Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И управленияОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Влияние организационно-технического уровня на производственно-хозяйственную деятельность АТО При проведении комплексного технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности АТО экономические показатели рассматривают в тесной связи и взаимодействии с организационно-техническим уровнем производства, под которым понимают состояние и степень совершенства технической базы, организации производства, труда и управления, влияющих на качество выполнения производственных заданий. В литературных источниках, связанных с проблемой оценки организационно-технического уровня, встречается разное количество показателей (до двухсот), характеризующих это понятие. Подобная подробная дифференциация показателей может использоваться в редких случаях, когда АТО оценивается всесторонне для составления ее паспорта, разработки многофакторных моделей развития и др. Повышение организационно-технического уровня АТО заключается в совершенствовании всех составляющих процесса производства. Можно выделить три группы показателей, определяющих его организационно-технический уровень. Показатели научно-технического уровня производства характеризуют состояние, использование и прогрессивность применяемых средств производства, обеспеченность орудиями труда, внедрение в практику и эффективность достижений науки и техники и т. д. Показатели уровня организации производства и труда описывают специализацию и концентрацию производства, технологию транспортного процесса, квалификацию рабочей силы и ее соответствие техническому уровню производства, состояние научной организации труда, культуры производства и др. Показатели уровня управления организацией характеризуют организационную структуру управления и ее соответствие структуре производства, состояние систем планирования, учета, контроля, принятия и реализации управленческих решений, социальное развитие коллектива и др.
Анализ показателей научно-технического уровня производства. Научно-технический уровент производства непосредственно влияет на экономическую эффективность производственно-хозяйственной деятельности АТО, результаты ее работы. Степень совершенства и использования техники и технологии выражается через показатели, характеризующие уровень реализации достижений науки и технологии в конкретном производстве, уровень механизации производственных процессов, физический и моральный износ основных производственных фондов (в том числе подвижного состава), техническую оснащенность труда и технологических процессов, соответствие подвижного состава характеру перевозимого груза, внедрение новой техники, современных технологий перевозок, ТОиТР. Анализ технического уровня производства проводится для выявления резервов повышения степени совершенства имеющихся основных производственно-технических фондов АТО, включая подвижной состав и ремонтно-производственную базу технической службы, по которым он осуществляется раздельно. Оценку научно-технического уровня производства следует проводить по итогам года при выполнении общего анализа, а также при разработке бизнес-планов, комплекса мероприятий по стратегическому развитию АТО и др. Механизация и автоматизация производства являются главными факторами повышения производительности труда. Их уровень характеризуется несколькими показателями. Степень охвата рабочих механизированным трудом находится отношением числа занятых на механизированных производственных операциях к общему числу рабочих. Уровень механизации труда представляет собой отношение времени выполнения механизированных работ к продолжительности всех операций производственного процесса. Коэффициент механизации (автоматизации) производства рассчитывается как отношение количества полностью механизированных (автоматизированных) элементов производства к их общему количеству. Кроме количественного соотношения ручного и машинного труда данный показатель характеризует также качественную сторону механизации — широту применения современной техники и технологии. При анализе технического оснащения перевозочного процесса, а также в случае выполнения погрузочно-разгрузочных операций силами АТО могут быть рассчитаны аналогичные показатели. Для углубленного анализа научно-технического уровня производства применяются показатели технической вооруженности труда. Фондовооруженность труда определяется отношением стоимости основных производственных фондов (ОПФ) к численности основного производственного персонала. Однако непосредственно в перевозках и процессе поддержания подвижного состава в рабочем состоянии участвуют не все основные фонды производственного назначения. Кроме того, при работе АТО в несколько смен рабочие используют одни и те же средства труда независимо друг от друга. Поэтому требуются уточняющие показатели. Показатель технической вооруженности труда равен частному от деления среднегодовой первоначальной стоимости ОПФ, непосредственно участвующих в производственном процессе, на число рабочих в наибольшую смену. Если показатель, рассчитанный на конец анализируемого периода, больше начального значения, то это свидетельствует о росте технической вооруженности труда или за счет основных производственных фондов, или вследствие увеличения сменности работы. Техническая вооруженность труда может возрасти в результате поступления нового подвижного состава более высокой;! производительности, увеличения количества эксплуатируемых; прицепов и полуприцепов, приобретения и установки нового' технологического оборудования и приборов в зонах диагностики, технического обслуживания на ремонтных участках, повышения уровня механизации и автоматизации производства. Увеличение сменности работы автомобилей и станочного парка позволяет при неизменных ОПФ повысить техническую вооруженность труда работников и как следствие их производительность. Коэффициент сменности для водителей определяется как:
