Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ключевые термины
Спорт – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества. Физическая культура – часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Физическое воспитание – вид воспитательного процесса, специфика которого заключена в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека. Физическое совершенствование – процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей. Человеческий организм – сложная биологическая система, в которой все органы человеческого тела взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и в совокупности являются единой саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики, двигательных, вегетативных функций с различными условиями окружающей среды. Гомеостаз – поддержание динамического постоянства внутренней среды организма за счет приспособительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних факторов, нарушающих это постоянство. Адаптация – приспособление организма к общеприродным, бытовым, производственным, социальным условиям. Гиподинамия – ограничение двигательной активности. Мышечная работа – перемещение и поддержание положений тела и его частей за счет работы мышц, обеспечиваемой координацией всех физиологических процессов в организме. Динамическая работа – вид мышечной деятельности, который характеризуется периодическими сокращениями и расслаблениями скелетных мышц с целью перемещения тела или отдельных его частей, а также выполнения определенных рабочих действий. Статическая работа – вид мышечной деятельности, характеризуемый непрерывным сокращением скелетных мышц без видимых изменений их длины с целью удержания тела или отдельных его частей в определенной позе. Тренировка – систематическое воздействие физических упражнений на организм человека, служащее повышению работоспособности. Работоспособность – потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы. Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых воспитание и обучение должны играть ведущую роль. Спортивная форма – готовность спортсмена к выполнению того или иного упражнения в максимальном темпе и необходимой длительности. Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия. Мотивация (целенаправленная потребность) – физиологический механизм, побуждающий к определенному действию. Образ жизни – способ жизнедеятельности человека (индивида). Здоровый образ жизни – формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные и резервные возможности организма для наиболее эффективного выполнения человеком различных профессиональных функций. Установка – цель, направленность, состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Усталость – субъективное состояние индивидуума, для которого характерно психическое переживание, связанное с утомлением. Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что в свою очередь связано с количеством и качеством проделанной работы. Утомление – объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы происходит временное снижение работоспособности и ухудшение функционального состояния. Переутомление – невротическое состояние, возникающее при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с наличным при недостаточном или нерациональном отдыхе (плохой или неполноценный сон), а также при чрезмерной рабочей нагрузке. Работоспособность – способность человека выполнять определенную работу в течение длительного времени без снижения ее качества и производительности. Стресс – психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками. Двигательное умение – степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью. Зона физической нагрузки – режим нагрузки, ограниченный в выполнении упражнения какими-либо показателями: физиологическими (пульс, частота дыхания, потребление кислорода, накопление лактата в крови и др.) или педагогическими (скорость, темп, усилия и др.). Общая физическая подготовка – процесс совершенствования физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека. Специальная физическая подготовка – направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности. Спортивная подготовка – многосторонний процесс целесообразного использования знаний, средств, методов и условий, позволяющий направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Физические качества – функциональные свойства организма, характеризующие одаренность человека. Основные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда населения. Двигательная активность – оптимальное количество движений, выполняемых человеком в течение дня при активном участии всех органов и систем организма. Двигательная активность – главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма. Закаливание – система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления). Интенсивность – время, затраченное на выполнение конкретного объема работ, а также мощность (работа, выполненная за единицу времени). Общеразвивающие упражнения – упражнения, направленные на общее развитие организма, укрепление мышц и связок опорно-двигательного аппарата, укрепляющие мышцы ног, спины, живота, шеи, улучшающие подвижность плечевого пояса и позвоночника. Физическая нагрузка – определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающегося. Физическое самовоспитание – осознанная и целеустремленная работа человека над формированием физических качеств личности и опыта физической деятельности. Массовый спорт – занятия отдельными видами спорта или системами физических упражнений с целью рекреации, укрепления здоровья, повышения работоспособности в условиях физического соперничества. Спорт высших достижени й – различные формы организации и проведения систематических занятий, тренировок, соревнований, используемые с целью достижения максимальных спортивных результатов. Фитнес – комплексная система, направленная на формирование навыков здорового образа жизни. Психологическая подготовка – совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях. Тактика – совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований. Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Тактическая подготовка – подготовка, направленная на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Техническая подготовка – подготовка, направленная на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства. Физическая подготовка – подготовка, направленная на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма и развитие физических способностей. Врачебный контроль – комплексное медицинское исследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Диагностика физического состояния студентов – процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей студентов, истолкование и обобщение полученных данных об их здоровье и заболеваниях. Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Самоконтроль – самостоятельные наблюдения занимающегося за результатами влияния физических нагрузок на организм. Профессионально-прикладная физическая подготовка – специализированный вид физического воспитания, направленный на получение обучающимися оптимальной физической подготовки, необходимой для определенной профессиональной деятельности. Профессиональная адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям производства. Производственная физическая культура (ПФК) – целенаправленная, методически обоснованная система физических упражнений, профессионально-прикладных, оздоровительно-спортивных мероприятий, задачами которых являются повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности успешно действовать в условиях определенной трудовой деятельности, обусловленной особенностями и требованиями конкретного рабочего места. ПФК в рабочее время – производственная гимнастика в виде комплексов специальных гимнастических упражнений, используемых в режиме рабочего дня, с целью повышения общей и специальной работоспособности при производственно-трудовой деятельности. ПФК во внерабочее время – направление производственной физической культуры, задачи которого в основном носят рекреационный характер (оздоровительно-восстановительные процедуры после трудового дня, оздоровительно-профилактическая гимнастика, занятия в группах здоровья, общей физической подготовки). Профессиональные заболевания – аномальные отклонения в состоянии здоровья в результате воздействия отрицательных условий, особенностей профессиональных трудовых процессов. Профессиональное утомление – объективное снижение работоспособности, связанное с особенностями физических, психических и нервно-эмоциональных профессиональных нагрузок и условий труда.
