Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






компонентов в составе фразеологизма

Единицы фразеологического уровня

 

Классификация фразеологических оборотов

по степени идиоматичности (немотивированности)

компонентов в составе фразеологизма

1. Фразеологические сращения – устойчивые сочетания, обобщённо-целостное значение которых не выводится из значения составляющих их компонентов, т.е. не мотивировано ими с точки зрения современного состояния лексики: попасть впросак, бить баклуши, ничтоже сумняшеся, собаку съесть, с бухты барахты, из рук вон, как пить дать, была не была, куда ни шло, сыр бор разгорелся, шутка сказать, труса праздновать.

2. Фразеологические единства – устойчивые сочетания, обобщённо-целостное значение которых отчасти связано с семантикой составляющих их компонентов, употреблённых в образном значении: зайти в тупик, бить ключом, плыть по течению, держать камень за пазухой, брать в свои руки, прикусить язык.

3. Фразеологические сочетания – устойчивые обороты, значение которых мотивировано семантикой составляющих их компонентов, один из которых имеет фразеологически связанное значение: потупить взор (голову), щекотливый вопрос (ситуация, положение, обстоятельства).

(4). Фразеологические выражения – устойчивые обороты, состоящие из слов со свободными значениями, т.е. отличающиеся семантической членимостью, и функционирующие в языке в целостном виде: счастливые часов не наблюдают; быть или не быть; свежо предание, а верится с трудом; человек в футляре; с корабля на бал; после дождичка в четверг; звёздный час.

 

 

1. Распределите словосочетания по степени спаянности компонентов.

Свободные словосочетания Фразеологические обороты Свободные словосочетания и фразеологические обороты в зависимости от контекста
     

1. Первая скрипка, 2.метко стрелять, 3.повесить нос, 4.на седьмом этаже, 5.тёмный лес, 6.синий чулок, 7.первый снег, 8.правая рука, 9.медвежья услуга, 10.точить лясы, 11.положить под сукно, 12.осенний лес, 13.пустить корни, 14.гладить против шерсти, 15.повесить пальто, 16.щекотливое предложение, 17.стрелять глазами, 18.перейти дорогу, 19.левая рука, 20.точить бритву, 21.на седьмом небе, 22.брать быка за рога, 23.втирать очки, 24.заткнуть за пояс, 25.убить двух зайцев.

 

2. Какие значения приведённых слов являются свободными, а какие – связанными?

Образец: «Красное знамя, красный галстук, красное вино». – В этих словосочетаниях прилагательное «красный» имеет свободное значение «цвета крови, спелых ягод земляники, яркого цвета мака». Связанное значение это прилагательное получило в словосочетаниях: «Красная книга» (охранная), «красная цена» (наивысшая), «красное словцо» (остроумное), «красная строка» (первая строка абзаца).

1.Серая шинель, серые тучи, серое существование, серый человек, серая погода, серые глаза, серая повесть, серое лицо. 2. Родная сестра, двоюродная сестра, сестра милосердия, медицинская сестра, сводная сестра, сестра-хозяйка, хирургическая сестра. 3. Волейбольная сетка, сетка от комаров, сплошная сетка дождя, географическая сетка, тарифная сетка, кровать с сеткой. 4.Нести узел на плече, на плечах семья, подставить плечо, за плечами целая жизнь, дело по плечу, расправить плечи. 5.Голубые глаза, добрые глаза, делать круглые глаза, насколько хватает глаз, хозяйский глаз, нужен глаз да глаз. 6.Громкий голос, певческий голос, во весь голос, в один голос, поднять голос в защиту, певец в голосе. 7.Носить вещи, носить на руках,носить очки, носить девичью фамилию, спор носит бурный характер, куда тебя носит?

 

3. От следующих фразеологизмов образуйте варианты (например: ума/уму помрачение). Распределите их по группам (фонетические, словообразовательные, морфологические и пр.). Какие закономерности можно выделить при анализе такой вариантности?

Высунув язык, положа руку на сердце, подставлять ногу, седьмая вода на киселе, умываться слезами, вылупить глаза, медведь на ухо наступил, сесть в галошу, котелок варит, калиф на час, сбоку припёка, трогать за душу.

 

4. Определите современный фразеологизм, возникший в результате структурной и семантической трансформации.

