Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К стр. 409⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 1 Слова Ивана Карамазова из романа Достоевского «Братья Карамазовы» (См. примечание 3 к стр. 63). К стр. 410 1 «Il principe» («Государь») — знаменитая книгаМакиавелли, оправдывающая любые методы управления государством в борьбе за установление сильной власти. «Anti-Machiavel, ou essai critique sur «Le prince» de Machiavel» («Антимакиавелли, или критический очерк о «Государе» Макиавелли») — сочинение Фридриха II. 2 Выражение, употребленное Мельхиором Гриммом в его рукописном журнале «Correspondance littéraire, philosophique et critique» («Литературная, философская и критическая корреспонденция»), который он издавал в Париже в 1753 — 1792 гг. См. Настоящее издание, т. II, примечание 3 к стр. 47. К стр. 411 1 См. примечание 1 к стр. 375. 2 В своих книгах «При свете совести» (1890), «Религия будущего» (1905) и др. Минский — один из организаторов реакционного «Религиозно-философского общества» в Петербурге — развивал свою мистико-философскую систему, так называемый «меонизм» (от греческого слова «несуществующее»). К стр. 414 1Кащей — главный персонаж комедии А. Сумарокова «Лихоимец». К стр. 415 1 О 3. Гиппиус Плеханов говорит подробно в статье «Искусство и общественная жизнь» (см. Соч., т. XIV, стр. 161—168) и «Литературное наследие Г. В. Плеханова», сб. III, стр. по именному указателю). 2 Цитата из поэмы Гейне «Германия (Зимняя сказка)» (Генрих Гейне, Избранные произведения, Гослитиздат, 1950, стр. 591). К стр. 417 1 Цитата из статьи Минского «Социал-гуманизм» (см. Минский, На общественные темы, Спб. 1909, стр. 55. У Плеханова страница указана неправильно). 2 См. Г. В. Плеханов, Соч., т. XIV. О взглядах Герцена на мещанство, стр. 261 — 286. 3 См. в русском переводе: Эрнест Ренан, Будущее науки, т. I, Киев, 1902, стр. 8. 4 Калибан и Просперо — действующие лица из пьесы Шекспира «Буря» (В. Шекспир, Избранные произведения, Гослитиздат, 1950, стр. 595-623). Калибан — получеловек, получудовище, укрощенное мудрым волшебником Просперо. Ренан в драме «Калибан» изобразил в лице последнего торжествующую демократию, одержавшую верх над наукой и искусством в лице Просперо и Ариэля (см. Эрнест Ренан, Калибан, философская драма, М. 1906). К стр. 418 1 Парнасцы — группа французских поэтов второй половины XIX в., издававшая альманахи «Современный Парнас». В группу входили Леконт де Лиль, Т. де Банвиль, X. М. Эредиа и др. Творчество парнасцев явилось одним из проявлений реакции, наступившей после декабрьского переворота 1851 г. (coup d'Etat Наполеона III). Для парнасцев характерно полное игнорирование социальной борьбы и стремление каполитичному искусству, «искусству для искусства», с его культом художественной формы и отрицанием содержания. 2 Из стихотворения Пушкина «Поэт и толпа» (см. А. С. Пушкин, Полное собрание сочинений, т. III, АН СССР, 1949, стр. 87). К стр. 419 1 Из письма Флобера к Ренану от 19 — 26 мая 1876 г. (G. Flaubert, Correspondance, 7-е serie, Paris 1923, p. 298) (Г. Флобер, Переписка, 7-я серия, Париж 1923, стр. 298). 2 См. Ж. К. Гюисманс, Наоборот, М. 1906. В одной из заметок, озаглавленной «О форме», Плеханов пишет: «А rebours» — декадентство, крайний индивидуализм. Надоедает и это. Конец Гюисманса: крайний мистицизм. Это почти типично, не все кончают мистицизмом, но все увлекаются «непонятным», «иррациональным», и этим объясняются все шалости» («Литературное наследие Г. В. Плеханова», сб. III, Соцэкгиз, 1936, стр. 206 — 207). 3 См. Г. В. Плеханов, Соч., т. XXIII, стр. 414 — 445. 4 См. очерк «Герцен» в кн.: Н. Страхов, Борьба с западом в нашей литературе, кн. I, Киев 1897, стр. 1 — 137. К стр. 421 1 Цитированная Плехановым книга Минского носит заглавие «Религия будущего», а не «Новая религия». 2 В 1905 г. Минский короткое время был формальным редактором большевистской газеты «Новая жизнь». 3 Из всех перечисленных Минским представителей русского символизма, приветствовавших революцию 1905 г., только А. Блок и В. Брюсов не отреклись от нее в эпоху реакции и после Великой Октябрьской социалистической революции решительно перешли на сторону народа. 4 «Мир искусства» — декадентское, формалистическое художественное объединение, возникшее в Петербурге в 90-х годах XIX в. Типичными представителями его были А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, С. П. Дягилев, К. А. Сомов, Н. К. Рерих. Общим для них была проповедь «искусства для искусства», крайний индивидуализм, яростные нападки на русское реалистическое искусство. 5 Имеются в виду сатирические журналы «Жупел» и «Адская почта» (см. Н. Соколова, «Мир искусства», М. — Л. 1934, стр. 175). К стр. 422 1 В 1905 г. Репиным написаны картины: «Красные похороны», «У царской виселицы», «Разгон демонстрации» и галерея портретов членов Государственного совета, написанная в сатирической манере. 2 Прерафаэлиты — группировка английских художников и писателей середины XIX в., положившая начало реакционно-романтическому течению в английской культуре — «прерафаэлизму». Идеологом этого течения был Джон Рёскин. 3 Цитата из статьи Минского «История моего редакторства», вошедшей в сборник его статей «На общественные темы», Спб. 1909, стр. 194 — 195. 4 См. «Oeuvres complètes de Charles Baudelaire. L'art romantique». Paris 1925 («Полное собрание сочинений Шарля Бодлера. Романтическое искусство», Париж 1925), стр. 185. В той же статье Бодлер говорит: «Ребяческий утопизм школы искусства для искусства, исключавшей мораль и часто даже страсть, безусловно был бесплоден» (стр. 184]. К стр. 423 1 «Oeuvres complètes de Charles Baudelaire. L'art romantique», Paris 1925, стр. 296. 2 См. «Oeuvres completes de Charles Baudelaire. Curiosités esthétiques», Paris 1923 («Полное собрание сочинений Ш. Бодлера. Эстетические курьезы», Париж 1923), стр. 191 — 192. 3 См. там же, стр. 226 — 227.
|