хорошо видно на примере чувства долга. Чувство долга является выражением того, что требования морали были усвоены, приняты и стали достоянием личности. После этого чувство долга становится внутренним побуждением, внутренним стремлением человека к нравственному поведению в любой ситуации, когда возникает борьба между эгоистическими устремлениями и общественными интересами. Человеку часто путем волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять свои непроизвольные действия, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы. Привычные действия или зависимости как особенности неволевого поведения можно описать следующим образом. - Вы не контролируете ЭТО, скорее ЭТО контролирует вас. Вы чувствуете, что не имеете иного выбора, кроме как делать ЭТО, брать ЭТО, поступать так, как требует ЭТО. Стоит только вредной привычке сформироваться, вы сразу попадаете под ее власть. - Эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится незаметной для вас. Окружающие люди воспринимают ЭТО как вашу защиту, раздражительность, замкнутость и т.п. - Вы делаете ЭТО все чаще и чаще, стараясь вызвать все более сильное воздействие. - Вы начинаете регулярно делать ЭТО, когда предчувствуете неприятные ощущения, подобные скуке, одиночеству, физической боли и т.п. - Вы чувствуете, что уже не можете справиться с вашими жизненными проблемами без помощи ЭТОГО. - Вы можете потратить значительную часть жизни, сражаясь с ЭТИМ (даже если ЭТО зацепило вас несерьезно). - Вы можете потратить драгоценную энергию души, страдая от ЭТОГО и безуспешно пытаясь разделаться с ЭТИМ. - На ЭТО уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному; в результате вы еще более ненавидите себя за бессмысленные траты. - Вы теряете самоуважение, душевные силы, возникает угроза разрушения всего вашего жизненного уклада (семья, карьера, друзья), физического и душевного здоровья. Избавиться от этого можно только самостоятельно, и только если вы сами заинтересованы в этом. Если кто-то другой будет подталкивать вас, то, кроме вашего сопротивления, желания всем отомстить, конфликтов, вряд ли чего-нибудь добьется. Даже если вы понимаете, что о вас заботятся, это может вызвать у вас страх потери свободы. При этом проявления непроизвольной активности нередко носят противоположную направленность по отношению к' избранному волевому действию. Особенно остро чувство усилия над собой осознается при необходимости осуществления каких-нибудь редких, идеальных мотивов, когда надо преодолеть мотивы более привычные или действия импульсивного характера. Представьте, что вы схватились за что-то очень горячее. Одно дело, когда вы находитесь одни, и совсем другое, когда рядом присутствует важный гость. Наверняка вы постараетесь не подать виду, хотя вам будет очень больно и неприятно. Или вспомните последнее посещение зубного врача. Наверное, вам также пришлось сдерживаться, показывать себя хорошим пациентом. В этих случаях человеку кажется, что действие совершается по линии наибольшего сопротивления, хотя он мог направить его и по линии наименьшего сопротивления. Поэтому нравственные люди нередко гордятся победами над своей природой. С другой стороны, тот, кто отдается чувственным наслаждениям или природным склонностям, никогда не говорит, что победил в себе идеальные стремления. Например, лентяи не говорят, что противодействовали своему трудолюбию, пьяницы не утверждают, что боролись с трезвостью, и т.д. Здесь, вероятно, легко обнаружить и влияние личностной направленности и значимости ценностей, потому что интеллигентному человеку так же трудно оскорбить кого-нибудь, как невеже — не сделать этого. С помощью волевого усилия человек не уничтожает свои привычки или другие формы непроизвольной активности, а только изменяет их форму или подавляет внешнее проявление. Поэтому воля — это еще и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями. Воля — это способность человека управлять собой, осознанно регулировать свое поведение и деятельность. В ходе стремления к цели, т.е. в процессе волевого действия, и особенно после исполнения, следует его оценка. Оценка действий может даваться с разных точек зрения. Но нередко оценка может заключать в себе обобщенное, интегрированное отношение к поступку. В оценке отражено не только личное отношение, но и отношение к данному поступку наиболее близких и значимых для личности людей. Действительно, совершая какое-нибудь действие, мы всегда внутренне оцениваем, как к нему отнесутся близкие нам люди — друзья, родители, учителя и т.д. Именно такая оценка в наибольшей степени способна повлиять на наше поведение. Поэтому групповую оценку или отношение группы к человеку считают сильным средством для изменения его поведения. Оценка действия представляет собой суждения одобряющие, оправдывающие или порицающие, осуждающие принятие решения и совершенные действия. Оценка сопровождается особыми эмоциональными переживаниями удовлетворения или неудовлетворения совершенным действием. Волевое действие каждого человека несет свою особую неповторимость, так как является отражением его индивидуальности и относительно устойчивой структуры личности. Именно воля как осознанная организация и саморегуляция позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями, познавательным процессом. В рамках индивидуальных различий волевой сферы можно выделить качества, характеризующие как волевую сферу человека в целом, так и отдельные звенья волевого акта. Одной из обобщенных характеристик воли является ее сила. Силу воли нельзя выразить в килограммах или каких-то других физических величинах. Скорее ее можно назвать внутренней силой личности, хотя она может иметь и внешние проявления. