Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феномен потребительстваПотребление — это текст, который передает окружающим информацию; о данном потребителе. Если эта информация положительная, то она является источником удовольствия, удовлетворения. Здесь удовлетворение обеспечивается не самой вещью, а ее прочтением окружающими. Так, владелец шикарного костюма на необитаемом острове не был бы столь доволен своим приобретением, как в людном городе, на большом < приеме. Элементы цепочки «вещь—ее прочтение—удовлетворенность потребителя» могут выстраиваться и в иную, укороченную конфигурацию. Дело в том, что социальное взаимодействие может быть не только прямым, но и опосредованным: человек приобретает вещь, представляет себе возможную реакцию будущих свидетелей его потребления, и это приносит ему удовольствие. Иной вариант такого же косвенного взаимодействия: приобретение очень ценной вещи, не предназначенной по тем или иным причинам на показ. Здесь свидетелей потребления не! предвидится, но потребитель испытывает удовлетворение от осознания того, что только он или лишь немногие имеют такую вещь. Классический пример — частный коллекционер произведений искусства в СССР: показать нельзя, так как заинтересуется милиция, но удовлетворение от покупки большое не потому, что она полезна, а потому, что обладает огромной меновой стоимостью или художественной ценностью. Аналогичные мотивы движут покупателями краденных шедевров. Накопление как таковое выступало движущим мотивом многих деятелей теневой экономики при государственном социализме: демонстрация богатства опасна для жизни, поэтому его прятали закопанным на дачах, в стенах и т. Д. Класический литературный пример — подпольный миллионер Корейко из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Этот феномен в той или иной форме часто проявляется при покупке самых разных товаров и услуг. В американской социологии потребления его обычно называют материализмом. В нашей стране это традиционно именовалось потребительством, вещизмом. В советское время его связывали с категорией мещанства — стилем жизни мелкой буржуазии, для которой приобретение вещей является смыслом жизни и формой самореализации. В контексте официальных целей строительства коммунизма эти понятия использовались как сугубо отрицательные, ругательные характеристики. В этическом смысле в наше время, на мой взгляд, потребительство вряд ли является светлым ориентиром, но и осуждать его тоже нет оснований: у каждого свой смысл в жизни, и никто не может сказать, какой смысл более высокий. Я использую понятие потребительства как сугубо нейтральное. В контексте экономической системы потребительство — это мощный фактор стимулирования спроса, который опережает износ вещей. С точки зрения судьбы человеческой цивилизации, в свете грозящей экологической катастрофы, потребительство убыстряет наше прогрессивное движение в этом направлении, стимулируя исчерпание природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Материалист в вышеописанном смысле — это индивид, который рассматривает обладание вещью как фактор, особенно важный для конструирования своей идентичности и жизни вообще; это человек, для которого владение вещью первично. Материалисты обладают следующим набором личностных черт: (1) Они высоко ценят процесс приобретения вещи и ее показа. (2) Они особенно эгоцентричны и эгоистичны. (3) Они стремятся к стилю жизни, насыщенному множеством вещей. (4) Однако обладание большим количеством вещей все же не дает им большего личного удовлетворения, не делает более счастливыми. В нашей стране понятие материализма уже лет 100 используется в совершенно ином смысле: для обозначения философского течения, исходящего из принципа «Материя первична, а сознание вторично». Для измерения материализма предложена шкала, приведенная в нижеследующей таблице. Таблица 4 Шкала для измерения материализма (степень согласия измеряется по 5-балльной шкале)[4]
* Этой звездочкой обозначаются утверждения, которые противоречат материализму и при подсчете баллов идут со знаком (-).
М. Ричин предложил использовать в качестве индикаторов потребителей, которые являются ярко выраженными материалистами, наличие следующих предметов, носящих в США явно статусный характер: (1) «Кадиллак Эль Дорадо», (2) «Корвет», (3) бриллиантовые украшения, (4)Я жакет из кожи или норки, (5) норковая шуба, (6) спортивный автомобиль, (7) бриллианты (Richin 1994: 531). В России конкретный набор ин-М дикаторов принадлежности к группе материалистов, конечно, будет отличаться от американского, но смысл его остается тем же: этоЯ приобретение вещей, по которым узнают высокий статус, доставляя их владельцу удовольствие. Потребительство — это система ценностей, ядром которой выступает процесс приобретения и накопления вещей. «Я покупаю вещи — следовательно, я живу» — такое логическое умозаключение выражает суть этого явления. Хотя сущность потребительства универсальна, формы его проявления очень многообразны и зависят от уровня социально-экономического развития страны, от ее культуры. В полуголодной стране продукты питания могут быть самой главной материальной ценностью. Поэтому потребительство проявит себя в элементарной форме обжорства. Хотя и самые богатые страны и слои населения не лишены этой склонности, все же там самоутверждение через вещи приобретает и иные формы, проявляется в покупке престижных вещей типа автомобилей, домов, украшений, дорогих услуг. Американские обществоведы сходятся во мнении, что материализм (потребительство) — это одна из наиболее характерных черт американской культуры, составляющая важный компонент ее ценностной системы. Мне, как человеку наблюдавшему со стороны, это сразу же бросилось в глаза в первые же дни пребывания в США. Первые впечатления подтвердились 10-месячным наблюдением стиля жизни многих американцев. Не много стран мира, где торговые центры являются такими центрами притяжения, вызывают такой интерес у широких слоев населения, манят к себе даже при отсутствии осознанной потребности, а процесс совершения покупок доставляет такое удовольствие столь большому числу людей. Понятие потребительства близко «показному потреблению», но не является его синонимом. Первое понятие более широкое. Оно может проявляться и на дне, и на вершине социальной иерархии. Показное же потребление — это феномен в основном состоятельных слоев, которым есть, что показать окружающим, большинство из которых такими вещами не обладают. Предпосылкой демонстративного потребления является наличие уровня жизни, заметно превышающего средний (по крайне мере в данной части общества — городе, районе и т.д.). В качестве вещей, вокруг которых вертится жизнь материалиста, могут выступать и предметы духовной культуры, если их ценность определяется не их содержанием, а вещественной формой. В советское время, несмотря на то что в СССР публиковалось книг больше, чем в любой иной стране мира, большим дефицитом были качественно изданные произведения классиков литературы, многотомные подписные издания, собрания сочинений (исключая классиков марксизма-ленинизма). Обладание большой коллекцией таких книг было очень престижным. И не удивительно, что такие книги чаще накапливались не у заядлых читателей, любителей литературы, а у тех, кто имел возможность такие книги приобрести. Чтобы подписаться, «простые» люди стояли в огромных очередях, а те, кто имел доступ к распределению властных или материальных ресурсов, получали талоны на подписку в порядке поощрения, в обмен на какие-то иные товары и услуги (отсюда повышенная концентрация многотомных сочинений у работников партийно-государственного аппарата и торговли). В этих условиях книги становились символом статуса, сам факт обладания ими был источником удовлетворения. Над этим много посмеивались советские юмористы, но дефицитность не может не делать товар символом статуса, который способен приносить материалисту ощущение счастья. Аналогичным образом в качестве индикатора принадлежности к материалистам могло выступать и наличие доступа к дефицитным билетам на престижные спектакли в престижные театры, на престижные выставки. Правда, в таких случаях очень трудно визуально отличить любителя и ценителя искусства от материалиста: и те и другие стремились попасть на такие мероприятия, но одни получали удовольствие от спектакля или выставки, другие — от самого факта допуска к дефициту.
|