Рис. 2. Формирование двигательных умений и навыков
Рис. 4. Средства ППФП студентов
Рис. 5. Структура ППФП студентов Рекомендуемая литература Основная литература 1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие для вузов [Гриф МО РФ] / КноРус, 2012. 240 с. 2. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учеб. пособие для вузов [Гриф МО РФ] / Ю. И. Евсеев. - 7-е изд. доп. и испр.- Ростов н / Д: Феникс, 2011. 444 с. 3. Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Формирование коммуникативной компетенции студентов в физкультурно-спортивной деятельности: учебно-метод. пособие / Т.А. Сапегина, Е.Б. Ольховская, Т.А. Бобылева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 94 с. Дополнительная литература 1. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. М.: Академия, 2006. 248 с. 2. Бароненко В. А. Основы здорового образа жизни: учебное пособие /В. А. Бароненко, В. Н. Люберцев, Л. А. Рапопорт. Екатеринбург: УГТУ, 2001. 410 с. 3. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. Челябинск, 2004. 171 с. 4. Грачев О. К. Физическая культура: учебное пособие / О.К. Грачев. / Под ред. доцента Е.В. Харламова. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н /Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 464 с. 5. Дубровский В. И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. Учеб. для студентов вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 1998. 480 с. 6. Ефимова И. В. Психофизиологические основы здоровья студентов: учеб. пособие / И. В. Ефимова, Е. В. Будыга, Р. Ф. Проходовская. Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2003. 124 с. 7. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход как методологическая позиция обновления профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Вестн. Учеб.-метод. об-ния по проф.-пед. образованию. Екатеринбург, 2005. Вып. 1(37). С.5-12. 8. Ильинич В. И. Физическая культура студентов и жизнь: учебник / В. И. Ильинич. М.: Гардарики, 2005. 366 с. 9. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: уч. пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. 10. Коростелев В.А. Организационно-методические особенности подготовки студентов вуза средствами баскетбола на занятиях физической культурой: учеб. пособие / В.А. Коростелев. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 65 с. 11. Кислицын Ю. Л. Физиологическое обоснование учебного процесса по физическому воспитанию учащейся молодежи (теоретические и методико-практические аспекты): учеб. пособие / Ю. Л. Кислицын, Л. Ю. Кислицына, И. А. Пермяков. М.: РУДН, 2006. 169 с. 12. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2004. 192 с. 13. Ольховская Е.Б, Сапегина Т.А. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: моногр. / Е.Б. Ольховская, Т.А. Сапегина, под науч.ред. А.С. Розенфельда. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 103 с. 14. Организационные и содержательные аспекты физической культуры в профессионально-педагогическом вузе. Учебное пособие / под ред С.А. Марчук, Т.А. Бобылевой – Екатеринбург: изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. 193 с. 15. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов / Р. Т. Раевский. М.: Высшая школа, 1985. 123 с. 16. Резер Т.М. Здоровьесбережение в профессиональной подготовке специалиста: Учеб. пособие. / Т.М. Резер. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2005. 120 с. 17. Рыбаков В. П. Биоритмы на службе здоровья / В. П. Рыбаков. М.: Советский спорт, 2001. 112 с. 18. Сомов Н. И. Основы методики самостоятельных занятий физической культурой и спортом / Н. И. Сомов, Ф. Г. Сомова. Екатеринбург: УГТУ, 1997. 103 с. 19. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. М., 2004. 400 с. 20. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / Н.А. Фомин. М.: «Теория и практика физической культуры», 2003. 383 с. 21. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2007. 480 с.
Задания к контрольным работам и методические указания для их выполнении по дисциплине «Физическая культура»
Подписано в печать Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл.печ.л. Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
|