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результаты при этом были получены. Именно препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, являются объективным показателем силы воли. Сила воли проявляется также и в том, от каких соблазнов и искушений отказывается человек, как умеет сдерживать свои чувства, не допускать импульсивных действий. Обобщенной характеристикой волевого действия является и целеустремленность. Под целеустремленностью понимают осознанную и активную направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленные люди осознанно и активно добиваются тех целей, которые поставили себе в жизни. Эти цели полностью ясны им, поэтому целеустремленный человек всегда знает, чего он хочет, куда идет и за что борется. По тому, насколько развита целеустремленность в человеке, можно судить и о содержании и уровне развития других волевых качеств, присущих ему: инициативность, решительность, энергичность, внушаемость, нерешительность, лень и т.п. Так как цели, которые человек ставит перед собой, могут быть более или менее отдаленными или непосредственно близкими, то различают целеустремленность стратегическую (т.е. умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами) и целеустремленность оперативную (умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процессе исполнения). Люди со стратегической целеустремленностью имеют твердые жизненные убеждения и идеалы, от которых не отступают в процессе достижения всех жизненных целей (они достигаются по единому плану действий). Люди, склонные к оперативной целеустремленности, умеют ставить ясные цели лишь для небольших действий, но при этом четко добиваются их, не отвлекаясь в процессе исполнения на посторонние дела. Такие люди добиваются цели каждый раз по новому плану, хорошо обдуманному и соответствующему ситуации. Они легко меняют средства достижения этой цели. Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Это люди — одержимые в лучшем смысле этого слова. Многие согласятся с тем, что начать какое-то действие — это самое трудное. Часто человек не в силах преодолеть инертность или укоренившиеся привычки и заставить себя сделать нечто новое и нужное. Бывает и наоборот: человек полон энергии и готов приступить к обдумыванию ярких, интересных идей, возникших у него в голове. Поэтому можно заключить, что первый, пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств, как инициативность, самостоятельность, независимость. Инициативность, как правило, основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, изменение привычного течения дел, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне. Инициативный человек способен начать любое дело в отличие от безынициативного, который уходит в тень, не предпринимая ничего сам и не меняя жизни вокруг себя. Поэтому именно инициативные люди часто становятся лидерами, объединяя людей своими идеями и предложениями. Инициативность тесно связана с самостоятельностью. Самостоятельность волевого человека проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основании своих взглядов и убеждений. Есть люди, которые легко загораются новой идеей и с энтузиазмом готовы броситься воплощать ее в жизнь, но их инициатива быстро гаснет, столкнувшись с мнениями и советами незаинтересованных в данном деле людей. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и, исходя из нее, ставят цель, не ожидая подсказок и указаний от других людей. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации. Инициативность, самостоятельность как волевые качества личности, с одной стороны, противостоят таким качествам, как внушаемость, податливость, инертность, но, с другой стороны, их надо отличать от негативизма — немотивированной склонности поступать наперекор другим. На этапе побуждения к волевому действию нельзя не отметить и такое качество воли, как выдержка. Выдержка позволяет затормозить действия, чувства, мысли, не подходящие в данной ситуации, не нужные в данный момент. Особенно трудно удержаться от импульсивного действия в эмоционально напряженной обстановке. Если человек сдержан, т.е. удерживается от отвлекающих действий, то можно сказать, что он обладает выдержкой. Сдержанный человек сумеет выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечит успех в достижении поставленной цели. По сути дела, выдержка — это проявление тормозной функции воли. В обыденной жизни понятие “выдержка” используется лишь применительно к эмоциональной сфере, когда хотят подчеркнуть способность человека внешне не проявлять свои эмоции. Однако здесь мы усматриваем ошибку в терминологии: в данном случае вместо понятия “выдержка” правильно будет сказать “самообладание”. Понятие “выдержка” гораздо шире, сюда относят и способность человека отказаться от участия в развлекательной игре до тех пор, пока не сделано дело, и умение взрослого обернуть в шутку недоразумение или конфликт и т.д. Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа борьбы мотивов и принятия решения, является решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность особенно важна там, где от своевременного принятия решения зависит успех дела. В жизни часто встречаются ситуации, когда нельзя медлить. Решительность проявляется в выборе и цели, и правильных действий, и средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний, и может казаться, что решительный человек легко и свободно выбирает цель. Однако это не так. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают цели действия, способы их достижения, переживая сложную внутреннюю борьбу, столкновение мотивов. Однако к нужному сроку все переживания отбрасываются, и своевременно принимается правильное решение. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения: для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия. Иногда люди, энергично и твердо принимающие решение, не выполняют его, обнаруживая нерешительность при попытке достичь поставленной цели. Существенной предпосылкой решительности является смелость как умение противостоять страху и идти на оправданный риск, обдумав до этого все плюсы и минусы выбранного пути. Однако решительность не означает безрассудства. Решительный человек умеет и задержать, и отложить выполнение действия, если обстоятельства не благоприятствуют этому, ожидая более удобного случая для реализации своих планов. Поэтому качеством, противоположным решительности, с одной стороны, выступает импульсивность, торопливость в принятии решения, когда человек не обдумывает возможных последствий своих действий, выбирает первую попавшуюся, иногда самую худшую цель. Недаром говорят: “Семь раз отмерь — один раз отрежь”. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости в процессе решения. Человек может долгое время перебирать различные варианты действий, вроде бы правильно оценивая все плюсы и минусы, но не может остановиться ни на одном из них, так как не хочет брать на себя ответственность. В некоторых случаях нерешительность и импульсивность сливаются в единое действие — торопливость в принятии решения. Человек стремится поскорее снять напряжение, сделав хоть какой-нибудь выбор, освободиться от навалившейся проблемы, “отмахнуться” от какого бы то ни было действия. Но так или иначе, инициативные, самостоятельные, решительные люди, выбрав цель, путь и средства ее достижения, приступают к выполнению поставленной задачи. Важнейшей характеристикой исполнительного этапа являются энергичность и настойчивость. Энергичные люди могут сконцентрировать все свои силы на достижении цели. Однако нередко энергичность наблюдается лишь на начальных этапах выполнения действия. У человека постепенно пропадает интерес к делу, и энергичность проявляется слабо. Поэтому иногда, когда требуются длительные усилия, энергичность может прогрессивно уменьшаться и проявляться слабо. Подлинно ценным качеством энергичность становится, лишь соединившись с настойчивостью. Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимания на упреки или противодействие других людей. Как и решительность, настойчивость имеет различные степени проявления, которые при чрезмерном развитии становятся противоположными качествами. Так, нередко люди умные и даже талантливые не способны отстаивать свои решения, при встрече с первыми препятствиями они считают их непреодолимыми и предпочитают лучше отступить, не тратить зря силы, чем настоять на своем. В русской литературе XIX в. создан особый образ героя — “лишний человек”. Это человек, принимающий хорошие решения, но не способный довести свои начинания до конца. В то же время настойчивость может утерять необходимую гибкость и перейти в упрямство, когда человек, невзирая ни на что, стремится настоять на своем. На первое место при этом обычно выходит важность, как производная глупости, а не доводы разума, логика, внешние обстоятельства. Нередко люди продолжают начатое дело только потому, что оно уже начато, хотя все доводы против этого. Глупость не позволяет им остановиться. Такие люди обладают неразумной волей, идут на поводу важности, ставят ее на первое место, а возможность быть полезным окружающему миру — на второе. Упрямые люди могут продолжать начатые действия, даже если они становятся бесполезными. Можно сказать, что упрямый человек, по существу, не владеет своей волей, так как это неразумная воля. Существенную роль в выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка. Принятые цели лишь тогда будут реализованы, когда личность контролирует свою деятельность. В противном случае обязательства и конкретное поведение резко расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов — над мгновенными импульсами и минутными желаниями, стремление к цели — над усталостью и т.д. Однако в зависимости от самооценки проявление и эффективность контроля существенно изменяются. Самооценка должна соответствовать требованиям самоконтроля: быть не завышенной и не заниженной. “Золотая середина” самооценки обеспечивает надежный самоконтроль. Отрицательная же самооценка ведет к тому, что человек будет преувеличивать свои отрицательные черты, потеряет веру в себя и совсем откажется от деятельности. А излишне положительное отношение к себе может привести к тому, что самоконтроль превратится в самолюбование. Человек перестает замечать все, кроме себя; все, что бы он ни делал, нравится ему, удовлетворяет его. Люди различаются между собой не только в зависимости от направленности производимых деяний, но также по тому, чему они склонны приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, — собственным усилиям и способностям. Если человек склонен приписывать причины своего поведения и свои деяния внешним факторам (сложившимся обстоятельствам, случаю, судьбе и т.д.), то говорят о внешней, экстернальной, локализации контроля. Исследования показали, что для лиц с экстернальной локализацией контроля характерна неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление откладывать реализацию своих намерений на неопределенный срок, безответственность, тревожность, подозрительность, агрессивность, легкая подчиняемость другим. Люди с внутренней, интернальной, локализацией контроля, как правило, принимают ответственность за свои деяния на себя. Выявлено, что люди, обладающие внутренней локализацией контроля, увереннее в себе, последовательнее и настойчивее в достижении поставленной цели, они склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны, независимы и т.д. Большинство отрицательных волевых качеств синтезируется в житейском понятии “лень”. У ленивого человека могут отсутствовать как соответствующие побуждения к деятельности, так и способность реализовать их на практике. Интересно, что многие люди, очень обидчиво относящиеся к констатации их недостатков, весьма легко признают за собой этот дефект, нередко используя его как своеобразную психологическую защиту, оправдание своего бессилия и неприспособленности к жизни. Управлять своими желаниями и эмоциями может только человек, способный к волевому усилию, умеющий владеть собой, властвовать над собой, сконцентрировав всё своё внимание. Внимание оказывается не просто одним из ряда феноменов мотивационно-волевой сферы, а явлением особого рода, занимающим специфическое место в бытии человеческого существа. Описанию природы внимания посвящена следующая глава.
Как усилить энергетическое поле?
ВНУТРЕННЕЕ ВНИМАНИЕ
|