Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория остранения
«Искусство как прием» В. Шкловский. По утверждению Шкловского, вся работа поэтических школ сводится к накоплению и выявлению новых приемов расположения и обработки словесных материалов. При этом Шкловский указывает на 2 способа функционирования всего того, что создано человеком: во-первых, любая вещь может быть создана как прозаическая и воспринята как поэтическая. При этом Шкловский ссылается на мнение Иннокентия Анненского об особой поэтичности славянских языков и указывает на восхищение Андрея Белого приемом русских поэтов XVIII в. помещать прилагательные после существительных.
Лекция 12 (16.04.2012) Во-вторых, любая вещь может быть создана как поэтическая и воспринята как прозаическая. Например, все слова обыденного языка по своему происхождению являются тропами. По мнению Шкловского, все это свидетельствует о том, что художественность или относимость к поэзии данной вещи (ее литературность) есть результат способа нашего восприятия. Вещами художественными в узком смысле этого слова Шкловский предлагает называть вещи, которые были созданы особыми приемами и цель которых состояла в том, чтобы эти вещи по возможности наверняка воспринимались как художественные. Таким образом, критерий литературности, с точки зрения Шкловского, следует выводить из законов человеческого восприятия, психология – ключ к познанию тайн художественного творчества. Если мы станем разбираться в этих законах, то увидим, что, становясь привычными, любые действия делаются автоматическими. Так, например, уходят в сферу бессознательно автоматического все наши навыки. Для того чтобы вернуть ощущение жизни и заново почувствовать вещи, и существует то, что называется искусством. Целью искусства (любого) является дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание (в своих текстах Шкловский нигде не делает явным содержание категорий видения и узнавания, но легко можно понять, что они соответствуют противопоставленным элементам следующего синонимического ряда: динамическое – статическое, оригинальное – тривиальное, живое – мертвое, развивающееся – застывшее, привлекающее внимание – оставляющее равнодушными т.д.). Главным приемом искусства, по утверждению Шкловского, является прием остранения вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как вопринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен. Искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве неважно. Как в поцелуе – важен процесс, а не результат. Вывод вещи из автоматизма восприятия совершается в искусстве разными способами. Прием остранения, которым очень часто пользовался Толстой, является одним из таких способов. «Прием остранения у Толстого состоит в том, что он не называет вещь ее именем, а описывает ее, как в первый раз увиденную, а случай – как в первый раз произошедший. Причем он употребляет в описании вещи не те названия ее частей, которые приняты, а называет их так, как называются соответственные части в других вещах». Остранение – это изображение какого-либо предмета с необычной точки зрения. Шкловский подчеркивает, что остранение – это основа и единственный смысл такого жанра, как загадка. Каждая загадка представляет собой или рассказывание о предмете словами, его определяющими и рисующими, но обычно при рассказывании о нем не применяющимися; или своеобразное звуковое остранение как бы передразнивание (тон да тотонок – пол да потолок). Остранение лежит в основе психологического параллелизма, целью которого всегда является перенесение предмета из его обычного восприятия в сферу нового восприятия, то есть своеобразное семантическое изменение. Остранение присутствует во всех тех случаях, когда в произведении идет речь о вещах табуированных и запретных, не предназначенных к прямому называнию.
Лекция 13 (18.04.12) Способы остранения: ü Изображение одной культуры глазами носителя другой культуры. ü Изображение одной эпохи глазами представителя другой эпохи. («Иван Васильевич меняет профессию») ü Воспроизведение в тексте специфического мироощущения, обусловленного психофизиологическими особенностями персонажа. («Парфюмер», «Шум и ярость», «Записки сумасшедшего», «Доктор Фаустус»). ü Графическое остранение – типографское оформление текста («Заводной апельсин», «Железобетонная поэма»). Теория остранения позволяет почти все особенности текста трактовать как остранение, потому что любой прием – нарушение нормы.
|