Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Невербальные звуковые средстваОдновременно с жестово-мимическими средствами коммуникации на доречевой стадии появляются и звуковые средства. Они развиваются параллельно, хотя с функциональной точки зрения не являются равноценными: ведущая роль принадлежит жестово-мимическому комплексу, а сопроводительная — звуковому. Тем не менее невербальные звуковые средства чрезвычайно важны, так как на их основе формируется артикулярная база, необходимая в дальнейшем для овладения речевыми звуками. Описанию особенностей артикуляции на доречевой стадии посвя-' щена большая литература (Бельтюков, 1977; Ветрова, 1972; Водейко, 1968; Джапаридзе, Стрельников, 1984; Салахова, 1971; Вац-Хеккерт с соавт., 1978; Truby, Lind, 1965). Однако иногда исследователи при анализе фактов доречевой стадии используют собственно лингвистические термины (слог, согласные и гласные фонемы, просодические признаки) (Тонкова-Ямпольская, 1964). Нам представляется более корректным вести обсуждение в терминах „во-каль и консонант", „гласноподобный и согласноподобный звуки", „слого-подобный сегмент", так как вокализации на доречевой стадии ни с артикуляционной, ни с функциональной точек зрения не являются речевыми звуками, а тем паче фонемами (Lepskaya, Bazzhina, 1987). Для описания и анализа вокализаций детей на доречевой стадии нами было проведено специальное исследование. Мы проанализировали вокализации 38 детей в возрасте от 3 до 11 месяцев. Большинство младенцев находились под нашим наблюдением в течение нескольких месяцев, некоторые наблюдались в определенные моменты их жизни (например, в возрасте 3 или 8 месяцев). Прежде всего следует отметить, что вокализации гуленья и гуканья представляют собой своеобразную „забаву", игру с речевыми органами. Ребенку доставляет удовольствие „говорить вслух". Однако эта игра очень важна для становления фонетической системы речи и в дальнейшем фонологической системы языка: именно на этих стадиях начинается формирование связи между звукопроизносительным аппаратом и слуховым анализатором (Жинкин, 1966). По мнению Ж. Пиаже, это важно как для воспроизводства, так и для восприятия звуков (Piaget, 1951). Анало- гичной точки зрения придерживается Д. Фра и. По его мнению, на доре-чевоЙ стадии ребенок делает две важные вещи: усовершенствует механизмы, необходимые для пользования речью, устанавливая соответствие между звучанием и артикуляцией, и упрочивает связь между моторной активностью и слуховыми впечатлениями (Fry, 1967), По данным Т. В. Базжиной, на этапе гуленья основным элементом вокализации является неструктурированный звук вокалического типа. Затем время звучания неструктурированного элемента сокращается за счет возникновения структурированного вокаля, что сопровождается появлением шумовых компонентов, из которых развиваются консонантические элементы. Вокалические элементы чередуются с консонантическими, образуя некоторую структуру Cv Vе (Базжина, 1985). Многочисленные повторения одних и тех же артикуляторных движений приводят к образованию длинных цепей, состоящих из чередований единиц Cv и Vе. Сегменты Cv и Vе мы называем слогоподобными и рассматриваем их как основные артику-ляторные единицы на доречевой стадии. При этом мы исходим из известного положения Н. И. Жинкина о том, что реальной единицей произнесения является слог, так как он обладает свойством нарастания интенсивности звучания до максимума и падения до минимума (Жинкин, J956). На доречевой же стадии таким свойством обладает слогоподобный сегмент. Поэтому становление гласноподобных и согласноподобных рассматривается внутри слогоподобного сегмента-
|