Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование. Наука. Украинская прессаСтр 1 из 5Следующая ⇒ Культура Украины в годы войны
Обстоятельства военного времени заставили эвакуировать школы Украины в восточные районы СССР. Средние общеобразовательные учреждения с украинским языком обучения открывались в областях, где находилось значительное количество украинского населения. Около 5,5 тыс. украинских педагогов работали в Саратовской, Куйбышевской, Сталинградской, Новосибирской, Пермской, Свердловской, Омской областях и в Средней Азии. Здесь функционировало около 100 общеобразовательных школ с украинским языком обучения. Десятки тысяч детей война сделала сиротами. Для них в восточных районах создавались детские дома и интернаты, которые находились на государственном обеспечении. Сюда были перемещены из Украины 500 детских садов и интернатов, 257 детских домов, в которых находилось 40 тыс. детей и 15 тыс. воспитателей. Среди школьников проводилась постоянная воспитательная работа, направленная на формирование у них чувства патриотизма. Учеников постоянно информировали о развитии событий на фронтах Отечественной войны, в школах выпускались боевые листки. Активно велась переписка классов и школ с фронтовиками. Массовое распространение получили ученические художественные самодеятельные коллективы, которые давали концерты в госпиталях для раненых бойцов и командиров. Оккупанты в Украину привели вандализм в сфере народного образования. Только в Киеве десятки школ были преобразованы на конюшни, а учителя вынуждены были работать уборщиками, грузчиками, на различных подсобных работах. Образовательная политика фашистов в Украине была направлена на онемечивание украинского населения. «Новый порядок» гитлеровцев предусматривал обучение местного населения лишь элементарному счету (в пределах 500) и введение всеобщей грамоты в объеме 4-классной школы. Было введено в обязательном порядке изучения немецкого языка. По преподаванию географии оккупанты цинично заявляли: «Обучение географии может быть ограничено одной единственной фразой: «Столица рейха – Берлин». Немецко-фашистские захватчики подвергали педагогов невиданным репрессиям, рассматривая их как потенциальных участников движения Сопротивления. Только в Киевской области захватчики замучили и убили около двухсот учителей. Нацистский кровавый террор охватил и вузовскую научную интеллигенцию. В начале войны агрессоры совершили тотальную бойню в Львовском университете, расстреляв 42 профессора, доцентов и преподавателей. Жертвами гитлеровского геноцида стали 7 тыс. представителей интеллигенции Харькова. С началом войны главные научно-исследовательские центры Украины были передислоцированы на Восток. Были эвакуированы почти 400 академиков, членов-корреспондентов и других научных работников. Президиум АН УССР и основной состав научных кадров находились в Уфе (С июня 1943 АН УССР и ведущие научно-исследовательские учреждения Украины перевели из Уфы в Москву). При Президиуме АН УССР был образован Научно-технический комитет содействия обороне, который возглавил президент Академии Наук УССР О. Богомолец. Перед учеными Украины были поставлены важные задачи, которые требовали срочного решения. «Мы понимали, – констатировал академик А. Палладин,– что перед нами поставлены сложные задачи, которые нужно было решить немедленно, в кратчайший срок, не растягивая их на долгое время». Научно-исследовательские работы проводились силами отделений Академии Наук УССР (физико-химического и математического, биологического, технического и общественных наук). На оборонную программу работали 8 лабораторий Физико-технического института АН УССР. Они разрабатывали военные приборы для авиации, радиолокации и пеленгования. Институт черной металлургии испытывал боевые качества артиллерийских систем. Институт строительной механики выполнял задания командования военно-воздушных сил. Институт электросварки АН УССР на главе с известным ученым Е. Патоном применил метод автоматической дуговой сварки под флюсом при сборке корпусов танков Т-34. Благодаря этому нововведению улучшилось качество и прочность боевых машин. Скоростная электросварка была внедрена на 10 танковых заводах и 6 заводах для изготовления авиабомб. В целом же на прогрессивный метод автоматической электросварки под флюсом перешло 40% танковых заводов. Война стала суровым испытанием для медицинской и биологической науки. Академик О. Богомолец вместе с коллективом Института физиологии изобрел сыворотку для лечения ран. За 1943 г. для нужд военных госпиталей этой сыворотки было изготовлено в количестве трех миллионов доз. Институт биохимии АН УССР (академик А. Палладин) создал препарат для свертывания крови. В Новосибирске успешно действовал институт-госпиталь по диагностике и терапии проникающих ранений грудной клетки. Благодаря новым методикам лечения раненых воинов смертность среди них снизилась с 25-30% до 7%. Академик М. Стражеско руководил в Уфе Украинским институтом клинической медицины. Группа научных сотрудников института под его руководством интенсивно осуществила изучения раневой инфекции и раневого сепсиса. Позже в Москве, в центральном госпитале Красной Армии, М. Стражеско успешно продолжал исследования, которые спасли жизни сотен тысяч солдат и офицеров. Хирург-офтальмолог, академик В. Филатов возглавил в Ташкенте украинский институт глазных болезней и эффективно делал пересадку роговицы глаза раненым воинам. Вылеченный советский офицер с благодарностью писал ученому: «Мой родной Владимир Петрович! Это письмо пишет Вам лейтенант Жуков... Все мои друзья думали, что я приеду с поводырем, но я сам прибыл... Прошла уже неделя, как я снова на фронте». Огромную работу в армии проводили профессора Киевского медицинского института. С первого дня войны находились на фронте медики хирургической клиники Киевского института усовершенствования врачей. Руководитель этого заведения М. Коломийченко стал главным хирургом прославленной 62-й армии. Ученые обществоведения укрепляли моральное состояние действующей армии. Специалисты гуманитарных наук входили в состав бригад лекторов, которые выступали с лекциями по военно-исторической тематике на передовой, в гарнизонах городов, истребительных батальонах т.д. Перед слушателями – воинами Украинских фронтов сотрудники Академии наук раскрывали историю героической борьбы украинского народа против иноземных поработителей. Таким способом, научные учреждения помогали Вооруженным Силам. В действующей армии находилось свыше 300 сотрудников Академии наук УССР, из них 130 докторов и кандидатов наук. Не прекратила свое существование Украинская пресса. В тылу выдавались украинские республиканские газеты, в первую очередь партийных и советских органов, «Коммунист» (с января 1943–«Советская Украина») и «Советская Украйна»(с января 1944 – «Правда Украины»), Дважды в месяц выходила газета «Литература и искусство» – орган Союзов писателей, художников и композиторов УССР. В общественно-политических журналах «Украинская литература», «Украина» и др. ведущие украинские литераторы печатали произведения патриотической тематики.
|