Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность конкуренции как экономического явленияСтр 1 из 7Следующая ⇒ Теоретические аспекты конкуренции как экономического явления Сущность конкуренции как экономического явления
Современное производство и конкуренция невозможны без изучения и прогнозирования рынка. При этом такие понятия, как "рынок "и "рыночная экономика" нельзя приравнять. Ведь рыночной экономике характерны такие черты как: значительный уровень развития рынка; свободное предпринимательство, что подразумевает полную самостоятельность хозяйственной деятельности при экономической ответственности и рационализме; экономическая конкуренция, которая влияет на регулирование цен и предложение продукции; ценообразование, в которое вложены издержки производства, уровень спроса и предложения и т.п.[3. с.72]. Перед современным рынком ставится выполнение следующих функций: Регулирующая функция подразумевает регулирование всех объектов и субъектов рынка. Это проявляется в регулировании спроса и предложения, когда устанавливается равновесная цена. В процессе своей реализации данная функция говорит производителям, что производить, в каком объеме и по какой цене реализовывать, чтобы деятельность была прибыльной. Регулирующая функция через специальные сигналы показывает производителям, что делать. Рост цен на товар – это сигнал к увеличению производства. Регулирующая функция не обошла и потребителей. Различные цены на товар, определенное количество предложений дает право выбора для покупателей, таким образом, удовлетворяется потребность покупателей в данном товаре. Все это приведет к перемещению капитала из менее выгодных отраслей с более низкими ценами в более прибыльные отрасли. Ценообразующая функция рынка проявляется при соотношении спроса и предложения на товар при определенном уровне конкуренции на данном рынке. Ведь на рынке устанавливаются на определенный момент цены на товар, которые будут удовлетворять и производителя и покупателя. При этом цена изменяется под влиянием таких факторов как издержки производства, спрос покупателей, конъюнктура рынка [18, с. 83]. Стимулирующая функция проявляется в том, что каждый производитель стремится максимизировать прибыль, а покупатель минимизировать затраты. Это влечение приводит к тому, что производитель начинает использовать в производстве и торговле новые разработки по рациональному использованию ресурсов, достижения научно-технического прогресса, что приводит к снижению затрат, к повышению качества, к расширению ассортимента продукции и услуг. Распределительная функция находит свое проявление в доходах от реализации продукции. как говорится: «по работе и оплата». Производитель, который предоставил продукцию надлежащего качества, который стремится «идти в ногу» с потребностями рынка, не устанавливает высокие цены, и получает более высокий уровень дохода, чем его конкурент. Рынок выполняет и информационную функцию, т.е является источником информации как для производителей, так и для потребителей. Рынок представляет информацию о количестве товара на рынке, его производителях, ценах, качестве продукции, репутации производителей и т.д. Рынок выполняет и посредническую функцию между поставщиками сырья и производителями, между производителями и торговыми точками, между производителями (торговыми точками) и покупателями. Рынок выполняем и очищающую, т.е. санирующую функцию. С помощью специальных рычагов происходит очищение рынка от слабых звеньев (производителей, посредников, торговых точек), которые не эффективно работают и не имеют дальнейшей перспективы на данном рынке [14, с.152]. Для того, чтобы рынок успешно функционировал и выполнялись свои функции необходимо соблюдать: - свобода в осуществлении хозяйственно, экономической, предпринимательской деятельности; - установление рыночной цены на основе спроса и предложения; - экономическая конкуренция; - разнообразие форм собственности; - развитость инфраструктуры; - гибкое государственное регулирование рынка; - стабильная финансовая и денежная системы; - устойчивость политической обстановки [19, с. 172]. Важнейшим инструментом рыночной экономики является конкуренция. В энциклопедическом словаре Брокгауза приводится такое определение: “Конкуренция — это деятельность соперничества нескольких лиц в достижении одной и той же цели”. Применимо к проблемам современной рыночной экономики можно сказать, что конкуренция — это независимые усилия каждого из ряда предпринимателей с целью добиться приверженности к своей продукции со стороны одних и тех же групп потребителей [18, с. 266]. Современная наука политическая экономия выделяет три основные типа конкурентного поведения субъектов хозяйствования в условиях рынка: Креативный тип конкурентного поведения предусматривает обеспечение преимуществ соперникам за счет каких – либо новых компонентов рыночных отношений (новая продукция, новые технологии и т.д.). Особенностью этого типа являются коренные изменения в существующей структуре спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Приспособительное конкурентное поведение. Имеет место в тех случаях, когда предприниматель не уверен в своих инновационных возможностях. В этом случае он стремится скопировать достижения своих соперников и в первую очередь в области модернизации производства Гарантирующая конкурентная политика фирмы используется в том случае, когда предприниматель не может существенно изменить производственную и коммерческую программу, поскольку имеет слабую инновационную базу производства. Конкурентные преимущества в этом случае достигаются за счет повышения качества продукции, изменения её ассортимента, предоставления дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием и т.д. Конкуренция — явление сложное и многоплановое. Для ее характеристики необходимо детально проанализировать как основные типы конкуренции, распространённые в условиях современного рыночного хозяйства [4, с.552]. По мере развития рыночной экономики и конкуренции как одного из условий ее функционирования стало общепризнанным, что конкурентные позиции объектов определяются их конкурентоспособностью. Понятие конкурентоспособности в настоящее время имеет широкое применение в промышленности, экономике и предпринимательстве. Конкурентоспособность в широком смысле - это комплексное свойство, обусловлена совокупностью показателей, на основе которых формируются предпочтения потребителей. Безусловно, существует много теорий конкуренции и конкурентоспособности, множество теоретических подходов к исследованию этих экономических явлений. Коротко рассмотрим содержание основных теорий, ведь даже краткое изложение сути основных теорий конкуренции и конкурентоспособности необходим для осознания сути, видов и функций конкуренции как среды функционирования предприятия. В мировой практике для определения конкурентоспособности фирм широко используется теория равновесия фирмы и отрасли А. Маршала. Критерием конкурентоспособности согласно этой теории является наличие у фирмы, производящей товар или услуги, таких факторов производства, которые могут быть использованы с большей, чем у других фирм, эффективностью. В качестве стоимостных показателей по данным факторами рассматриваются процентные ставки по банковским кредитам, индексы закупочных цен на сырье, оборудование и т.п. Однако, как известно, эта теория рассчитана, прежде всего на основании идеальных, практически в реальности не существующие, условиях чистой или совершенной конкуренции. Поэтому считается, что для определения конкурентоспособности фирм в условиях реально существующих рынков и других видов конкуренции применить эту теорию трудно. Основы современных представлений о том, чем определяются направления и структура международных торговых потоков в условиях конкуренции, были заложены в теории учета межгосударственных различий в относительной обеспеченности факторами производства. Теория объясняет многие закономерности, наблюдаемые в конкретной среде международной торговли. Страны действительно выводят преимущественно продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Теория соотношения монополии и конкуренции сформировалась в начале XX века. Проблема соотношения монополии и конкуренции встала очень остро: появилось множество работ, в которых давались различные оценки взаимоотношений монополии и конкуренции. Международные монополии образуют мировое хозяйство, таким образом устраняется соперничество между странами как экономическое, так и политическое. В разных странах, стремясь захватить и поделить мировые рынки, промышленные монополии образуют единый мировой картель, обеспечивает планомерное регулирование мирового хозяйства. Монополистическая конкуренция явлением жестоким, чем свободная конкуренция, поскольку размеры конкурирующих предприятий огромны, а потери разрушительны [7, с. 5]. Господство монополий, с другой стороны, вызывает застой в техническом прогрессе, так как нет стимулов обновления производства. Следствием этого застоя является недогрузка мощностей, уничтожение продукции для поддержания монопольно высоких цен, в свою очередь, тормозит развитие производительных сил. Для характеристики и определения конкурентоспособности фирм в США и странах Западной Европы возникла теория эффективной конкуренции. Согласно этой теории эффективной конкуренции [19, с. 173]: факторы конкурентоспособности делятся на внешние (характеризуются такими показателями, как потенциал рынка его емкость; доступность рынка, вид товара; однородность рынка, государственное регулирование; структура отрасли, степень привлечения фирм в данную отрасль, возможность привлечения и использования новых технологий и т.п.) и экономические (характеризующие эффективность производственной, сбытовой и финансовой деятельности организации). Значительный вклад в развитие теорий конкуренции и конкурентоспособности внес М. Портер, который, в частности, сформулировал теорию движущих сил. Эта теория предполагает, что изменение параметров внешней среды определяет направление и интенсивность отраслевых изменений. К движущим силам, по мнению М. Портера, можно отнести: изменения в долгосрочном темпе роста отраслевой емкости рынка; изменения параметров сегментов потребителей; продуктовые инновации; технологические изменения; маркетинговые инновации; вхождение и выход из отрасли крупных организаций; распространение ноу-хау; усиления глобализации отрасли; изменения в удельных затратах и эффективности; изменения в предпочтениях потребителей и способах использования ими товаров и услуг, например, смещение интересов в область более стандартизированных и дешевых вариантов; изменения в государственном регулировании; изменения общественного мнения, стиля жизни; снижение или рост неопределенности и риска. Основные движущие силы отрасли (обычно их 3 - 4) называют доминантными.
|