Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационное обеспечение внешней политики





 

В большинстве стран мира существуют специальные службы, по­ставляющие их руководству важную информацию для принятия решений и анализа внешней политики. Однако параметру этих служб определяются самим характером внешней политики, проводимой тем или иным государством, их восприятием угроз. Например, во многих странах (Великобритания, Франция, ФРГ) политическая разведка отделена от военной и напрямую подчинена высшему государственному руководителю (соответственно премьер-министру, президенту и канцлеру). В других, напри­мер в Израиле, она подчинена военной (министру обороны).

В Соединенных Штатах Америки, где господствует доктрина «на­циональной безопасности», высшим органом при президенте, интегри­рующим решения в области внешней и военной политики, является Совет национальной безопасности (СНБ), создана наиболее централизованная система разведки, включающая службы различных министерств и целый ряд полуавтономных ведомств.

Во главе «сообщества» американских секретных служб стоит Дирек­тор центральной разведки (ДЦР), советник президента в этой сфере, по­лучивший статус полноправного члена СНБ, т. е. положение, приравнен­ное к положению министра обороны и государственного секретаря. Через подчиненный ему аппарат «разведывательного сообщества», с помощью действующей при СНБ Высшей межведомственной группы и двух соз­данных президентом совещательных советов по разведке ДЦР планирует распределение бюджетных ассигнований на такую работу, составляет программу задач «сообщества» на ближайшее будущее и несет ответст­венность за главную информационную продукцию. ДЦР является также Директором главного разведывательного управления США - Центрально­го разведывательного управления (ЦРУ).

Аналогичные структуры имеются и в других государствах. Как пра­вило, их деятельность распределяется по четырем направлениям: инфор­мация, операции, наука и техника и внутренний контроль. Продукция информации носит весьма разнообразный характер. Эта «готовая» ин­формационная продукция - текущие сообщения, национальные оценки, специальные разработки и фундаментальные справочники и исследова­ния. В настоящее время их статус варьируется or совершенно секретной, сугубо личной информации, до открытых статистических сборников и публикаций. Например, в последние годы директорат информации ЦРУ публикует доступные для всех специалистов обзоры по экономике КНДР, КНР, России, Беларуси, Польши. Большую часть информации извлекают из открытых источников. Например, для наблюдения за внутриполитиче­ской обстановкой в СНГ широко используется как центральная, так и ме­стная пресса.

Другие информационные службы отправляют собранные ими сведения и полученные оценки руководителям соответствующих министерш а также приглашаются для составления национальных отчетов. Например, Управление разведки и исследований государственного департамента США принимает участие в составлении ежедневных информационных сводок для госсекретаря, решает задачи по сбору информации по дипло­матическим каналам.

В других странах подготовка информационно-аналитических мате­риалов, их обработка обычно включает ежемесячную и ежегодную ин­формацию для МИДа своей страны.

В информационных письмах посольств (генконсульств) выделяются следующие блоки: 1) анализ главных событий внутренней общественно- политической и социально-экономической жизни страны пребывания и ее внешнеполитические акции в отношении других государств; 2) междуна­родные события и мероприятия, непосредственно затрагивающие интере­сы государства, в которых участвовала (ли) страна (страны) аккредита­ции; 3) характеристика результатов осуществления мероприятий по ли­нии двусторонних (многосторонних) отношений; 4) меры в области тор­говли, принятые в отношении государства.

Во всех этих документах содержится краткий сводный итог-оценка ситуации в стране пребывания. При этом выделяются: 1) повышение (по­нижение, сохранение на прежнем уровне) степени внутренней стабильно­сти страны (стран) аккредитации, в частности в политическом, экономи­ческом и социальном аспектах; 2) повышение (понижение, сохранение на прежнем уровне) степени активности страны (стран) на международной арене в целом и на отдельных направлениях; 3) повышение (понижение, сохранение на прежнем уровне) степени влияния страны (стран) на меж­дународную ситуацию в региональном (глобальном) масштабе; 4) поло­жительная (отрицательная, нейтральная) динамика двусторонних (много­сторонних) мероприятий с конкретными результатами - восприятие об­щественным мнением страны (стран) внутренней и внешней политики государства; 5) состояние экспортно-импортных операций между страной и страной пребывания; 6) состояние договорно-правовой базы политического и торгово-экономического сотрудничества государства со страной, 7) привлечение в страну кредитов и капиталовложений; 8) информирова­ние экономических субъектов, деловых кругов страны о возможностях торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества; 9) содейст­вие национальным субъектам хозяйствования; 10) рекомендации о целе­сообразных практических шагах и мероприятиях МИДа по реагированию на динамику внутренней и внешней политики страны (стран).

