Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие культуры; соотношение общества и культуры⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Современные культурологи отмечают наличие свыше 600 различных определений культуры. Сложность ее концептуально-теоретического анализа объясняется многозначностью данного термина. В философской литературе понятие «культура» часто определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, как процесс освоения, гуманизации, облагораживания человеком природы и всего того, что он находит естественно данным, стихийно возникшим в окружающей среде, обществе и себе самом. В современной философии можно выделить несколько основных философско-методологических подходов к исследованию культуры: аксиологический, системно-деятельностный, структурно-семиотический, психоаналитический, экзистенциально-герменевтический, игровой. Аксиологический подход. В рамках данного подхода культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Системно-деятельностный подход. Согласно данному подходу культура определяется как специфический способ человеческой деятельности, система особых средств решения встающих перед людьми проблем. Структурно-семиотический подход. С точки зрения этого подхода культура рассматривается как универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. Психоаналитическая концепция культуры складывается на основе философской интерпретации идей З. Фрейда, который понимал культуру как механизм социального контроля бессознательных психических процессов. Экзистенциально-герменевтическое понимание культуры означает рассмотрение ее как уникального способа человеческого существования. Игровая концепция культуры предполагает рассмотрение культуры как сферы нравственно-эстетических ценностей, способа и результата духовной деятельности и развития человека. Принято выделять две основные сферы существования и развития культуры – материальную и духовную. Материальная культура включает в себя все созданные человеком материальные объекты – орудия и средства производства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности, предметы повседневного обихода, средства коммуникации и транспорта и т.д. Материальную культуру иногда отождествляют с цивилизацией. Духовная культура представляет собой систему знаний, идей и представлений, моральных, религиозных и социальных ценностей, произведений литературы и искусства, являющихся продуктом духовного развития человека, его интеллектуальной деятельности, научного и художественного творчества. К числу основных социальных форм культуры можно отнести элитарную, народную, массовую культуру, а также различные субкультуры и контркультуру. Социально-экономическими основаниями культуры являются уровень развития производства, характер социально-экономических отношений, материальное благосостояние общества. Сложность процесса социальной детерминации культуры проявляется в том, что связь между общественными условиями и культурой нелинейна, многообразна, исторически конкретна.
Дополнительная литература
1. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн., 1997. 2. Барулин, В.С. Социальная философия: учебник / В.С. Барулин. – М., 1999. 3. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. – М.,1990. 4. Гобозов, И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И.А. Гобозов. – М., 2007. 5. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М., 1995. 6. Данилов, А.Н. Социология власти: теория и практика глобализма / А.Н. Данилов. – Мн., 2001. 7. Качан, М.С. Философия культуры / М.С. Качан. – СПб., 1996. 8. Луман, Н. Власть / Н. Луман. – М., 2001. 9. Момджян, К.Х. Введение в социальную философию / К.Х. Момджян. – М., 1997. 10. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. – М., 1996. 11. Тавризян, Г. Техника, культура, человек / Г. Тавризян. – М., 1986. 12. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. – М., 2002. 13. Философия техники: история и современность. – М., 1997. 14. Яскевич, Я.С. Социальная философия: антиномии человеческого бытия / Я.С. Яскевич. – Мн., 2005.
|