где: Тн — средняя продолжительность работы автомобиля в наряде; средняя продолжительность смены водителя. Для ремонтных рабочих этот коэффициент равен:
где ЧДР общ — общее количество отработанных человекодней во всех сменах; ЧДР наиб — число отработанных человекодней в наиболее продолжительную смену. Коэффициент использования установленного режима работы определяется делением коэффициента сменности на принятое число смен работы согласно режиму организации. Отметим, что влияние показателя технической вооруженности труда на показатели производительности труда не описывается прямой пропорциональной зависимостью. Причин здесь несколько. Во-первых, техническая оснащенность производственного процесса — это возможная для конкретных условий характеристика. Однако степень использования имеющейся возможности, а поэтому и влияние данного показателя на производительность труда могут быть разными: чем больше внутренних резервов реализовано, тем интенсивнее рост производительности труда. Во-вторых, экономические показатели, к которым относится и производительность труда, зависят не только от технических, но и от технологических, организационных, политических, социально-психологических и других факторов. В анализе научно-технического уровня производства важное место отводится исследованию результатов внедрения новой техники и технологии в АТО. Изменение состава и состояния ОПФ отражает как технический уровень производства, так и эффективность внедрения новой техники. Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей и определяется как отношение стоимости вновь вводимых ОПФ к их общей стоимости на конец анализируемого периода. Коэффициент обновления должен рассчитываться в целом по АТО и отдельным группам фондов. Состояние и изменение ОПФ характеризуют также коэффициенты износа Киз, годности Кг и выбытия Кв. Коэффициент износа ОПФ показывает степень их изношенности в целом по АТО и каждой группе. Он рассчитывается делением стоимости износа соответствующих фондов (суммы амортизационных отчислений) на их первоначальную стоимость. Коэффициент годности характеризует ту стоимостную часть ОПФ, которая еще участвует в процессе производства. Он равен частному от деления остаточной стоимости на первоначальную стоимость этих фондов, или Кг = 1 – Киз. Коэффициент выбытия определяется как отношение стоимости выбывших ОПФ к их общей стоимости. Все показатели изменения состояния ОПФ связаны между собой. Так, отношение коэффициента обновления к коэффициенту годности отражает степень технического развития организации, а анализ динамики этого показателя позволяет сделать заключение об уровне технической оснащенности АТО. Рост коэффициентов обновления и выбытия свидетельствует об увеличении степени годности ОПФ. Коэффициент обновления характеризует также динамику производственных мощностей АТО: чем он выше, тем больше внедряется новой техники, тем, следовательно, выше техническая оснащенность организации. Динамику обновления ведущей группы ОПФ в АТО — подвижного состава — анализируют, изучая его средний «возраст» Вср, который вычисляют по формуле:
где: Аi — количество единиц подвижного состава i-и «возрастной» группы; Вср. — средний «возраст» подвижного состава i-и группы; т — число принятых «возрастных» групп. Если средний «возраст» парка подвижного состава имеет тенденцию к росту, то это указывает на старение активной части ОПФ, увеличение затрат на ТОиР, повышение продолжительности простоя в связи с их проведением, снижение провозных возможностей АТО. Сокращение среднего «возраста» свидетельствует о внедрении новой техники в перевозочный процесс и возможности роста выработки одного автомобиля и парка в целом. Аналогичные расчеты среднего «возраста» проводятся и для других групп ОПФ. При анализе научно-технического уровня производства важное место занимает характеристика прогрессивности применяемой техники и технологических процессов. Для оценки степени совершенства техники и технологии рассчитывают показатели, показывающие долю современных прогрессивных технических средств и технологических процессов в их общем объеме (например, отношения объема перевозок, выполненных в контейнерах, к общему объему перевозок; количества грузов, перевезенных на прицепах, к общему объему перевозок; числа ездок, выполненных по часовым графикам, к общему количеству ездок). В качестве объекта анализа может выступать как вся АТО в целом, так и ее отдельные подразделения, виды перевозок и технических воздействий. Анализ динамики указанных показателей позволяет судить о развитии перевозочной деятельности АТО. Новизна и совершенство техники и технологии отражаются в таких обобщающих понятиях, как экономичность, производительность и качество работы. Основными направлениями анализа являются: • обеспеченность средствами труда; • качество применяемой техники и технологии, уровень их совершенства; • внедрение и освоение новой техники и технологии, оценка инновационных процессов и мероприятий. Анализ уровня организации производства и труда Интенсификация производства наряду с широким внедрением достижений науки и техники в повседневную деятельность Д.