Мелко плавать – дно задевать; пойти на попятный двор; пускаться во все тяжкие колокола; его на кривых оглоблях не объедешь; и вся недолга песня; молодо-зелено – гулять ведено; не бей мужика дубьём, а бей его рублём; не бей мужика дубиной, да бей его полтиной; ни кола, ни двора, ни куриного пера; ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса; собаку съел, а хвостом подавился; не все дома, половина поехала; как с гуся вода небывалые слова; покойника не поминай лихом; счастье – палка о двух концах.

 

5. Определите, какие фразеологизмы образовались от следующих пословиц и поговорок. Как и почему это произошло? Какую лингвокультурологическую информацию они несут?

С миру по нитке – голому рубаха; тяни лямку, пока не выроют ямку; воду в ступе толочь – вода и будет; хлеб-соль ешь, а правду-матку режь; не убить бобра – не видать добра; и нашим и вашим за копейку спляшем; за двумя зайцами погонишься – и ни одного не поймаешь; для красного словца не пожалеет и родного отца; стреляного воробья на мякине не проведёшь; ласковый телёнок двух маток сосёт; не сули журавля в небе – дай синицу в руки; в тихом омуте черти водятся; кто заварил кашу, тот и расхлёбывай; как собака на сене: и сама не ест, и другим не даёт; у каждого свой царь в голове; чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда; добрая пословица не в бровь, а в глаз; дурака учить – что решетом воду носить; не верь ушам, верь очам; козла сколько ни корми, а он всё в огород лезет.

 

6. Используя приводимые ниже материалы ассоциативного эксперимента, проведённого Д.О. Добровольским и Ю.Н. Карауловым, восстановите фразеологизм и смежные с ним единицы (слева расположен стимул, справа – реакция). Определите тип реакции.

Камень > лежачий; показывать > кузькину мать; ногам > своим не верю; король > то гол; карман > шире; дохлый > номер; семь > печатей; талант > закопанный; стоить > игра стоит свеч; улизнуть > корова языком; энергичный > клубок нервов; баран > отпущения; голова > крыша; поехать > сойти с ума; морда > кирпич; овца > паршивая; поехать > в Ригу; паукам [так!] > волю не давать; чёрный > воронок; упасть > яблоко.

7. Какие элементы языковой картины мира отражены в следующих фразеологизмах?

Огород городить, вожжа под хвост попала, пятое колесо в телеге, грести лопатой, лыка не вяжет, ободрать как липку, от доски до доски, от корки до корки, с красной строки, приложить руку, играть в кошки-мышки, гроша ломаного не стоит, попасть впросак, заговаривать зубы, с бору по сосенке, от ворот поворот, у чёрта на куличках, чтоб тебя чёрт побрал, чтоб тебе пусто было, играть в молчанку, глуп как баран, носится как угорелый, тьма кромешная, трудиться в поте лица, испить горькую чашу, выносить сор из избы, под носом, под рукой, под боком, бок о бок, сыт по горло, влюблён по уши, разделать под орех, бить баклуши, новый русский, как белые люди, носиться как с писаной торбой, не от мира сего.

 

8. Прокомментируйте следующие газетные заголовки с точки зрения представленности в них прецедентных текстов.

«Согласья нет»; «Согласье есть!»; «А вуз и ныне там»; «Демьянова доброта»; «А ларчик трудно открывался»; «Лето красное...»; «Свое суждение? Иметь!»; «Тройка, четвёрка, вуз»; «Мороз и солнце»; «И божество, и вдохновенье»; «И гад морских подводный ход...»; «Лечи меня, мой талисман»; «Что сбудется в жизни со мною?»

 

9. Охарактеризуйте фразеологизмы с точки зрения семантической слитности их компонентов.

Фраз. сращение Фраз. единство Фраз. сочетание Фраз. выражение
       

1.Закинуть удочку, 2.центр тяжести, 3.заклятый враг, 4.очертя голову, 5.зло берёт, 6.тянуть лямку, 7.сломя голову, 8.поставить крест, 9.кончил дело – гуляй смело, 10.кромешный ад, 11.шутка сказать, 12.гвоздь сезона, 13.идти в гору, 14.страны света, 15.была не была, 16.глубокая осень, 17.сбить с панталыку, 18.притча во языцех, 19.потупить глаза, 20.намылить шею, 21.стереть в порошок, 22.на злобу дня, 23.щекотливый вопрос, 24.себе на уме, 25.лишние люди.

