Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Область применения рабочей программы
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| 2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| 3.условия реализации программы учебной дисциплины
|
| 4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
5.ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. ТАБЛИЦА ВЫБОРА ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
6.КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
7.ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
|
|
Паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электроника
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240134 Переработка нефти и газа
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
при дополнительной профессиональной подготовке по направлениям: Машинист компрессорных установок, Машинист насосных установок, Машинист технологических насосов, Машинист технологических компрессоров, Оператор технологических установок.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Электротехника и электроника» входит в профессиональный цикл, раздел – общепрофессиональные дисциплины. Предметом изучения являются основные понятия и законы теории электрических цепей, методы анализа линейных и нелинейных цепей в переходном и установившемся режимах, принцип действия и характеристики электротехнических устройств, а также компонентов и узлов электронной аппаратуры, методы их расчета. Дисциплина «Электротехника и электроника» базируется на дисциплинах: Физика; Математика; Информатика. Является базой междисциплинарных курсов профессиональных модулей, связанных с автоматизацией технологических процессов.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель дисциплины – теоретическая и практическая подготовка студентов в области электротехники и электроники, формирование у студентов целостного представления о специфике и закономерностях развития науки и техники, развития у них умения самостоятельно углублять и развивать полученные знания.
Задачи дисциплины – показать роль и значение электротехнических знаний для успешной работы в выбранном направлении; дать будущим специалистам знания, необходимые для понимания сложных явлений и законов электротехники; научить применять теорию при решении практических задач по расчету электрических цепей, аппаратов, электрических машин; привить экспериментальные навыки, необходимые для работы на производстве.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
– правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
– снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
– читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
– основные законы электротехники;
–основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
– основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
– параметры электрических схем и единицы их измерения;
– принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
– принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
– способы получения, передачи и использования электрической энергии.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины в соответствии с учебным планом базовой подготовки:
максимальной учебной нагрузки студента 111 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа;
самостоятельной работы обучающегося 37 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
| в том числе:
|
| лабораторные работы
|
| практические занятия
|
| контрольные работы
|
| Самостоятельная работа студента (всего)
|
| в том числе:
|
| 1 Подготовка по темам практических занятий;
2 Подготовка по темам лабораторных работ;
3Составление конспекта самостоятельной проработки материала по темам.
|
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника и электроника
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
| Введение
| Электрическая энергия, особенности ее производства, распределения и области применения. Роль электротехники и электроники в развитии автоматизации производственных процессов и систем управления.
Содержание и структура дисциплины. Методика организации процесса обучения.
|
|
| Раздел 1. Электротехника
|
|
|
| Тема 1.1. Линейные электрические цепи постоянного тока
| 1 Основные элементы электрических цепей постоянного тока и их характеристики. Законы Ома и Кирхгофа.
|
|
| 2 Преобразование цепей с последовательным и параллельным соединениями ветвей. Преобразование треугольника в эквивалентную звезду и преобразование звезды в эквивалентный треугольник.
|
| 3 Расчет электрических цепей по методу контурных токов. Метод наложения. Метод узловых потенциалов. Теорема об эквивалентном источнике напряжения. Метод эквивалентного генератора. Баланс мощности
|
| Лабораторные работы: Линейная электрическая цепь постоянного тока
|
|
| Практические занятия: Расчет электрической цепи постоянного тока
|
|
| Самостоятельная работа студента: 1 Подготовка по теме практического занятия; 2 Подготовка по теме лабораторной работы; 3 Изучение темы: Общие сведения о нелинейных электрических цепях постоянного тока. Графический метод расчета нелинейных цепей постоянного тока.
|
|
| Тема 1.2. Электромагнетизм и магнитные цепи
| 1 Основные понятия и величины, характеризующие электромагнетизм и магнитные цепи. Основные характеристики магнитных материалов. Магнитные цепи: определение, назначение и Законы Ома и Кирхгофа.
|
|
| 2 Электромагнитная индукция. Самоиндукция, индуктивность. Взаимоиндукция.
|
| Самостоятельная работа студента: 1 Изучение темы: Магнитные цепи при постоянных магнитных потоках.
|
|
| Тема 1.3. Электрические цепи синусоидального тока
| 1 Векторное представление синусоидальных токов и напряжений. Простейшие электрические цепи синусоидального тока. Последовательное соединение резистора, индуктивной катушки, конденсатора. Резонанс напряжений.
|
|
|
|
|
|
|
| 2 Активная и реактивная составляющие тока. Активная, реактивная и полная проводимости цепи. Параллельное соединение резистора, индуктивной катушки и конденсатора. Резонанс токов.
|
|
| 3 Активная, реактивная и полная мощности цепи синусоидального тока. Коэффициент мощности и его технико-экономическое значение.
|
| Лабораторные работы: 1 Экспериментальное определение параметров элементов цепей переменного тока. Разветвленная электрическая цепь переменного тока.
|
|
| Практическое занятие: Расчет электрической цепи переменного тока.
|
|
| Самостоятельная работа студента: 1 Подготовка по теме практического занятия; 2 Подготовка по теме лабораторной работы; 3 Изучение темы: Комплексный метод расчёта линейных цепей синусоидального тока.
|
|
| Тема1.4.Трехфазные электрические цепи
| 1 Способы изображения и соединения фаз трёхфазного источника питания и приемников энергии. Соединение звездой.
|
|
| 2 Соединение треугольником. Анализ и расчет трехфазных цепей. Мощность трехфазной цепи. Техника безопасности при эксплуатации устройств в трехфазных цепях.
