Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
V. Общение короткими фразамиВ начальный период работы по устранению заикания обычно соблюдается щадящий режим речи. На логопедических занятиях в это время в основном говорит логопед. Самостоятельная речь детям разрешается только в форме коротких ответов и вопросов (одно-два слова) с опорой на зрительное восприятие (игрушки, куклы-бибабо, картинки, самоделки детей и т.д.), затем с помощью наводящих вопросов. Дети приучаются внимательно слушать обращенную к ним речь, обдумывать ответ, кратко отвечать, подражая четкой правильной речи логопеда. Чрезмерно ускоренную речь детей важно перевести на естественный темп, поэтому необходимо научить их правильно и четко артикулировать звуки, делать опору на ударные гласные в словах; продолжать работу над дыханием. Специальные игры дают возможность не только воспитывать правильный речевой навык, но и постоянно делать необходимые указания по технике речи, исправлять запинки, не привлекая внимание ребенка к его речевому дефекту. На протяжении всего периода создается игровая ситуация «В Стране кратких ответов». Объявленное детям пребывание в этой стране может длиться от двух недель до одного месяца. Общее и речевое состояние детей в логопедической группе покажет, когда можно будет перейти к следующему этапу исправления речи. Известно, что под влиянием различных причин (перенесенные болезни, нервные перегрузки...) бывают рецидивы заикания. Восстановлению нормальной речи помогут вновь созданный режим относительного молчания и игры, требующие кратких ответов. Предлагаются следующие игры для тренировки правильной речи в этот период. 1. «Приезд в Страну кратких ответов». Дети выстраиваются друг за другом. По команде логопеда двигаются по кабинету, изображая поезд (чу-чу-чу). Остановка. На длительном выдохе они хором произносят: «ууу...», изображая гудок паровоза. Логопед (обращается к детям). Здравствуйте! Мы приехали в Страну кратких ответов. Здесь все жители говорят кратко, отвечают на вопрос только одним-двумя словами. И вы не торопитесь сразу отвечать. Сначала внимательно послушайте, о чем вас спрашивают, а ~затем постарайтесь кратко и четко ответить. Мы сегодня так играем — всегда кратко отвечаем. Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим. Логопед (показывает двух нарядных кукол). Познакомимся с жителями Страны кратких ответов. Это разные куклы. Они молчат, а мы за них поговорим. (Показывает куклу-мальчика.) Какое имя можно дать этому мальчику? Отвечайте кратко — только одним словом. (Логопед спрашивает каждого ребенка, добивается четкого произношения слов на выдохе и опоры на ударный гласный звук. Выбирается имя для куклы.) — Как выглядит Петя? Веселый он или грустный? (Веселый.) А как еще можно сказать про веселого человека? Дети. Радостный. Логопед. Мне кажется, он любит озорничать. Значит, как можно назвать Петю? Дети. Озорник. Шалун. Логопед. Какого цвета у него волосы? Дети. Светлые. Логопед. А кто точнее скажет? (Рыжие.) Какие у него глазки? Дети. Голубые. Большие. Веселые. Логопед. Как одет Петя? Что это? Дети. Курточка и т.д. Логопед (ставит перед куклой разные игрушки). Во что играет Петя? Дети. В футбол. Логопед. Как он помогает старшим? (Появляется игрушечная щетка.) Отвечайте кратко: одним-двумя словами. Дети. Подметает пол. Логопед показывает куклу-девочку. Дети рассматривают ее и описывают, отвечая на вопросы логопеда. Затем логопед ставит перед куклой игрушечную посуду, лейку, сумку и т. д. Вызванные дети выходят к столу и, используя разные игрушки, изображают, как куклы ходят в гости друг к другу, как они подметают, поливают, пьют чай, как Петя и Нина вместе играют. Как Петя чинит для Нины коляску и т. п. Логопед своими вопросами и добавлением новых игрушек направляет игру и речь детей. •*" 2. «Прогулка в лес». На различных этапах речевой работы /возможны разные варианты этой игры. / I вариант. Дети прячутся за стульчиками, расставленными произвольно по кабинету («разбрелись по лесу»). Ведущий ищет и окликает играющих по очереди. Каждый ребенок, услышав свое имя, поднимается, складывает руки рупором и произносит: «Ау!» Логопед добивается длительности выдоха, звучности голоса, точности артикуляции («Тебя не слышно, Вова, отзовись еще I раз!»). Ч, II вариант. Условия игры те же. Игру ведут сами дети, по III вариант. Перед «прогулкой в лес» логопед раскладывает Логопед. Мы идем в лес. Малину мы будем собирать в... (показывает кружечку). Дети (хором или по одному). В кружечку. И т.