ТО предусматривает совершенствование уровня организации производства и труда. Необходимо внимательно изучить организационно-производственные факторы, обусловленные усложнением производственных процессов, увеличением числа внутренних и внешних связей АТО, ростом объема перевозок, совершенствованием организационной и производственной структур автомобильного транспорта. Уровень организации производства и труда в АТО характеризуется показателями специализации и концентрации производства, организации производственных процессов, ритмичности производства, использования ОПФ, развития научной организации труда, состояния культуры производства и промышленной эстетики, соответствия квалификации работников техническому развитию производства. Процессы концентрации, кооперирования, комбинирования и специализации на автомобильном транспорте тесно взаимосвязаны и направлены на повышение качества обслуживания. Под концентрацией понимают сосредоточение средств производства, рабочей силы и технологических процессов в крупных организациях. Концентрация производства позволяет проводить кооперирование и комбинирование организаций. Кооперирование представляет собой создание устойчивых производственных связей между различными АТО и обслуживаемой клиентурой для совместного выполнения работ по перевозке грузов и пассажиров, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. Комбинирование — это объединение под единым руководством разнохарактерных видов работ для выполнения непрерывного самостоятельного технологического процесса. Специализацией называется централизованное производство однородной продукции. С развитием общественного разделения труда она усиливается. По видам перевозок АТО могут подразделяться на грузовые, пассажирские, внутригородские, междугородные и т. д. Для анализа уровня концентрации, кооперирования, комбинирования и специализации рассчитывают соответствующие коэффициенты. Показателем уровня организации производства является также ритмичность работы АТО. Этот показатель следует отличать от равномерности перевозок. Ритмичность работы АТО характеризует выполнение перевозок в рамках календарного плана. Под Равномерностью перевозок понимают выполнение равных объемов перевозок в равные промежутки времени. Уровень организации перевозочного процесса оказывает значительное влияние на продолжительность транспортного цикла — ездки. Поэтому оценка соблюдения запланированного времени ездки позволяет судить об организации перевозок. Время на погрузку и выгрузку груза при планировании принимают нормативным, а при определении продолжительности движения планируемую длину ездки делят на нормативную скорость для конкретных условий. Непроизводительные простои не планируются. Отношение плановой продолжительности ездки к ее фактической величине характеризует уровень организации транспортного цикла. Если это отношение равно единице, то соблюдается производственная и технологическая дисциплина. При его отклонении от единицы необходимо провести анализ составляющих транспортного процесса с целью выявления причин, вызвавших нарушение графика работы автомобилей. Особое внимание обращают на наличие непроизводительных простоев. Превышение плановой продолжительности ездки над фактической объясняется несовершенством планирования, необоснованностью применявшихся норм и наличием внутренних неучтенных резервов при выполнении перевозок. О степени организации производства можно судить по коэффициентам использования подвижного состава и оборудования. Коэффициент экстенсивного использования равен отношению фактической продолжительности работы подвижного состава или оборудования к базисному. В качестве базы выбирают календарный, режимный или плановый фонд времени. Этот показатель позволяет составить представление о загрузке производственных фондов во времени. Коэффициент интенсивного использования средств труда служит характеристикой производительности и определяется делением фактического количества продукции, выработанной за определенный период, к ее максимально возможному количеству, рассчитанному по прогрессивным плановым нормам. Произведение коэффициентов интенсивного и экстенсивного использования, называемое коэффициентом интегрального использования, дает обобщенную характеристику использования подвижного состава или оборудования. Постоянный рост указанных коэффициентов использования свидетельствует о повышении степени организации производства. Следует отметить, что факторы экстенсивного и интенсивного развития производства необходимо использовать одновременно на основе принципа системности. Эти две группы факторов воздействуют на производственный процесс количественно и качественно, расширяя и углубляя его. К экстенсивным факторам относятся увеличение количества ресурсов (рабочая сила,средства и предметы труда) и продолжительности их производительного использования, к интенсивным — совершенствование качественных характеристик ресурсов и процесса их функцио-нирования (ускорение оборачиваемости основных и оборотных производственных фондов и т.д.). Организация производства неразрывно связана с организацией труда, состоянием культуры производства и промышленной эстетикой. Уровень организации труда при анализе производства характеризуется такими показателями, как коэффициенты использования рабочего времени, прогрессивности норм, прогрессивности разделения и кооперации труда, текучести и сменяемости кадров, уровень трудовой дисциплины, степень соответствия квалификации рабочих уровню технического развития производства и др. Глубина и широта внедрения научной организации труда в АТО в целом, ее подразделениях и на рабочих местах зависят от того, насколько правильно и обоснованно применяется живой труд. Цель организации труда состоит в повышении производительности при наиболее полном использовании средств труда. Анализ эффективности системы управления Управление (менеджмент) является необходимым элементом любой АТО. Конечно, оно присутствует во всех сферах общественной жизни, но степень