 

10. Охарактеризуйте фразеологизмы с точки зрения семантической слитности их компонентов.

Фраз. сращение Фраз. единство Фраз. сочетание Фраз. выражение
       

1.Стиль – это человек, 2.скоропостижная смерть, 3.хоть куда, 4.в бирюльки играть, 5.заткнуть за пояс, 6.высшее учебное заведение, 7.проливной дождь, 8.расквасить нос, 9.скалить зубы, 10. собаку съесть, 11.плакать навзрыд, 12.зарезать без ножа, 13.с больной головы на здоровую, 14.тянуть канитель, 15.артиллерийская подготовка, 16.перочинный нож, 17.уйти в свою скорлупу, 18.первый блин комом, 19.уравнение со многими неизвестными, 20.точить лясы, 21.очковая змея, 22.подлить масла в огонь, 23.иду на вы, 24.плыть против течения, 25.первая ласточка.

 

11. К какому виду фразеологических единиц (по классификации В.В. Виноградова) относятся выделенные конструкции (фразеологическим сращениям, фразеологическим единствам, фразеологическим сочетаниям или фразеологическим выражениям).

1.Кинула на доски старое своё пальтишко, легла, жду, что страхи сейчас пройдут, а у самой кромешный ад на душе (Санжар.). 2.Он вздохнул из приличия и помолчал. Пролетел тихий ангел (Ч.). 3.Oн артист своего дела. Знает повадку и осторожной донской стерляди, и простоватого сома, и «хитрющего» налима (Ткач.). 4.Конечно, нервное потрясение, но ведь и его сглаживает время. К тому же речь идет не о кисейной барышне. О здоровом мужике (Юдал.). 5.Латышев довёл-таки людей до гребня скалы. Грудь в грудь, пуля в пулю, баш на баш сошлись! Началась резня (В.П.). 6.Понимаешь, в студии у них работка «не бей лежачего», вот они и не хотят менять её на мастерские (Ковал.). 7.Выдайте мне паспорт. Устроюсь на работу. – Мы тебе не паспорт, а волчий билет выпишем, – сказал Мотяков (Богусл.). 8.Часть молодых стремится писать во что бы то ни стало «поизящнее», с туманом. Слава Богу, вы от этого понемногу избавляетесь. Это – просто повальная болезнь (Старш.). 9.Надейся! Исчезнут тираны, исчезнут коварство и ложь. Надейся! Ты вылечишь раны, венец твой терновый сорвёшь (Л.Тр.). 10.Вот какой у неё защитник нашёлся? Что, он ей сват или брат? Десятаявода на киселе... 11.Слышал,Степан Иваныч, какой на нас поклёп-то в прошлом году возвели? Три недели в каталажке отсидели (Марк.). 12.И моя к вам материнская просьба: за гибель брата воздайте проклятым выродкам сторицею (М.П.).

 

12. Сгруппируйте фразеологизмы в зависимости от степени их семантической слитности: фразеологические сращения, единства, сочетания.

Не видать ни зги; последняя спица в колеснице; растяжимое понятие; щекотливое положение; тёртый калач; пуганая ворона; в ус не дуть; валить с больной головы на здоровую; со всеми потрохами; уйти в свою скорлупу; беспробудный сон; гвоздь сезона; днём с огнём; воду решетом носить; скрепя сердце; пойти на по­пятный двор; чесать зубы; наобум Лазаря; не в службу, а в дружбу; и стар и млад; человек долга; стыд и срам; метать бисер перед свиньями; храм науки; белены объелся; смотать удочки; слюнки текут; лясы точить; от мала до велика; не всякое лыко в строку; борьба за существование; темна вода во облацех; по белу свету; ока­зывать внимание; делать снисхождение; погибоша аки обре; дать согласие; от жилетки рукава; Федот да не тот; и нашим и вашим; высуня язык; внести свою лепту; спустя рукава; взять быка за рога; принять на свой счёт; вычистить авгиевы конюшни; бить ключом; лёгок на помине; гусь лапчатый.

 

13. Охарактеризуйте выделенные фразеологизмы с лексико-грамматической стороны по их принадлежности к классу субстантивных, глагольных, адъективных и адвербиальных и по синтаксической роли в предложении.

