Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социология о проблемах общественногоразвития: современность и будущее» (2 часа) Знать: Определение мирового сообщества. Мировое сообщество как сложная неоднородная система: промышленно-развитые страны, новые индустриальные страны, страны с переходной экономикой, беднейшие страны мира. Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации: электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий. Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические. Иметь представление о месте России в современном мире. Роль России в процессах глобализации Уметь: классифицировать страны мира по их месту в мировой системе Вопросы для самостоятельного изучения 1. Глобальные проблемы человечества: социально-экологические, социально-политические, социально-экономические, социально-гуманитарные. Определение, характерные черты. 2. Неравномерность общественного развития: «сверхразвитие» и «субразвитие». Критерии, факторы и причины. «Юг и Север». Концепция Ф.Фукуямы. Мир – системный анализ И. Валлерстайна. Гексогональная модель мироустройства А.Неклессы. 3. Концепции постиндустриального общества (А. Тоффлер, Дж. Несбитт и П. Эбурдин, З.Бжезинского). 4. Глобализация современного общества: периодизация, характерные черты, проблемы и перспективы
Самостоятельная работа. Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям. Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, решение тестов по темам: «Мировое сообщество. Формирование мировой системы», «Процессы глобализации», «Место России в мировом сообществе». Рекомендуемая литература. Основная: 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1998. 2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001. 3. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., 1995. 4. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. 5. Неклесса А. Конец эпохи большого модерна // http://demografia.viperson.ru/wind.php?ID=9220 6. Несбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. М., 1992. 7. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. Гл. 5, 9. 10. Современная «постиндустриальная волна» на Западе. М., 1998. 11. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997; М., 2002. 12. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3.
Дополнительная: 1. Еляков А.Д. Феномен информационного общества. Самара, 2001. 2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М. 2000. 3. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и глобализация как американизация // Вопросы философии. 2004. № 4. 4. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2000. 5. Кардозо Ф. Отношения «Север – Юг». Новая зависимость // Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М., 1992. С. 114 – 123. 6. Лейбин В.М. Римский клуб и проект моделей мирового порядка // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1997. Вып. 25. 7. Прадес Х.А. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество// Социс. 2000. № 4. 8. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. – М., 2001. 9. Тоффлер А. Метаморфозы власти. М.. 2002. 10. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003. 11. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004. Этапы проведения брейнсторминга:
Примерный список проблем, выносимый на обсуждение: · Социально-политические глобальные проблемы: функции и дисфункции · Проблема «север-юг»: функции и дисфункции, пути решения · Социально-демографическая проблема: функции и дисфункции, пути решения · Сырьевая проблема: функции и дисфункции, пути решения · Глобализация: «плюсы» и «минусы», варианты преодоления дисфункций · Постиндустриальное общество: функции и дисфункции
Необходимые материалы: ватманы А3, маркеры или доска и мел.
|