Информационные письма представительств государства при международных (межправительственных) организациях освещают главные события внутренней деятельности международной организации (организаций) на разных уровнях (глобальном, региональном, на уровне страны); деятельность страны как члена организации; мероприятия по линии «ме­ждународная организация (организации)-страна». Например, в информа­ционном письме Постоянного представительства Республики Беларусь в ООН за октябрь 2000 г. давалась характеристика деятельности Совета Безопасности ООН в связи с событиями на Ближнем Востоке, а также заседаний Генеральной Ассамблеи ООН по этому же вопросу. Предста­витель Республики Беларусь принял участие в общей дискуссии с изло­жением позиции своей страны. В отчете о заседаниях Главных комитетов указывалось, что белорусской делегацией в Первом комитете был внесен проект резолюции «Региональное разоружение и нераспространение», а также совместно с делегациями России и Китая I проект резолюции «Со­хранение и соблюдение Договора по противоракетной обороне».

В справках территориальных подразделений МИДа отражаются:

• основные политические и экономические события жизни региона;

• основные совместные акции стран региона (межрегиональный и гло­бальный масштабы); 3) мероприятия стран региона в отношении их госу­дарств.

Справки содержат краткий сводный итог-оценку вышеназванных со­бытий. Особое внимание обращается на динамику внутренней стабильно­сти региона, в частности в политическом экономическом и социальном аспектах; его влияние на глобальную ситуацию и на отдельные аспекты международной политики; характеристику результатов взаимодействия стран региона с конкретной страной (договорно-правовая база, торговля, инвестиции, займы, восприятие общественным мнением внутренней и внешней политики государства). Важнейшим элементом справок являют­ся рекомендации о конкретных мерах, направленных на развитие сотруд­ничества.

В справках функциональных подразделений отражаются основные события в рамках их компетенций и степени участия в этих событиях. Например, в справке Управления планирования и анализа внешней поли­тики МИДа Республики Беларусь за октябрь 2000 г. указывалось на необ­ходимость привлечения министерств и ведомств республики, научной общественности для разработки концепции внешней политики страны, ее внешнеполитических приоритетов (страны СНГ, Азии, Африки и Латин­ской Америки, ЕС, Соединенные Штаты Америки). В рамках таких задач на базе факультета международных отношений БГУ был проведен «круг­лый стол» с участием всех заинтересованных сторон. Управление планирования внешней политики МИДа готовит на базе информационных пи­сем загранучреждений и ежемесячных справок структурных подразделе­ний МИДа ежемесячный бюллетень, содержащий готовую констатацию наиболее важных событий международной жизни и внешней политики включая ее внешнеторговый и экономический блок. Обращается внима­ние на: 1) главные итоги внутренней жизни и внешней политики ведущих стран мира и отдельных регионов; 2) некоторые итоги развития отдель­ных аспектов международного сотрудничества; 3) основные итоги и те­кущее состояние реализации государством своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов на международной арене (глобальный, континентальный и региональный уровни); 4) аргументированную пози­цию своей страны.

Несмотря на очевидные успехи в области информации о внешней политике государств, есть и неудачи. История международных отноше­ний знает огромное количество таких примеров: полное незнание о нена­падении Японии на США, возможность уничтожения разведывательного самолета У-2 и допрос Пауэрса, вероятность размещения советских ракет на Кубе, быстрый распад португальской колониальной империи, совер­шенно неожиданное падение режима шаха в Иране, захват там же посоль­ства США и др. В чем причины этого явления, которое касается и других государств? Их корни специалисты усматривают как в предвзятости мне­ний работников информационных служб, так и в их стремлении дать компромиссные оценки. Очень многое зависит и от качества кадров ана­литиков, занятых в информационной службе, их культуры и углубленно­го знания соответствующих стран и регионов.

В целом, завершая изучение анализа внешней политики, можно сде­лать вывод о том, что проблемой первостепенного значения оказывается взаимодействие внутренних и внешних факторов, эффект их суммарного воздействия на общество, его поведение в системе государства, в между­народных отношениях в целом.

Date: 2015-11-13; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию