Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Курс 1 семестр. Рабочую программу осуществляет: Лекции: к.и.н., доцент Новикова О.И. Практические занятия: к.и.н
Рабочую программу осуществляет:
Лекции: к.и.н., доцент Новикова О.И.
Практические занятия: к.и.н., доцент Новикова О.И.
| Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 4
Учебных часов - 144
лекций - 18, практических занятий - 36
КСР - 2
самостоятельная работа студентов - 52
|
№
П№ п/п
| Тема и содержание
| Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)
| Количество часов аудиторной работы
| Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка)
| Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач
| Количество часов самостоятельной работы
| Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лек/пз
| 18/36
|
|
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2) написание рефератов, докладов, эссе;
3) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;
Контроль самостоятельной работы обучающихся: проверка конспектов научной литературы.
Рубежный контроль: тестирование, контрольная работа.
Форма итоговой аттестации: экзамен.
|
| Тема 1. История в системе социогуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исторические источники.
1. История как наука, ее место в системе наук вообще, в системе социально-гуманитарных наук в частности.
2. Объект и предмет науки.
3. Теория и методология исторической науки (формационный, цивилизационный, аналитический методы).
4. Сущность и функции исторических знаний истории России как составная часть всемирной истории, её особенности. Составные части (направления) Отечественной истории.
5. Историография Отечественной истории.
6.Источники по Отечественной истории (письменные, вещественные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения анализа и сохранения исторической информации.
| лек/пз
| 2/2
| Осн.: 1-4. Доп.: 1, 3, 4, 6, 7.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. написание рефератов, докладов, эссе.
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;
3) проверка рефератов, докладов, эссе.
|
| Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире.
1. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Проблемы этногенеза в ранней истории славян в исторической науке.
2. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
3. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.
4. Христианизация; духовная и материальная культура Руси. Соседи Древней Руси в IX-XII вв. Международные связи древнерусских земель.
| лек/пз
| 2/4
| Осн.: 1-3. Доп.: 1-7.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет.
4. написание рефератов, докладов, эссе.
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;
3) проверка рефератов, докладов, эссе.
|
| Тема 3. Русские земли в XIII-XV вв. Европейское средневековье.
1. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология.
2. Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии.
3. Ордынское нашествие; иго и дискуссии о его роли в становлении Русского государства.
4. Экспансия Запада. Александр Невский. Русь, Орда и Литва.
5. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.
| лек/пз
| 2/4
| Осн.: 1-3. Доп.: 3-7, 13.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. написание рефератов, докладов, эссе.
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;
3) проверка рефератов, докладов, эссе.
|
| Тема 4. Россия в XVI-XVII вв. в контексте европейской цивилизации.
1. XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и ее экономические, политические, социокультурные причины.
2. Создание централизованного государства. Установление самодержавия в России. Крепостное право.
3. Россия в эпоху Ивана Грозного: поиск альтернативных путей социально- политического развития России. Опричнина.
4. «Смутное время» в истории России. Проблемы исторического развития в период «Смуты». Феномен самозванства. Воцарение династии Романовых.
| лек/пз
| 2/4
| Осн.: 1-3. Доп.: 1-7, 14-17.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. написание рефератов, докладов, эссе.
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;
3) проверка рефератов, докладов, эссе;
4) подготовка к тестированию.
|
| Тема 5. Россия в XVIII веке – веке модернизации и просвещения.
1. XVIII век в европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царство разума». Идеология Просвещения - идейная основа модернизации общественной жизни в Европе в новое время. Особенности российской модернизации.
2. Россия в эпоху Петра I. Реформированная Россия и Европа: соотношение уровней развития.
3. Причины, социально-политическая сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм.
4. Европейское Просвещение: духовная основа рационализма и модернизации. "Билль о правах", Конституция США и их влияние на европейскую мысль и радикализацию общественного сознания. Великая Французская революция.
5. Правление Екатерины II. "Просвещенный абсолютизм" второй половины XVIII века: его характерные черты, особенности и противоречия. Истоки и сущность дуализма внутренней политики.
| лек/пз
| 2/4
| Осн.: 1-3. Доп.: 1-8.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. написание рефератов, докладов, эссе.
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;
3) проверка рефератов, докладов, эссе;
4) тестирование.
|
| Тема 6. XIX в. в понятиях «модернизация» и «промышленный переворот».
1. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Роль международной торговли.
2. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
3. Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие.
4. Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева.
Россия в системе международных отношений.
5. Внутренняя политика Николая I.
6. Крестьянская, судебная, земская, городская, военная и другие реформы. Итоги и последствия реформ.
7. Социально-экономическое развитие страны в пореформенные годы.
8. Декабризм, либеральные и революционные тенденции в нем.
9. Общественные движения 30-х-40-х гг.
10. Народничество: основные направления, идеология, этапы организации и деятельности.
11. Рабочее движение в пореформенный период. Первые рабочие организации. Смена идеологических ориентиров в революционной борьбе: от народничества к социал-демократии и марксизму.
12. Основные приоритеты и направления внешней политики России во второй половине века.
| лек/пз
| 2/6
| Осн.:1-3.Доп.: 1-2, 8, 10, 13.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. написание рефератов, докладов, эссе.
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;
3) проверка рефератов, докладов, эссе.
|
| Тема 7. Россия на переломе столетий и исторических эпох. Реформы и революции (конец XIX в. – февраль 1917г.).
1. Новые явления в социально-экономическом развитии Европы и Северной Америки. Конец свободной конкуренции, образование промышленных и банковских монополий. Появление рабочей аристократии.
2. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.
3. Новая фаза общественного движения: образование политических партий, особенности их генезиса в России.
4. Причины, характер, особенности, этапы и итоги революции 1905-1907 гг.
5. Аграрная реформа П.А.Столыпина и его программа модернизации России.
6. Национальный вопрос в России в начале века и пути его решения.
7. Участие России в Первой мировой войне.
8. Альтернативы развития России после Февральской революции 1917 г.
| лек/пз
| 2/4
| Осн.: 1-3. Доп.: 1-4, 9-11.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. написание рефератов, докладов, эссе.
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;
3) проверка рефератов, докладов, эссе;
4) подготовка к контрольной работе.
|
| Тема 8. Россия и мир в новейшее время (1917 – конец XX в.). Россия и мир в XXI в.
1. Подготовка и проведение большевиками Октябрьского переворота. Причины победы большевиков и крах послефевральской демократии.
2. Заключение Брестского мира. Современные оценки.
3. Гражданская война: сущность, причины возникновения и основные этапы.
4. Политика «военного коммунизма»: сущность и последствия.
5. Итоги и последствия гражданской войны.
6. Социально-экономическое развитие страны в период НЭПа.
7. Форсированная индустриализация страны и насильственная коллективизация сельского хозяйства.
8. Внешняя политика СССР в предвоенные годы. Пакт СССР и Германии от 23 августа 1939 г. и его политические последствия.
9. Начало Великой Отечественной войны. Основные этапы войны. Причины поражения Красной Армии на первом этапе войны.
10. Консолидация антифашистских сил. Создание антигитлеровской коалиции и ее значение. Решающий вклад СССР в разгром фашисткой Германии и ее союзников.
11. Итоги и уроки войны. Цена победы.
2. Геополитические последствия второй мировой войны. Формирование двух мировых систем и их противостояние.
13. XX съезд КПСС. Попытки либерализации тоталитарного режима страны после смерти И.В.Сталина. Хрущевская «оттепель».
14. Стагнация политической и общественной жизни. Диссидентское, правозащитное движение.
15. Успехи и просчеты внешней политики. Афганская война и ее последствия.
16. «Перестройка» в СССР и ее крушение.
17. Россия на путях суверенного развития.
18. Переход к рынку: отпуск иен и приватизация
19. Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ.
20. Чеченская война: причины и последствия.
21. Россия в СНГ и мире.
| лек/пз
| 4/8
| Осн.: 1-3. Доп.: 1-2, 10, 11-12, 18.
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. написание рефератов, докладов, эссе.
|
| Текущий контроль:
1) опрос;
2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;
3) проверка рефератов, докладов, эссе;
4) контрольная работа.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
|