д. Затем ведущий (в зависимости от этапа речевой работы — логопед или кто-нибудь из детей) каждому из играющих задает вопрос: «Что ты возьмешь с собой в лес?» Ответы — однословные или короткими предложениями, в зависимости от уровня требований на данном этапе и от состояния речи ребенка. Когда ребята «собирают грибы», «ищут ежика под елкой» и т. п., логопед вопросами направляет игру и речь детей («Где ты увидел ящерицу?», «Какие цветы ты собрал?» и т. п.). Ответы должны быть громкими, четкими; как можно более разнообразными, короткая фраза — на одном выдохе. 3. «Посмотри и назови». У логопеда — набор картинок, На последующих занятиях игра проводится с картинками, названия которых начинаются с гласных о, э и т. д. Чтобы удлинить речевой выдох и закрепить навык свободного вступления в речь после паузы, детям предлагаются для заучивания короткие стихи. Первое слово в стихе начинается на соответствующий ударный гласный. Стихи даются в естественном, но неторопливом темпе. Эти стихи — материал для игры «Парад букв» (см. с. 82). 4. «Найди главный звук». На столе разложены картинки, 5. «Придумай сам». Упражнение 1. Логопед показывает, Упражнение 2. Дети сами предлагают друг другу гласные звуки, на которые придумывают соответствующие слова. Выигрывает тот, кто на выдохе и четко произносил придуманное слово.
6. «Угадай, что там?» Логопед показывает детям по очереди 7. «Строим город». Группа детей располагается вокруг стола Логопед. Что это? Ребенок. Ящик. (Строительный набор.) Логопед. А что внутри? (Отодвигает крышку.) Ребенок. Кубики. Логопед. Как называется эта фигура? Ребенок. Кубик. Логопед. Какого он цвета? Ребенок. Желтый. Логопед. Как называется эта фигура? Ребенок. Пластина. Прямоугольник. Дети рассматривают и называют все детали строителя. Логопед подсказывает неизвестные детям слова (призма, цилиндр и т.д.). Логопед. Что можно построить из этих кубиков? Ребенок. Домик. Башню. Логопед. Игорь, что ты хочешь построить? Ребенок. Машину. Логопед. Что ты возьмешь сначала? Ребенок. Кубик. Логопед. Какого он цвета? Ребенок. Синего. Логопед. Что это будет? Ребенок. Кабина... Дети строят разные домики, машины, располагая их так, чтобы на столе возникли улицы игрушечного города. Во время игры продолжается беседа. Вначале вопросы задает только логопед, а затем по образцу, данному логопедом, дети задают вопросы друг другу. При завершении игры логопед отмечает тех, кю„хорошо строил и красиво говорил. 8. «Посмотри и ответь». Логопед показывает большую сюжет 9. «Посмотри и запомни». Показывается сюжетная картинка Ч и дается задание: «Посмотрите внимательно! Запомните, что на этой картинке красного цвета». Логопед медленно считает до трех, затем поворачивает картинку изображением к себе. Дети поочередно говорят, что они запомнили. Можно пригласить к столу одного ребенка, который поможет логопеду проверять ответы остальных детей. По ходу игры он будет говорить, подражая логопеду: «Верно!», «Ошибся!», «Вспомни!». Потом дети по этой же картинке вспоминают, что видели зеленого, синего и другого цвета. В конце игры так же, как и в предыдущей, проводится подсчет очков. 10. «Покажи и скажи». I вариант. Дети выбирают любую из II вариант. Дети показывают свою куклу-бибабо и однословно говорят о ней. 11. «Угадай и добавь». I вариант. Логопед показывает детям Логопед. Под елкой сидит... Ребенок. Заяц. (Берет со стола картинку с изображением зайца.) Эта игра дает возможность подбирать материал так, чтобы обойти слова с трудными для некоторых детей звуками, что особенно важно в самом начале речевой работы. Выигрывает тот, кто набрал больше всех картинок и четко, правильно отвечал. II вариант. Проводится эта же игра, но без картинок. Логопед начинает фразу, а дети по одному заканчивают ее в зависимости от смысла. Вместо картинки правильно ответивший ребенок получает фишку. В конце игры дети вслух подсчитывают фишки. Логопед отмечает тех, кто хорошо заканчивал фразы и четко говорил... ^ 12. «Кто придумает конец, тот и будет молодец». Логопед ч!