|
| Лабораторные работы: 1 Трехфазная электрическая цепь при соединении потребителей по схеме «звезда» и «треугольник»;
|
|
| Контрольная работа
|
|
| Самостоятельная работа студента: 1 Подготовка по теме лабораторной работы; 2 Подготовка к контрольной работе.
|
|
| Тема1.5.Электрические измерения
| 1 Аналоговые электромеханические измерительные приборы прямого преобразования: устройство, принцип действия, области применения. Цифровые электронные измерительные приборы: классификация, структурные схемы.
|
|
| 2 Измерение электрических величин: токов, напряжений, сопротивлений, мощности и энергии. Выбор электрических приборов.
|
| Лабораторная работа: Электроизмерительные приборы и измерения.
|
|
| Самостоятельная работа студента: 1 Подготовка по теме лабораторной работы
|
|
| Тема 1.6. Трансформаторы
| 1 Назначение и области применения трансформаторов. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора, трехфазных трансформаторов и автотрансформаторов. Измерительные трансформаторы напряжения и тока. Схемы включения. Погрешности измерений при использовании измерительных трансформаторов.
|
|
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы: Однофазный трансформатор
|
|
| Самостоятельная работа студента: 1 Подготовка по теме лабораторной работы
|
|
| Тема 1.7. Машины постоянного тока
| 1 Устройство машины постоянного тока. Принцип действия генератора постоянного тока. Характеристики генераторов с различными способами возбуждения.
|
|
| 2 Принцип действия двигателя постоянного тока. Характеристики двигателей с различными способами возбуждения.
|
| Самостоятельная работа студента: 1 Изучение темы: КПД машин постоянного тока.
|
|
| Тема 1.8. Машины переменного тока
| 1 Устройство и принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Способы пуска, регулирования частоты вращения трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и фазным ротором.
|
|
| 2 Устройство синхронной машины. Принцип действия, характеристики трёхфазного синхронного генератора. Принцип действия характеристики и область применения синхронного двигателя.
|
| Лабораторные работы: Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
|
|
| Самостоятельная работа студента: 1 Подготовка по теме лабораторной работы
|
|
| Тема 1.9 Основы электропривода
| 1 Понятие об электроприводе. Уравнение движения электропривода. Механические характеристики нагрузочных устройств. Расчет мощности и выбор двигателя при продолжительном, кратковременном и повторно кратковременном режимах.
|
|
| 2 Аппаратура для управления электродвигателем. Пуск и торможение ЭД в функции различных параметров. Типовые узлы и схемы управления разомкнутой системой ЭП.
|
| Самостоятельная работа студента: 1 Изучение темы: Схемы управления разомкнутой системой ЭП.
|
|
| Тема 1.10 Передача и распределение электрической энергии
| 1 Электроснабжение промышленных предприятий от электрической системы. Назначение и устройство трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Электрические сети промышленных предприятий: воздушные линии; кабельные линии; внутренние электрические сети и распределительные пункты; электропроводки.
|
|
| 2 Электроснабжение цехов и осветительных электросетей. Графики электрических нагрузок. Выбор сечений проводов и кабелей: по допустимому нагреву; с учетом защитных аппаратов; по допустимой потере напряжения.
|
|
|
|
|
|
| 3 Эксплуатация электрических установок. Защитное заземление. Защитное зануление.
|
|
| Раздел 2. Электроника
|
|
|
| Тема 2.1. Полупроводниковые приборы
| 1 Классификация полупроводниковых приборов. Условные обозначения, принцип действия, характеристики и назначение полупроводниковых диодов, транзисторов, тиристоров. Маркировка полупроводниковых приборов.
|
|
| 2 Полупроводниковые выпрямители: классификация, основные параметры. Электрические схемы, принцип работы выпрямителя.
|
| Самостоятельная работа студента: 1 Изучение темы: Электрические фильтры. Стабилизаторы напряжения и тока. Выбор полупроводниковых приборов.
|
|
| Тема 2.2. Электронные устройства
| 1 Основные сведения, структурная схема электронного выпрямителя. Однофазные и трехфазные выпрямители. Сглаживающие фильтры.
|
|
| 2 Основные сведения, структурная схема электронного стабилизатора. Стабилизаторы напряжения. Стабилизаторы тока. Выбор электронных устройств.
|
| 3 Колебательный контур. Структурная схема электронного генератора. Генераторы синусоидальных колебаний: генераторы LC-типа, генераторы RC-типа.
Переходные процессы в RC-цепях. Импульсные генераторы: мультивибратор, триггер. Генератор линейно изменяющегося напряжения (ГЛИН - генератор). Электронные стрелочные и цифровые вольтметры. Электронный осциллограф.
|
| Самостоятельная работа студента: 1 Моделирование электронных схем Electronics WorkBench; 2 Изучение темы: Принципы работы импульсных устройств. Электронные ключи и простейшие формирователи импульсных сигналов
|
|
| Тема 2.3. Микропроцессоры и микро-ЭВМ
| 1 Общие сведения о микропроцессорах. Использование микропроцессорных средств для управления и контроля за технологическими процессами, при проведении исследований, сборе информации и др. операций.
|
|
| Самостоятельная работа студента: 1 Моделирование электронных схем Electronics WorkBench; 2 Изучение темы: Элементы памяти, цифровые триггеры, регистры и цифровые счётчики импульсов. Индикация цифровой информации:
|
|
| Всего:
|
|
|