Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пространственное представление и воображение как фактор развитого технического мышления ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Прежде всего слт определиться с терминами. Дело в том, что пространственное представление и пространственное воображение - понятия близкие, но полного тождества между ними нет. Поэтому, не зная тонкостей психологического состояния технического мышления человека, во многих случаях эти термины-определения путают и присваивают без понимания их смысла. Пространственное представление - это способность представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д. Пространственное представление - необходимая способность познания и всей практической деятельности, особенно профессионально-технической. Степень обобщенности и схематизации образа зависит от освоения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схем, символической записи и т.д.). Пространственное представление - это. первая стадия в развития технического мышления, которая является необходимой предпосылкой научно-технической, изобразительно-художественной и многих других видов деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством. Пространственное воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки предшествующего познавательного процесса восприятия, которое способствует свободному манипулированию закрепленных в памяти представлений об объектах. Пространственное воображение принято подразделять на воссоздающее и творческое (рис. 1. 4). Воссоздающее воображение - процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческое воображение - процесс самостоятельного создания новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. Итак, пространственное воображение - это более высокий (по сравнению с пространственным представлением) фактор развитого технического мышления. Оба эти фактора тесно связаны с восприятием и образ мышлением. Восприятие - чувственно-наглядное отражение пространен ных свойств вещей (их величины и формы), их пространстве! отношений (расположения относительно друг друга и восприн ющего человека) и движений. В восприятии пространства учас ют все органы чувств человека. Ведущая роль в восприятии надлежит совместной деятельности зрительного (до 9 двигательного и осязательного анализаторов. Восприятие становится избирательным в зависимости о т к ретной задачи, поставленной перед человеком. И еще об одном факторе, тесно связанным с техничес мышлением. • | Это образное мышление - один из основных видов мышле выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-лога ким мышлением. Образы-представления выступают как важ продукт образного мышления. Творческое воображение - совокупность способностей, поз1 ющая получить продукт деятельности, который отличается нови; высоким совершенством и общественной значимостью, нормиров и развитие творческого воображения в условиях школы на уроках чения в огромной степени зависит от целенаправленной работе собности и слаженности системы "учитель - ученик". Недостатком в развитии пространственных представлений у учащихся средней школы является их привычка к шаблонам, веря шаблонным действиям при выполнении графических и практических заданий. Даже в новой ситуации можно наблюдать; шаблонную, заранее предопределенную, схему действий. "Ошибки шаблона" можно условно разделить на два типа: - ошибки, связанные со стереотипным образом мышления, да учащиеся часто возвращаются к прежним действием на заданиями; - ошибки, порожденные трудностями переосмысливания, не особенностью взглянуть на объект (деталь или чертеж) с разных точек зрения. Ошибки и трудности, приводящие к нарушению правил взаимоотношения между теоретическими и практическими действиями, коренятся в несовершенстве методов обучения. В ходе обучения часто неправомерно преобладает репродуктивная мыслительная деятельность.
|