1.Он почувствовал, что устал от этой игры в прятки, от ненужных слов (Нов.). 2.Иной раз так устанешь, мыслишки еле-еле теплятся, кажется, ничто не идёт в голову (В.Г.). 3.Сложно,но достижимо организовать такой режим, чтобы люди работали напряжённо, но не на износ (Г.К.). 4.Острой шуткой, едкой репризой умел он поставить па место любого власть имущего (Л.Орл.). 4.Когда тысяча неграмотных мужиков, забрав пленных, под шрапнелью болтают еловыми языками о мировой справедливости, – я не скажу: мы погибли, Россия кончилась. Здесь что-то выше моего понимания. Быть может, я слышу, как «истина глаголет устами младенцев» (А.Н.Т.). 5.Солдатское денежное довольствие здесь было больше, чем в пехоте... Как-никак мы служили в военно-воздушных силах (Шефн.). 6.Не каждый месяц удавалось собрать положенную сумму. Стала варьировать – пропустит месяц,а потом возвратит долг. И как камень с души. «Там трое маленьких детей». О себе думала не в первую очередь (Плутн.). 7.«У нас вся жизнь от сводки до сводки, – писала мать. – Вот не было от тебя писем, и прямо камень на сердце. Днём как-то услыхала твой голос, ясно услышала, как ты позвал меня. И ходила сама не своя» (Бакл.). 8.«Долго ли ещё эта канитель будет тянуться? – сердито спросил он. – Кажется, сегодня праздник, можно бы и не работать» (Вер.). 9.Ляля говорит, что он душка, замечательный оратор, призывает биться... до последней капли (С.Обр.). 10.И чем больше свирепел [Лукьян], тем хуже шла карта (В.Ш.). 11.Когда спросят, тогда и будешь советовать. А пока катись колбаской по улице Спасской (Кат.). 12.В хозяйстве [Хлобуева] введена была система тришкина кафтана: отрезывались обшлага и фалды на заплаты локтей (Г.).

 

14. Определите, где это возможно, род следующих именных фразеологизмов.

Синий чулок, хождение по мукам, мальчик длябитья, маменькин сынок, маменькина дочка, лужёная глотка, мелкая сошка, не фунт изюму, от жилетки рукава, пара пустяков, плоть и кровь, презренный металл.

 

15. Укажите, какие из фразеологизмов однозначны, какие многозначны.

Однозначные Многозначные
   

1.Небо с овчинку показалось, 2.так себе, 3.кошки скребут на душе, 4.на рыбьем меху, 5.в один голос. 6.склонять голову, 7. отрезанный ломоть, 8.на краю света, 9.снять голову, 10.и дело с концом, 11.с минуты на минуту, 12.искатель приключений, 13.сложить оружие, 14.поминай как звали, 15.поставить на ноги, 16.кормить завтраками, 17.от корки до корки, 18.концов не найти, 19.сойти с ума, 20.вилять хвостом, 21.слюнки текут, 22.морочить голову, 23.небо коптить, 24.падать духом, 25.валять дурака.

 

16. Укажите фразеологические единицы многозначные и омонимичные. Определите их значение.

1.Год от году жена потихонечку брала надо мной верх, и теперь я, может, и взноровился бы, да поздно (Шол.). – Курени покрывали площадь и кулаками ломали друг другу бока, пока одни не пересиливали, наконец, и не брали верх, и тогда начиналась гульня (Г.). 2.Маменька говорит, что нас любит, а совсем не любит, только хочет поскорее нас сбыть. Женихам в глаза льстит, а за глаза ругает (Остр.). – Не повторяй своих острот. Как бы кто не подумал, что они у тебя на исходе. – На вашего брата ещё за глаза хватит (Т.). 3.[Мать] предложила мне заучивать стихи на память (М.Г.). – Граф подарил мне на память турецкую саблю (П.). 4.Тетюев непременно опять будет нас подсиживать и уж своё возьмёт. Большие неприятности может сделать (М.-С.). – По возвращении из-за границы с января 1928 г. я вновь начал читать курс теории корабля... Но годы брали своё (А.Кр.). 5.Толпа валила валом к Исакиевской площади, разливалась по ней, лезла через решётку сквера (А.Н.Т.). – Политик спит, а те трое играют в карты. Ванька всех удалей орудует. Ему карта валом валит (В.Ш.). 6.Петербургский балет славился, по праву считался лучшим и мире (Ю.Юр.). – Позволь мне по праву дружбы к тебе сказать, что грустно мне думать о неудобствах твоей житейской обстановки (Черн.). 7.На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберёт вас к рукам Кирила Петрович (П.). – И насколько был слаб и далёк от дела прежний хозяин, настолько быстро новый прибрал дело к рукам, извёл старые и завёл новые порядки (С.-М.). 8.Когда он пробовал сползти к реке, то снова падалв обморок от страшной боли во всём теле. И снова приходил в себя (М.Г.). – На улице,сдвинув шапку, он долго тёр лоб, не в силах прийти в себя от стыда, растерянности, негодования (А.Н.Т.).

 

17. Замените выделенные фразеологизмы, где это возможно, синонимичными.

1.Какой поэт сказал это? – Не знаю. – Вот те и раз; писатель, и не знаешь (Март.). 2.За ширмой своего маленького театрального ателье она открыла большое частное ателье и орудовала в нём в поте лица своего (Буб.). 3.Война ведь не кончилась, но ночам слышна отдалённая канонада, а вражеские бомбардировки нет-нет да и прорываются к Пскову (Неч.). 4. Слов нет – он хорош: брови, нос и лицо. Но глаза – за глаза – ненавижу его! (Кольц.). 5. Муравьёв сам возмущён петербургскими интригами, жалуется, что ему там вставляют палки в колеса (Н.З.). 6.И вот кто хотел выслужиться, похвалиться, втереть начальству очки, и подрубил сук, на котором сидел (Кож.). 7.Алевтина Марковна, предвкушая, как она, наконец, уличит этого вруна Вовку, этого несносного мальчишку, в бессовестной лжи, изобличит его и выведет на чистую воду, поднималась по лестнице (Л. Кассиль и М. Поляновский). 8.Он переехал в Петербург, пошёл в гору ещёи быстрее, и лет через десять его считали в трёх-четырёх миллионах (Черн.). 9.Шутить-то ты умеешь, факт, а вот работу поставить – гайка у тебя слаба (Шол.). 10.Начинается истинная вакханалияобмана, плутней, самых наглых, самых бессовестных, при виде которых руками разведёшь (Сераф.). 11.Я вам благодарна за всё, Варвара Васильевна... И Шура тоже. По гроб жизни не забуду (Степ.). 12.А вот Петьке моему наука в башку не лезет. Эх! Дубина стоеросовая (Панф.).

 

18. Являются ли антонимическими выделенные фразеологические единицы?

1.Людей по шерсти ли гладь, иль против шерсти – то же тебе от них спасибо! (А.К.Т.). 2.Девушка не робкого десятка. Свернула с дороги, видит – на дереве погашенный парашют белеет, а под деревом человеческий силуэт (Пол.). – «Эге! – прервал Кирила Петрович, – да ты, знать, не храброго десятка, чего ты боишься» (П.). 3.Ничего мне не мешало сидеть сиднем да оставаться зрителем, сложив руки, а ты должен выйти на поле, засучив рукава, трудиться, работать (Т.). – Укорял он меня всю дорогу за то, что ничего не делаем, работаем спустя рукава (Ант.). 4.Меня приятель твой застращал, что жизни решит, коли я тебя не выправлю (Леон.). – Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит (П.). – Анна бросилась подсоблять старику, который, по-видимому, не терял надежды возвратить дочь к жизни (Григ.). 5.Баштового опять ударило в голову чем-то тяжёлым, и он потерял сознание. Холодная вода, продолжавшая врываться через пробоину, возвратила его к жизни (Перв.). 6.Случилось, что некоторые не выдерживали непосильного труда и тропического зноя и валились с ног, как мёртвые (Н.-Пр.). – После долгого недомогания старик встал на ноги. 7.Стариков, работавших по 40 дет на заводе, хороших профессионалов, мы, революционеры, тогда не особенно ценили... Потому что они старались на капиталистов. Другое дело сейчас... таких людей мы поднимаем на щит, награждаем орденами и медалями (М. Калинин). – Он затопал ногами, грозил пальцем, стучал палкой: «Я тебя, говорит, мальчишку... в 24 часа в мелкий порошок изотру, в бараний рог согну, на поселение сошлю» (Гонч.).

 

19. Укажите в приведённых предложениях фразеологические антонимы.

1.Несколько недель я путался, боролся сам с собой, как всегда бывает при начале нового дела, но мало-помалу вошёл в колею (Пришв.). 2.А ты, уму наперекор, ни в малый с ним не входишь спор: а ты его по шёрстке гладишь, к честям ведёшь и в славу рядишь (Кр.). 3.Присматривался я к вам, Катя. Вижу в вас и силу, и смелость, и ту же растерянность. Не знаю подробностей, но чувствую, что едете вы куда-то далеко от дома и делаете это как-то с закрытыми глазами (Леб.). 4.Отец был за то, чтобы ехать, но одному боязно, а другие и вовсе на подъем тяжелы... Кончилось тем: послать ходоков (Фад.). 5.Я люблю вас, люблю до того, что выбился из колеи, бросил дело и близких людей (Ч.). 6.Это вы маску, государь мой, надели; но притворство ваше не облегчает вины (С.-Щ.). 7.Миллионер, однако, струсил: на другой день ко мне извиняться приезжал. Знает, что я, губернский предводитель, могу его очень и очень против шёрстки погладить (Н. Хвощенская). 8.Он был низкий, широкий в плечах, грудастый, с полным... русским лицом. При этой тяжеловатой внешности он был очень лёгок на подъем, подвижен (Фад.). 9.Решившись обратить лентяя на путь истины, Павел Федорыч всегда доводил свою работу до благополучного результата, преследуя цель неутомимо и энергически (Помял.). 10. [Смельский] сбросил теперь маску и был отвратителен в своей откровенности (Н.М.). 11.Как повадились ходить к ней какие-то подружки, пустяшные да ветреные, так и совсем её с пути сбили (Вовч.).

 

20. Определите, какие из выделенных фразеологизмов являются архаичными, а какие относительно новыми.

1.Даже в его походке, жестикуляции, в манере сбрасывать с папиросы пепел я читал всю эту программу писательства от а до ижицы (Ч.). 2.Тем не менее с кого-то надо было начинать с новой бомбовой нагрузкой... И ничего – стали летать, как и до того летали. Когда же психологический барьер был снят, весь полк утяжелил свой боекомплект (И. Постыго). 3.Однажды мать ушла ненадолго в соседнюю комнату и явилась оттуда, одетая в синий, шитый золотом сарафан, в жемчужную кику; низко поклонясь деду, она спросила: «Ладно ли, сударь-батюшка?» (М.Г.). 4.Я к мастерам ходил сначала. Хотел кормиться ремеслом. «С нас и самих работы мало! Бери суму да бей челом!» (Тютч.) 5.Он примчался в редакцию, как только определился успех дивизии, которая взяла в клещи и уничтожила наступающих немцев (А.Гонч.). 6.Вы, Самсон Силыч, возьмите в рассуждение. Я посторонний человек, не родной, я для вашего благополучия ни дня, ни ночи покоя не знаю (Остр.). 7.В клубе стараются брать на вооружение любую ценную информацию о закаливании организма (Миш.). 8.Она езжала по работам, солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы, ходила в баню по субботам (П.). 9.Немало солдатских жизней спасли братья наши меньшие, собаки-санитары, собаки – подрывники вражеских танков (Я.Черн.).

 

21. Найдите фразеологические единицы диалектного употребления, определите их значение.

1.Нисколько мой Серёга в слух нейдёт, совсем от рук отбился. 2.Пять год ровно в прислугах жила. Эдакую семью обстирывала да обмывала. И всё в честь не вбилась: всё Нюха благая. 3.Да никак ты, малец, умом тронулся. 4. Глазы под лоб подкатились – сдоху нет! Думали, померла. Да еле душу добыли. 5.Я вот не могу как другие есть. Ведь дням на лавочке глазы продают, да добрым людям косточки моют. 6.Вот думавши: оженится – помене пить будет, А ён был пьяница заливной, таки остался. 7.Ох, тошненька мне. Ох, к смерти гонит. 8.Весь в родного батюшку, как окапанный. 9.Не, сынок. Эту ладью одному не столкнуть. Брось, пожалуйста. С коневьей силой хочешь сравняться. 10.Я терпеть не буду. Жива или спою кузькину мать (Из работ В.И. Максимова).

 

22. Охарактеризуйте фразеологические единицы с точки зрения их стилистической окраски.

Стилистически нейтральный Литературно-книжный Разговорно-бытовой Просторечный Грубо просторечный
         

1.Кануть в Лету, 2.шут гороховый, 3.не в своей тарелке, 4.из года в год, 5.пришей кобыле хвост, 6.гайка слаба, 7.разуть глаза, 8.terra incognita, 9.голова садовая, 10.хватить через край, 11.в двух шагах, 12.вылупить глаза, 13.давать стрекача, 14.держи карман шире, 15.вилять хвостом, 16.во все лопатки, 17.от всего сердца, 18. кукиш (шиш, фига) с маслом, 19.воротить рыло, 20.раз плюнуть, 21.во время оно, 22.карие глаза, 23.повесить голову, 24.перегрызть горло, 25.протянуть ноги.

 

23. Охарактеризуйте фразеологические единицы с точки зрения их стилистической окраски.

Стилистически нейтральный Литературно-книжный Разговорно-бытовой Просторечный
       

1.Битый час, 2.Понт Эвксинский, 3.не сотвори себе кумира, 4.с пятого на десятое, 5.танцевать от печки, 6.всё равно, 7.alma mater, 8.вправить мозги, 9.сорить деньгами, 10.вещь в себе, 11.земля обетованная, 12.сдержать слово, 13.Чёрное море, 14.чем чёрт не шутит, 15.житейское море, 16.альфа и омега, 17.в конце концов, 18.со всех ног, 19.танталловы муки, 20.держать ухо востро, 21.с пьяных глаз, 22.время от времени, 23.во что бы то ни стало, 24.коту (собаке, псу) под хвост, 25.под открытым небом.

 

24. Выделите фразеологические единицы, имеющие сниженную стилистическую окраску (разговорную или просторечную) и приподнятую (книжную, официальную или высокую).

1.Я разборчивая невеста, Гранатуров. Вы никак не можете поверить, что есть и такие ненормальные бабы. – Ох, Галочка, мужчины тоже под ногами не валяются! (Бонд.). 2.Если он придёт на другое предприятие, то и там отвечаем за него мы: пятнадцать лет он в общем котле варился (Рыб.). 3.Куда же тебе мои курить! Ты бы от одной сразу вверх копытами. У меня злющая махра (Р. Рома). 4.А знаете, что сказал о золотом веке старик Гегель?.. «Человек не имеет права жить в этой идиллической духовной нищете, он должен работать». Слыхали? Не имеет права (Росл.). 5.Не знаю почему, но и на фронте в самые тяжкие времена не раз представал у меня перед глазами образ дядьки Ивана Масыча, человека, которыйтак просто и естественно делал добро, делал по одному лишь велению души, не ожидая за это никакой благодарности (О.Гонч.). 6.Ему ль оспаривать тот лавровый венец, в котором взблистал бессмертный наш певец? (П.). 7.Надейся! Исчезнут тираны, исчезнут коварство и ложь. Надейся! Ты вылечишь раны, венец твой терновый сорвёшь (Л.Тр.). 8.Лавра уже в кабине, мотор заворчал,с прихлёбом каким-то, но заворчал. Не веря еще ни своим глазам, ни ушам, ни Лавре, мы, однако, вскарабкались в кузов (Ал.). 9. Бабушка устраивала чай с обильной закуской... Волчком вертелся празднично одетый Цыганок (М.Г.). 10.«Я ему всегда говорю, – вставила учительница, – ты мог бы учиться во сто раз лучше. Но вот беда – ветер в голове» (Айтм.).

 

25. Определите стилистическую окраску фразеологизмов со стороны их оценочно-эмоциональных свойств (выражение неодобрительности, презрительности, иронии, шутливости).

1.Он долгие годы директорствовал в обычной десятилетке, но тяжёлая болезнь сердца заставила его избрать «тихую гавань», какой считалась школа для взрослых (Наг.). 2.Ты вроде «под газом», бать? – нахмурился Коля. – Немного. Для снятия нервного напряжения (Овч.). 3.За что же это выпить, старшина? За то, что мне седьмой десяток пошёл? Уберите, уберите, старшина, чтоб и глаза мои не видели (Кур.) 4.Глядя рассказчику в рот, представляла Лялина свой фабричный двор, сырой и ржавый, с керосиновым фонареём посредине (А.Н.Т.). 5.Нет, я таких любить не могу, на которых мне приходится смотреть сверху вниз. Мне надобно такого, который сам бы меня сломил (Т.). 6.Я ему и сказал, дураку: «Ты что же, ограбить намеревался хорошего человека?.. Для чего тебе четыре тысячи? Пропьёшь ведь без толку, курья голова!» 7.Иевлев стоял неподвижно, не отвечая, опустив голову, опираясь на костыль. «Словно об стенку горохом! – сказал Пётр. – Что молчишь? Что думаешь?» (Герм.). 8.«А жених, – говорю, – тебя, выходит, не только не встретил, но и не вызывал? Хорош гусь!» (Кавт.). 9.Да ты, друг ситный, что за разводы вздумал передо мной разводить (М.-П.).

 

26. Укажите и исправьте речевые ошибки при употреблении фразеологизмов (неоправданное расширение или сужение их состава, замену компонентов, искажение грамматической формы компонентов в составе фразеологизмов, контаминацию их элементов и др.).

1.Писатель идёт в одну ногу со своим временем. 2.Он знал всю его подноготную жизнь. 3.Ее душа обливалась гордостью за сына. 4.Это была последняя капля, которая переполнила бочку с порохом. 5.Я буду говорить сегодня совершенно откровенно, так как здесь собрался узкий круг ограниченных людей. 6.Он не из робкой десятки. 7.Воронцов теперь организовал театр на более широкую ногу. 8.Всё у них было шито-крыто белыми нитками, так что комар носа не просунет. 9.Гребцы взялись за весла, и корабль понёсся на всех парусах. 10.Нехорошо выносить мусор из избы.

 

27. Укажите ошибки, возникшие из-за неправильного употребления фразеологизмов (неоправданное расширение или сокращение состава фразеологизма, немотивированная замена в нём компонентов, искажение смысла, контаминация нескольких фразеологизмов, необоснованное их расчленение, проявление необразного значения фразеологического выражения и т.д.). Исправьте предложения, восстанавливая языковую форму фразеологизмов или заменяя их лексическими синонимами.

1.Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 2.Всеми фибрами души я испытал счастье борца. 3.Революция на Кубе уничтожила тех, кто захотел лечь на пути у истории. 4.Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 5.Все номера пользовались большим успехом, но сцены из оперетты «Холопка» были приняты прямо на ура. 6.Игорь уходил в поход молодым, неопытным новичком, а вернулся из экспедиции старым матерчатым волком. 7.Плавание было трудным, но он трудился рыцарски, до последнего вздоха, и это помогло ему завоевать авторитет. 8.Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа наша требовала всё большего напряжения. 9.На следующий день команды «Гранит» не стало: она рассыпалась, как мыльный пузырь. 10.Вначале наш герой живёт как сыр в масле в этом доме. 11.Под градом заливал лицо, от усталости в глазах мелькали красные круги. 12.Наша работа серьёзной лептой входит в общую борьбу москвичей за благоустройство города.

 

28. Укажите, что привело к изменению состава фразеологизмов; внесите исправления в предложения.

1.После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом. 2.Павел Константинович знал всю его подноготную жизнь. 3.Отец не захотел слушать объяснений и послал Вадика туда, куда и Макар не гонял. 4.Вообще-то он без минуты повар. Осталось сдать экзамены. 5.Положение на комбинате остаётся из рук вон плохим. 6.Педагог должен знать, в чём кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только ему одному присущую изюминку. 7.Побывайте и вы в этих местах, где не только нога человека, но и нога журналиста ещё не ступала. 8.Российское правительство ещё не повернуло лицо к очагам культуры. 9.Иван Иванович по душе не солдат, а труженик. 10.Голова женщины убелена сединой. 11.Думали, что этого мальчика придётся воспитывать и опекать, а он рос и вырос сам собой. 12.Он говорил такое, что у всех уши завяли.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Магнитные свойства различных веществ | Глава 1. Общие положения

Date: 2015-05-22; view: 3712; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию