Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Информационная культура менеджера ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования информации в качестве ресурса развития резко повысила значимость формирования информационной культуры человека. Сегодня уже никто не сомневается в том, что от оперативного нахождения и использования информации все в большей степени зависит качество жизни Люди думают и действуют так или иначе в зависимости от того, какой информацией они располагают. Информационная культура общества и личности должна обеспечивать возможность непрерывного образования человека и повышения его ответственности за принимаемые решения. В первом случае информационная культура выступает средством социальной защиты личности, способной к самостоятельному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного поведения на основе всестороннего анализа ситуации. Во втором – информационная культура является средством защиты общества от непродуманных действий человека, гарантом того, что принципиальные решения в любой сфере – социальной, экономической, технологической принимаются лишь после глубокого анализа всей имеющейся информации. Формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключаются СМИ, школа, вуз, затем оно продолжается на протяжении всей активной жизни Особая, уникальная роль в формировании информационной культуры принадлежит библиотеке. Исторически этот процесс начинался с освоения библиотечно-библиографической грамотности, необходимой для подготовки квалифицированного пользователя, легко ориентирующегося в фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки. Соответственно, содержанием обучения являлись передача знаний и фактических сведений о структуре и составе фонда, каталогах, библиографических пособиях, о правилах библиографического описания и оформления требований на литературу. С течением времени углублялись и становились более разнообразными информационные потребности пользователей. В поле читательской деятельности включался все более широкий круг источников. Чтобы помочь находить необходимую литературу, отсутствующую в библиотеке, пользователей стали учить обращаться в другие библиотеки и центры информации, рассказывать о существующей информационной продукции и услугах, рекомендовать МБА и ММБА. Началось активное исследование чтения как сложнейшего социально-психологического процесса, поиск путей его рационализации и повышения эффективности. Информационная культура менеджера – это новый, интеллектуально-информационный способ организации и развития профессиональной деятельности и его социальных и профессиональных качеств. Информационная культура менеджера складываетсяиз нескольких составляющих: Информационного мировоззрения менеджера и его роли в работе.Информационное мировоззрение – это система взглядов на природу и общество через призму своих знаний и навыков полученных из потока информации. Приоритет отводится знанию, так как оно позволяет получать и перерабатывать информацию, вычленяя самое необходимое. Знание законов распространения информации в материальном мире. Знание роли информации в процессе формирования мышления, поведения, деятельности личностей. Информационного стиля мышления. Информационный стиль мышления, информационный менталитет менеджера, в основе которого заложен приоритет Информации, Знаний и Интеллекта, а значит – приоритет не техники (технократический стиль мышления), а человеческой личности. Информационный стиль мышления – это: умение видеть явление во всей важности, включая породившие его причины и их последствия; умение связывать факты; умение ориентироваться в быстроменяющейся информационной ситуации и правильно оценивать сложившуюся обстановку с точки зрения рациональных, эстетических и морально-этических критериев; умение адекватно реагироватьна поступающую информацию. Владения информационными технологиями и их применение на практике. Информационные технологии – это последовательность процедур информационной деятельности, протекающих в информационной сфере: в области создания и распространения информации: • процедуры аналитико-синтетической обработки информации, • самостоятельной работы с различными источниками информации, • разной техники чтения текста, в т.ч. – определения содержания документа при беглом его просмотре, • извлечения информации из текста, • систематизации и документального оформления полученных сведений и др. В области формирования информационных ресурсов и подготовки информационных продуктов и услуг (ИПУ): В области потребления информации: В области создания и применения информационных систем и средств их обеспечения. В области создания и применения средств и механизмов \ информационной безопасности. Менеджер в современном обществе должен владеть технологиями информационной деятельности. Появилась необходимость говорить уже не о профессиональной грамотности менеджера, а о культуре менеджера, под которой стали понимать знания, умения и навыки, необходимые для полноценной работы, восприятия и понимания, воспроизведения полученных в процессе образования и на собственном опыте знаний. Это предполагало: • знание правил пользования информацией, знаниями, умениями на практике, • осознанный выбор тематики и направления действий, • ориентацию в источниках, в т.ч. и в устных, и литературных, и т.д., • систематичность и последовательность обработки информации, умение выбрать конкретную среди большого объема данных, • владение приемами рационального восприятия информации, обеспечивающими ориентацию в информационном потоке, усвоение и глубокое понимание полученного знания, • умение использовать и применять на практике полученную информацию, почерпнутую из различных источников, • владение приемами конспектирования, реферирования и т.д. Был разработан перечень требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать менеджер. Вот некоторые из них: 1 Познавательные умения а) выделять главное в потоке информации, использовать «свернутые» записи (заметки, тезисы, конспекты и др.), б) выявлять связи между явлениями; в) привлекать в процессе работы дополнительные источники информации и знаний; г) формулировать гипотезы, намечать пути их проверки; д) производить анализ, синтез, обобщение полученных знаний. 