Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сопр-ие СемьиСОПРОТИВЛЕНИЕ. Сопр-ие внутри СС. С-ие к воздействиям внешней среды или к изменениям, к которым СС еще не готова. Рассматривается с 3х аспектов: 1) С т.з. структуры семьи 2) С т.з. семейной динамики: - застревание на одном из этапов жизненного цикла; - коммуникативные нарушения; - ригидность. 3) С т.з. семейной истории: - игнорирование, фальсификация или сокрытие важных фактов семейной истории; - следование семейным сценариям и шаблонам, когда необходимо творческое взаимодействие; - мифологизация важных событий и соответствующее семейному мифу поведение. 2. Сопр-ие Терапевта есть потеря нейтральности: 1) у Тер-та форма Сопр-ия часто бывает зеркальна семейному Сопр-ию, выражается в тех же позах, эмоциях, жестах. 2) Сопр-ие в форме внезапно возникающих у Тер-та чувств: - ком в горле; - вдруг боль, слезы, скука, раздражение; - пустота в голове, рационализация; - внезапные нехарактерные поведенческие акты (зевота). 3) Сопр-ие в форме усиления характерологических особенностей (обычно молчалив, и вдруг вообще слова сказать не может) 4) Сопр-ие в форме появления полностью необычного для Тер-та поведения: - вдруг начал думать "матом"; - срочно нужно в туалет. Когда Тер-т теряет нейтральность, он перестает видеть потребности семьи. Способы работы/обращения Тер-та со своим Сопр-ем: - сканирование своих чувств/мыслей/поведения, вопрос к себе: "Что со мной происходит?", быть в постоянном контакте с собой; - позаботиться о себе в процессе сессии - взять время подумать, прийти в себя - озвучить свои чувства семье; - супервизия; - котерапия; - заполнение РКС; - анализ сессии. Сопр-ие Семьи. 1)Сопр-ие на стадии знакомства (здесь Тер-ту нужно очень сильно вложиться в установление контакта): - один из членов семьи может отрицать необходимость терапии; - семья может хотеть переложить ответ-ть за необходимость терапии на Тер-та; - "молчание", незаинтересованность в контакте. Что делать: - семья очень тревожится, у нее нет объективных оснований доверять Тер-ту. Нужно попытаться снизить уровень тревоги. Напр.: "Мы не оцениваем, кто плохой, кто хороший, мы здесь, чтобы всем из вашей семьи жилось лучше." - вернуть ответ-ть семье: "Договоритесь здесь и сейчас, нужна ли вам терапия." (наблюдаем за коммуникациями, пока они договариваются); - признать за каждым право сказать "нет"; - дать технику/задание, чтобы посмотреть, как взаимодейстуют и получить материал для интерпритации (напр. социограмму); - открытость, искренность, вовлеченность, эмоциональная поддержка Тер-ом семьи. 2) Проблемная стадия 2: 1. Семья с ИП/"козлом отпущения": - выявляем Циркулярную послед-ть; - доносим до семьи, что это дисфункция всей семьи порождает "козла отпущения" - здесь можем использовать Тест Геринга, технику "Позитивная Коннотация" 2. Форма Сопр-ия "Готовое объяснение": - здесь ответ-ть за дисфункцию перекладывается на другого; - приводим семью к системному видению. 3. Сопр-ие в форме дилегирования полномочий: - один из членов семьи - эксперт в проблеме, рассказывает о ней, остальные - не вовлечены, скучают; - задача: включить всех членов в обсуждение, заставить всех поговорить и обсудить; - демонстрируем уважение к мнению каждого. 4. Сопр-ие в виде "заморожености чувств": - задаем вопрос: "Что с вами происходит?" - говорим про свои чувства; - даем обратную связь: "Мне кажется, что...." - расшатываем: метафора, анекдот, притча, можно - задание, сделать что-то живое, напр., нарисовать рисунок. 5. Сопр-ие в форме наличия "Семейной тайны": - стратегия: "Что случилось бы, если бы тайна стала известна всем присутствующим?" 6. Сопр-ие в форме отрицания семейной проблемы: - даем поддержку и подтверждение того, что у них — хорошая семья, только потом идем в обсуждение проблемных областей; - дискуссия «Как семья понимает, что такое проблемная ситуация»; - задаем волшебный вопрос: «Если вдруг проблема пройдет за ночь, то какой будет ваша жизнь?» 7. Переключение внимания/забалтывание/ругань: - почему они это делают? - им небезопасно, нужно повысить уровень доверия; - «Мне кажется, мы говорим не совсем о том, с чем вы пришли. Что вы сейчас чувствуете?» - наблюдаем за коммуникациями, потом возвращаем то, что увидели; - вводим правило: все коммуникации здесь через меня.
3) Сопр-ие на стадии определения целей терапии: - семья должна сформулировать общий запрос на терапию, все члены семьи должны согласиться на терапию; - у семьи могут быть неадекватные ожидания от терапии, необходимо их развеять: «Терапия — это не волшебство, а работа.»; - если семья говорит, что проблема непреодолима, задаем вопрос «Почему вы так думаете?» «Вы уже столько всего сделали для того, чтобы решить проблему, где вы взяли силы на это?» - вопрос про ресурсы. 4) Сопр-ие на стадии Заключения контракта: согласие семьи может быть чисто формальным. 5) Сопр-ие на стадии формулир-ия и проверки Гипотез может выражаться в - Сверхгибкости (формальная гибкость демонстрируется семьей), здесь Тер-ту следует показать, что он видит несогласие семьи; - Сверхригидности — это значит, что Тер-т не учел чего-то важного, он вместе с семьей исследует, где что не так. 6) Сопр-ие на этапе психотерап-го вмешательства может выражаться в слабом интересе или равнодушном согласии. Что делать: - используем парадоксальный метод: «У вас и так все хорошо, вам не надо ничего менять!» - провокативный метод (??) - «Тема нелегкая, а вы так легко все воспринимаете....» Семья приходит с невыполненным Д/З, варианты реакции Тер-та: - «Вы отвечаете за свое будущее, вы решаете делать Д/З или нет» - «Стабильность — это хорошо, может быть, вам и не нужно ничего менять» - можно быть директивным и заставить выполнять Д/З прямо на сессии. Семья вступает в прямую конфронтацию с Тер-ом: важно выдерживать, т. к. семья проверяет Тер-та на устойчивость, сможет ли он выдерживать и контейнировать их эмоции: «Мне кажется, мы сейчас ссоримся, вы часто так общаетесь между собой?» Семья сомневается в компетентности Тер-та: - начале нужно хорошо представиться; - на вопросы типа «А вы-то замужем?» «А у вас-то дети есть?» можно ответить «А как нам это поможет в нашей работе?» - «Я здесь не для того, чтобы делиться собственным опытом, у меня есть специальное образование, я знаю особенности семейных проблем и у меня есть идеи об их решении». ПОМНИТЬ! Всем этим семья спрашивает вас: «А вы вообще выдержите то, с чем мы к вам пришли?» 7) Сопр-ие завершению терапии: - не хотят расставаться, т.к. не верят в свои собственные силы — поддерживаем, говорим, что могут вернуться в терапию, как только захотят; - расстаемся постепенно — назначаем встречи с большими интервалами во времени; - если не пришли на последнюю назначенную встречу — скорее всего не умеют завершать отношения. ИНДУКЦИЯ — Тер-т входит в СС, придерживаясь ее правил, т. е. теряет нейтральность. ПРАВИЛО: нарушать правила семьи, называть вещи всоими именами, идти туда, куда страшно. Семья может попытаться Триангулировать Тер-та с помощью лести например, тогда Тер-т может включиться и начать решать проблемы семьи вместо них. НО! Задача — не делать за них, а научить их самостоятельно решать свои проблемы! СОПРОТИВЛЕНИЕ (системное видение) — это коммуникативное послание СС Тер-ту (способ сотрудничества), нужно расшифровать это послание и найти адекватный ответ.
|