Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации. Практическое занятие № 8Стр 1 из 13Следующая ⇒ ПЛАНЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Практическое занятие № 8. Своеобразие любовной лирики М. Цветаевой. 1. Объясните терминологическую сущность выражения «лирическая героиня». Какую эволюцию проходит образ лирической героини М. Цветаевой? 2. Проанализируйте разнообразные поиски лирической героиней своего положительного идеала: •ветреный поэт («Чародею», «Бывшему чародею», «Комедьянт»); • исключительно талантливая, поэтически одаренная личность (стихи, посвященные О. Мандельштаму, А. Блоку); • мужественный воин, рыцарь, защитник, у которого исключительно высоко развито чувство гражданского и человеческого долга (стихи, посвященные С. Эфрону, в том числе «Генералам двенадцатого года»); • удалой атаман, царь-самозванец («Стенька Разин», «Кабы нас с тобой - да судьба свела»). 3. В чем своеобразие лирического сюжета в произведениях М. Цветаевой? Прочитайте наизусть и проанализируйте два-три стихотворения («Чародею», «Генералам двенадцатого года», «Психея», «Две песни», «Пригвождена...», «Писала я на аспидной доске...»). 4. В чем своеобразие любовного конфликта в цикле «Стенька Разин»? 5. Определите художественные особенности цветаевской любовной лирики, подтвердите свою точку зрения примерами из текстов. 6. Проследите творческое развитие цветаевской традиции в русской поэзии второй половины XX в.
Литература 1. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. - Л., 1989. 2. Лосская В. Марина Цветаева в жизни: Неизданные воспоминания современников. - М., 1992. 3. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996. 4. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой. - Л.,1989. 5. Саакянц А.А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица - феникс. - М., 2000. 6.Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1966. 7.Труайя А. Марина Цветаева. - М., 2003. 8. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. - М., 1997. 9. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. - М., 1992. 10.Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в художественной речи. Тропы. Стиховедение /Л.В. Чернец, В.Б. Семенов, В.А. Скиба. - М., 2002. 11.Цветаева А.И. Воспоминания. - М., 1983. 12.Эфрон А. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. - М., 1989. Методические рекомендации При изучении темы необходимо остановиться на уточнении понятия «лирическая героиня». В ходе знакомства со стихотворениями следует обратить внимание на совершенствование навыка анализа стихотворного текста, рассмотреть не только проблематику, основные образы и изобразительно-выразительные средства, но и композиционные и ритмические особенности произведений. При анализе цикла «Стенька Разин» нужно указать учащимся на мощные фольклорные традиции в цветаевском творчестве.
Практическое занятие № 9. С. Есенин как представитель новокрестьянской поэзии. Поэтическое творчество С. Есенина
1. Расскажите об основных направлениях в русской поэзии начала XX в. Каковы особенности новокрестьянской поэзии какнаправления? Перечислите основных представителей этого направления, дайте общуюхарактеристику их творчества. 2. В чем своеобразие творчества С. Есенина после Октября? Каково отношение поэта к революции? Подтвердите свои рассуждения примерами из стихотворений. 3.Основные темы и мотивы поэзии С. Есенина и их эволюция. 4. Религиозные мотивы в лирике С. Есенина, их место и особенности. 5. Поэма «Анна Снегина»: история создания, проблематика, художественное своеобразие. 6. Поэма «Черный человек»: ее проблематика и художественное своеобразие. 7.Расскажите о развитии есенинской традиции в поэзии ХХ в.
Литература
1. В мире Есенина: Сборник статей. - М., 1986. 2. Есенин С.А. в воспоминаниях современников: в 2 т. - М., 1986. 3. Занковская Л.В. «Большое видится на расстояньи...» - М., 2005. 4. Марченко А. Поэтический мир Есенина. - 2-е изд. - М., 1989. 5. Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. - Л., 1990. 6. Наумов Е. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. - Л., 1973. 7. Харчевников В.И. Поэтический стиль Сергея Есенина (1910 - 1916 гг.): пособие по спецкурсу. - Ставрополь, 1975. 8.Шилова К.А. Традиции Есенина в современной советской поэзии. - Вологда, 1984. 9.Юдкевич Л.Г. Лирический герой Есенина. - Казань, 1971.
Методические рекомендации
При изучении творчества С. Есенина необходимо представить тот богатейший поэтический контекст эпохи, на фоне которого развивался и блистал есенинский талант художника слова. Для этого целесообразно кратко охарактеризовать основные направления в русской лирике начала ХХ века. Полезно провести сопоставительный анализ отдельных стихотворений С.А. Есенина и произведений других современных ему поэтов (например, Н. Клюева или А. Блока). Целесообразно остановиться на проблеме поэтических традиций в литературе XX в. Исследуя есенинскую традицию, логично обратиться к современной поэзии. Рассматривая своеобразие поэтического стиля С. Есенина, нельзя обойти вниманием особенности цветописи и звукописи.
|