Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственный бюджет и его функцииГосбюджет – главный финансовый план государства, в котором отражаются его доходы и расходы на конкретный период (на год). Функции госбюджета: 1. Перераспределение НД (от 20 % до 60 % НД перераспределяется в разных странах через госбюджет. 2. Стабилизация национальной экономики. 3. Осуществление государственной социальной политики. Бюджетная система Республики Беларусь: · Республиканский бюджет, · местные бюджеты. Принципы построения бюджета: 1. единства (сосредоточение в госбюджете всех расходов и доходов государства), 2. полноты (учёт по каждой статье всех доходов и расходов), 3. реальности (госбюджет должен учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию), 4. гласности (как условие соблюдения прав человека). Расходная часть госбюджета. Существуют разные классификации государственных расходов: 1. Трансформационные расходы – государственные инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, з\пл, трансфертные расходы – расходы как прямая передача средств. 2. Функциональный принцип распределения расходов (по целевому назначению). · военные, · экономические, · на социальные цели, · на внешнеэкономическую деятельность, · на содержание государственного аппарата управления. Государственные доходы: 1. Н алоговые и неналоговые доходы. 2. О бычные и чрезвычайные доходы. Главное – налоговые поступления. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. Функции налогов: 1) фискальная (аккумуляция средств в госбюджет), 2) регулирующая, 3) стимулирующая. С понятием “налоги” связано понятие “налоговая система”. Налоговая система – это совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения. Принципы построения налоговых систем определил ещё А.Смит: 1) справедливость, 2) эффективность (минимальные негативные последствия для распределения ресурсов), 3) простота и дешевизна. Для соответствия всем этим принципам современные налоговые системы исполняют различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки. Налоги: 1. В зависимости от объекта обложения: · прямые (устанавливаются на доход и имущество): подоходный налог, налог на прибыль, на социальное страхование; · косвенные (налоги на товары и услуги, включаемые в их цену): НСО, НДС, акцизы на наследство, на ценные бумаги. 2. В зависимости от органов взимания: · государственные (подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины); · местные (поимущественные налоги, акцизы). 3. По направлению: · общие (в госбюджете) – обезличены · специальные (целевые) – на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС). Каждый налог содержит следующие элементы: · субъект (физические и юридические лица), · объект (доход, имущество), · налоговый оклад (сумма налога с одного объекта), · источник (заработная плата, прибыль), · налоговые льготы (полное или частичное освобождение от налога), · единица обложения (единица измерения объекта), · налоговая ставка (величина налога с единицы измерения). Способы изъятия налогов: 1) кадастровый (по реестру), 2) декларационный (после получения доходов), 3) у источника доходов (до получения дохода) – заработная плата, наследство, 4) в процессе потребления (сборы с владельцев автомобильных транспортных средств). Известна модель “кривая Лаффера”, ставящая вопрос об оптимальной величине налоговой ставки.
При r0 = max.R. Дальнейшее увеличение налоговой ставки сопровождается уменьшением налоговых поступлений. При r = 100 % производство становится бессмысленным. Лаффер считал, что государство должно изымать не более 30 % дохода предприятий и населения. 64.Государственный долг: внутренний и внешний. Бюджетный дефицит и государственный долг – взаимосвязанные проблемы. Покрывая бюджетный дефицит, правительство занимает средства у населения и фирм, продавая государственные облигации. Государственные облигации (ГКО) – это обязательство выплатить её владельцу в определённый момент (в будущем) определённую сумму денег. Увеличение бюджетного дефицита → ↑ государственного долга. Показатели задолженности: 1. Показатели, характеризующие долговое бремя в долгосрочном периоде, т.е.: - (сумма долга / ВВП)*100 % - (сумма долга / сумма экспорта)*100 % 2. Показатели потока: - (сумма обслуживания долга / ВВП)*100 % - (сумма обслуживания долга / экспорт Т и У)*100 % Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга: - бремя государственного долга → уменьшаются инвестиции, уменьшается запас капитала в экономике, снижается уровень жизни в экономике, возникает эффект вытеснения. -увеличиваются налоги, снижается эффективность распределения ресурсов в экономике. -увеличивается инфляция. 65.Налогооблажение: сущность, принципы. Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а также равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, поэтому размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство также определяет меры взыскания за невыполнение данного закона. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт, составляющих их юридическую характеристику. Принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом в форме четырех положений, с которыми, как правило, соглашались последующие ученые-экономисты: Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства. Принципы А. Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами» налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени: · уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (т.е. чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм); · необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации; · обязательность уплаты налогов, налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа; · система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги; · налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям; · налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.
|