Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
М е т о д и к а 2. Диагностика типа высшей нервной деятельности методом естественного экспериментаЦель Определить типы высшей нервной деятельности младших школьников, используя метод естественного эксперимента. Проведение Трех учащихся оставьте после уроков в классе для выполнения домашней работы (выберите для этого плохо справившихся с предыдущим заданием, но не отстающих в учебе школьников). Предложите им выполнять уроки по всем предметам в определенной (заранее продуманной) последовательности, а сами в это время проведите следующее наблюдение за каждым учеником (данные наблюдений фиксируйте в дневнике): как долго может работать, не делая перерыва? Влияют ли помехи (какие?) на концентрацию внимания во время выполнения задания? Как быстро утомляется, как борется с утомлением? Ярко ли проявляются чувства школьника в процессе выполнения домашних заданий (радость при успехе, раздражение при неудаче и т.п.)? Быстро ли меняются чувства во время выполнения работы? Как реагирует на трудности при достижении цели? Как относится к замечаниям учителя — сдержанно или бурно? Быстро ли включается в деятельность? Легко ли переключается с одного задания на другие? На основании этих наблюдений сделайте выводы: а) о силе протекания нервных процессов у каждого учащегося (1-3-й вопросы); б) об их уравновешенности или неуравновешенности (4-6-й вопросы); в) о степени подвижности нервных процессов (7-9-й вопросы). Сопоставив полученные данные, сделайте вывод о предполагаемом типе высшей нервной деятельности у каждого учащегося и соответственно о его темпераменте. Подумайте, какие рекомендации можно дать учителю по учету индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста в учебном процессе.
Методика 3. Изучение темперамента школьника методом наблюдения Цель Определение особенностей темперамента младшего школьника. План наблюдений 1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать: а) легко включается в работу; б) действует со страстью; в) действует спокойно, без лишних слов; г) действует робко, неуверенно. 2. Как реагирует на замечания учителя: а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое; б) возмущается тем, что ему делают замечания; в) выслушивает и реагирует спокойно; г) молчит, но обижен. 3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют: а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других; б) быстро, со страстью, но других не слушает; в) медленно, спокойно, но уверенно; г) с большим волнением и сомнением. 4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка: а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок; в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало; г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения. 5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу: а) бросает, потом опять продолжает работу; б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение; в) проявляет неуверенность, растерянность. 6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания: а) быстро соглашается; б) возмущается; в) остается, не говорит ни слова; г) проявляет неуверенность. 7. Как ведет себя в незнакомой обстановке: а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения; б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро; в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит; г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно. Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (таблица 1), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана. Таблица 1 – Схема наблюдения за темпераментом школьника
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты: а) сангвинический; б) холерический; в) флегматический; г) меланхолический.
|