2. Проектировочные умения: а) формулировать цель получения информации и отдавать себе отчет в требованиях к деятельности менеджера в современных условиях; б) формулировать цели работы над различными источниками информации; в) прогнозировать, к каким результатам и с помощью каких приемов можно прийти; г) определять задачи, темп и ритм работы. 3. Конструктивные умения: а) вычленять самое главное из потока информации кратко, сжато, своими словами и с элементами цитирования; б) цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать; в) делать выводы и обобщения; г) составлять план или тезисы своих действий. 4. Коммуникативные умения: а) формулировать вопросы по изучаемому явлению, информации; б) внимательно воспринимать устные сообщения и анализировать их; в) самому активно участвовать в обсуждении проблемы; г) рассказывать другим об усвоенном, узнанном в процессе работы с информацией; д) строить логически законченное мнение по изучаемому вопросу, заключением и выводами; е) высказывать собственное отношение к прочитанному, формулировать и аргументировать свою оценку книги или статьи. 5. Организаторские умения: а) организовывать свое время, контролировать непроизводительные затраты времени и избегать их; б) организовывать деятельность: рабочее место, гигиенические условия, контролировать мотивировать; в) организовывать контакты с другими людьми для достижения искомых целей в русле деятельности; г) развивать в процессе работы свои знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей успешной деятельности; д) организовывать накопленную в процессе работы информацию таким образом, чтобы по окончании чтения ею можно было бы воспользоваться. Информационная культура включает и информационную грамотность, и культуру, но предполагает овладение человеком целым комплексом дополнительных знаний, умений и навыков, в том числе: 1. Знание того, что собой представляет процесс информатизации, каковы специфические особенности информационного общества и как они влияют на жизнь каждого человека. 2. Ориентацию в правовых нормах, связанных с распространением и использованием информации и касающихся обеспечения доступности информации, охраны интеллектуальной собственности, включая авторское право, информационной безопасности и т.д. 3. Ориентацию в совокупных информационных ресурсах, как электронных, так и традиционных (фондах и СБА библиотек и архивов, библиографических, фактографических и полнотекстовых БД и т.д.). 4. Умение формировать собственные поисковые системы. 5. Способность использовать формальные и неформальные каналы коммуникации для получения необходимой информации. Готовность самому выступать в роли консультанта, активного распространителя нового знания. Исследования показывают, что у значительного числа менеджеров уровень информационной культуры невысок. Это проявляется в неумении выражать информационные потребности в форме запросов на обслуживание, самостоятельно осуществлять поиск информации и фактических данных, фиксировать найденное. Менеджеры владеют методами определения уровня информационной культуры – от различных видов научного наблюдения до эксперимента. Достаточно надежным средством определения информационной культуры является тест Г.Г. Воробьева. Информационная культура как интегративное, «навигаторское» качество личности может быть высокой, средней и низкой Уровень информационной культуры личности определяется по ряду согласованных показателей (индикаторов). Их «набор» в каждом исследовании в зависимости от цели и контингента пользователей может быть различным. Значимыми являются следующие показатели: • знание возможностей информационных центров различных уровней; • умение использовать поисковый аппарат, помогающий ориентироваться в совокупных информационных ресурсах (СБА библиотек, поисковые системы Интернет); • компьютерная грамотность; • особенности отбора источников для получения информации; • рациональность в работе с информацией; • характер профессионального и общеобразовательного знания (соотношение, регулярность, направленность и т.д.). Информация об информации решает несколько задач. Во-первых, она помогает менеджерам ориентироваться как в целом потоке информации, так и в ее отдельных направлениях. Во-вторых, она помогает получить сведения о том, что имеется в информационной базе, в какой отдел можно обратиться за необходимой информацией, какие базы данных доступны и др. В-третьих, она помогает пользователю ориентироваться в документах. Современные компьютерные технологии тоже используют много ориентирующих средств, построенных на приемах мнемотехники: разные окна, в том числе и цветовые, меню; подсказки; кнопки с изображением предметов-символов действий, например, ножницы, которые означают «вырезать», раскрытая папка – «открыть» и т.д. Таким образом, одни путеводители помогают ориентироваться в помещении библиотеки, другие – содействуют ориентации пользователя в расположении документов и их содержании. Ориентирующая информация позволяет описать мир информации и помочь ориентации в ней. Затем, учитывая, что информационная культура каждого пользователя развивается на основе знаний и совершенствования навыков использования возможностей всей информационной системы страны и мира, менеджер в меру своих возможностей налаживает связи с другими учреждениями. И это важно, ибо у каждого учреждения свои информационные особенности и обусловленные ими возможности. В целях формирования информационной культуры менеджера устанавливают контакты с другими организациями и, прежде всего, с учебными заведениями, расположенными в районе их деятельности. При этом следует отметить, что в формировании информационной культуры менеджеров главная роль принадлежит им самим и их способности к самообразованию. Среди мероприятий, специально осуществляемых в целях повышения уровня информационной культуры менеджеров, следует назвать: • индивидуальные консультации по работе с информацией; • групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны и мира, о том, как пользоваться ею, как развивать и совершенствовать свою информационную культуру; • проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов.
|