его организации, уровень упорядочения и охвата системы взаимоотношений компонентов организационных структур различны. Степень организации управления является одним из факторов, определяющих общий уровень развития производства, его организационно-технический уровень и в конечном счете эффективность производственно-хозяйственной деятельности АТО. На автомобильном транспорте, как и в любой другой отрасли экономики, первичным является сам производственный процесс — перевозки. Совершенная организация управления положительно влияет на производство. Эффективность управления, широта и глубина участия в нем рабочих, степень его рациональности, гибкость, мобильность, оптимальность принимаемых решений, структура органов управления, уровень организации планирования, учета, контроля, степень внедрения хозяйственного расчета — все эти показатели необходимо рассматривать при анализе технического развития и организации Производства. Производственная структура АТО определяется основными видами деятельности и сопутствующими ей процессами. Основной вид деятельности АТО — это процесс перевозок, вспомогательные — техническое обслуживание и текущий ремонт, а также производственные и непроизводственные работы. Фор, мы и методы организации перевозочного процесса, выполнение комплекса работ по поддержанию подвижного состава в исправном состоянии, производственная и материально-техническая базы АТО постоянно совершенствуются и развиваются но сущность производственного процесса и его задачи остаются неизменными. Производственная структура АТО отражает разделение труда между участниками производства и служит в конечном итоге решению задач, стоящих перед автомобильным транспортом. Она способствует росту производительности труда, улучшению использования наличных ресурсов, повышению эффективности производства и качества работы. При анализе производственной структуры АТО исходят из объемов работ по основному и вспомогательным видам деятельности, размеров организации, численности работающих. Проводимый анализ выявляет целесообразность выделения отдельных производственных подразделений, их относительную самостоятельность, соответствие анализируемой структуры типовой, удельный вес производственного и непроизводственного персонала, техническую вооруженность труда и др. Размеры и структура автотранспортного производства определяют систему управления АТО. Экономическая эффективность системы управления представляет собой соотношение результатов управления и затрат на выполнение управленческих работ. Анализ эффективности системы управления дополняют такими показателями, как доля стоимости основных фондов, используемых в системе управления, в общей стоимости основных фондов организации, доля затрат управляющей системы в общей сумме издержек производства и доля заработной платы аппарата управления в общем фонде заработной платы. Эффективность системы управления во многом зависит от структуры управления. Структура управления АТО — это определенным образом построенная и упорядоченная совокупность подразделений аппарата управления, их взаимосвязи и соотношения между ними по объему и видам выполняемых работ. На структуру управления оказывают влияние производительные силы и производственные отношения. Однако организация управления должна опережать реальное состояние производства с учетом тенденции его развития. Анализ соответствия структуры управления и производственной структуры состоит в определении соотношения между задачами управляющей системы и целями объекта управления, перечнем принимаемых управленческих решений и требованиями производственного процесса, иерархичностью управляющей и управляемой систем, уровнем механизации процессов управления и характером производственных процессов, оперативностью управленческих решений и цикличностью производства, надежностью управления и сложностью производственных процессов. При анализе структуры управления АТО рассчитывают следующие показатели: • коэффициент укомплектованности кадрами аппарата управления, равный отношению фактического числа работников аппарата к их числу по штатному расписанию; • коэффициент полноты охвата функций, определяемый как отношение количества работ, фактически выполняемых в подразделениях, к их количеству, соответствующему установленным положениям; • показатель надежности систем управления, равный отношению числа выполненных решений к общему числу принятых; • коэффициент ступенчатости структуры управления, определяемый как отношение фактического числа ступеней управления к нормативному. Эффективность управления во многом определяется уровнем организации планирования, учета и контроля. В настоящее время отсутствуют общепринятая методика и критерии оценки влияния аппарата управления на производственно-хозяйственную деятельность АТО. Рекомендуется использовать косвенные показатели, к числу которых относятся отношения объема перевозок, прибыли (доходов) и общих затрат организации к численности управленческих работников или затратам на управление. Достаточно хорошо поддается количественному анализу информационное обеспечение процесса управления. При анализе необходимо определить число входящих и исходящих документов, объем используемых данных и обработанной информации, величину нерегламентированного документооборота, повторяемость отдельных показателей как по отдельным функциям и подразделениям управления, так и в целом по АТО. Их соотношения, рассматриваемые в динамике, позволяют установить целесообразность того или иного документа. Анализ порядка обработки документов, аккуратности их заполнения, организации контроля за их прохождением, выполнения действующих инструкций и положений покажет состояние учета и контроля в АТО.
|