гта«^-г№*етВ"о^еттег*"1ге'-^-з«к^ОТте11^ти*хоТйорйНе строчки. Ребенок подбирает недостающие рифмы. Наша козочка скакала, Это всем давно известно — Да и ноженьку... (сломала). Без игры... (неинтересно), Правда! Трудно! Но скажу тебе по чести: Наша козочка поплачет, Ведь нельзя сидеть на... (месте).А поправится... (заскачет). (Ю. Тувим.) 1 В конце игры победителем объявляется тот ребенок, который быстрее подбирал рифмы и говорил громко и" четко. 13. «Наш зоопарк»; Предварительно с помощью логопеда Дети запоминают эти описания. Затем каждый ребенок выбирает себе картинку, изображающую дикое животное, о котором будет говорить, не называя его (рассказ-загадка). Дети ставят картинки на свои стульчики, повернув их изображением к спинке. Это — отгадки. Дети приходят в зоопарк. Экскурсовод (на первых порах логопед) объявляет: «Сторож, сторож, поскорей выходи кормить зверей... Кто сторож у этого зверя?» (Показывает ^на первый стульчик.) Ребенок. Я сторож. Экскурсовод. Кто в этой клетке живет? Угадайте! Ребенок-сторож. Большой. Сильный. Ловкий. Хищник. Полосатый. Когда дети правильно угадывают, сторож поворачивает картинку изображением к детям и задает примерно такие вопросы. Сторож. Что ест? Дети. Мясо. С т о р о ж. Где живет? Дети. В джунглях. И т.д. Когда все сторожа расскажут о своих зверях и посетители зоопарка угадают этих зверей (т. е. все картинки уже будут повернуты изображением к детям), логопед объявляет, кто был лучшим сторожем, т. е. рассказывал о своем звере ясно, громко и четко. Аналогично можно провести такие игры, как «Наш сад», «Наш огород», «Наши игрушки», с картинками или предметами. Направляя игру, логопед задает примерно такие вопросы: Из чего сделана игрушка? Кто ее делал? (Сами или на фабрике?) Где растет овощ? Когда созревает? Какой на вкус? И т. д. 14. «Сделай и скажи». Дети по очереди показывают свою 15. «Нарисуй и скажи». Этот игровой прием используется
16. «Показывает кукла». Когда дети научатся управлять кук-| I вариант. Ребенок с куклой на правой руке изображает II вариант. Один из детей с куклой на руке изображает 17. «Спрашивай — отвечаю». Этот игровой прием способствует Ребенок приносит на занятия сделанную им дома поделку или рисунок. Остальные по очереди подходят к нему и, показывая соответствующие части поделки, задают короткие вопросы. — Что это? (Теремок.) Из чего? (Из пластилина.) Кто лепил? Логопед направляет речь детей, подсказывает вопросы. 18. «Парад букв». Эта игра готовится постепенно. На — Ну-ка, буквы, встаньте в ряд! Я — командир! Вы — мой Командир (обращается к ребенку в шапочке с буквой «А»). Буква «А», в строй! Ребенок (встает и четко отвечает). Есть! Ребенок направляется к командиру и каждый свой шаг сопровождает громкой командой: «Раз-два!» Когда он поравняется с командиром, тот командует: «Стой! Кругом!» Так строятся все буквы. Командир. Буквы, смирно! Буква «А», вперед! («А» делает шаг вперед и четко, на плавном выдохе, с выдержанными паузами, читает.) Буква «А»: Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то. (Становится в строй.) Так выступают все. Командир. Наш закончился парад. По домам шагай, отряд. (Или: «Вот закончился парад! Выступать был каждый рад!») Астра, азбука, айва Начинаются на «А», И кончаются на «А» Астра, азбука, айва. (И. Костарев.) «А-а-а»,— заплакала Алёнка. «На»,— сказала ей сестрёнка. Алый цветик сорвала И Алёнушке дала. (Е. Благинина.) Удод с дороги Увидел ужа. Удод улетел, От испуга дрожа. А уж зашуршал И уполз в камыши, Над глупым удодом Смеясь от души. (И. Костарев.) Устала утка на пруду Учить своих утят. Утята плавать на виду У мамы не хотят. Ужасно утка мучится: — Ну что из них получится! (В. Лунин.) Ежик— под ёлкой дома, Ершик — в тиши водоёма. (В. Лунин.) Окунь жил в реке под кручей Полосатый и колючий. Был он очень осторожен, Но его поймал я все же. (И. Костарев.) Еж сердитый, серый ёж, Ты куда, скажи, идешь? Ты колючий весь такой, Что не взять тебя рукой..
|